Эпоха Ивана Грозного через призму балета

Галина Александровна Романова
Эпоха Ивана Грозного через призму одноимённого балета. Историческое эссе

Балетная тема  уже была в моём литературно-публицистическом творчестве. Да и в поэтическом. Захотелось продолжить, тем более, что материал уже готов. А если было интересно мне, кого-то может тоже заинтересовать, тем более что он, благодаря предварительному труду, получился довольно-таки концентрированным.

Из чего он будет состоять? Небольшое введение, а потом поговорим о том, как Иван Грозный «шагнул» на балетную сцену; о реформах, ставших плюсами эпохи и личности Ивана Грозного; об опричнине как жестокой централизации власти; об исторических личностях и их образах в балете «Иван Грозный»; о звонарях и колоколах на сцене и о чём-нибудь в заключение.

Введение, или Актуальность истории
Казалось бы, парадокс – сочетание рядом двух таких слов, как история и актуальность, но в наш информационный век прямо-таки космических скоростей развития человеческого общества особенно ощущаешь, как каждый текущий день становится историей. Всё чаще слышишь: «Если не начать сейчас, то уже не догонишь».

Казалось бы, парадокс – выражение «актуальность истории», но как тогда объяснить эту вспышку интереса к давно минувшим временам, именам, событиям? Обратите внимание: не только у тех, кто этим занимается профессионально, кто изучает историю, а и у людей самых разных профессий, самых разных возрастов и интересов.

Мы проводим временнЫе параллели, находя сходство в событиях, судьбах людей и стран. Мы получаем столько новой информации, новых интерпретаций одних и тех же периодов истории, одних и тех же событий, одних и тех же личностей, что сама история становится «живее всех живых». Конечно, у каждого человека может быть свой интерес к истории, точнее – свой выбор в этом необъятном историческом море. Мой интерес сейчас - к периоду, который обозначен как «Расцвет Московского царства. Иван Грозный».

Возможно, по трём причинам. Во-первых, потому что уж слишком часто нашу современную власть начали называть в мире «режимом», «тоталитаризмом». Во-вторых, слишком уж мы привыкли называть Ивана-IV «Грозным». В-третьих, дети мои балетные и балетом я всегда интересовалась. А что есть среди русских балетов на исторические темы?! Правильно, в первую очередь вспоминается балет «Иван Грозный»! Да, именно балет «Иван Грозный». Балет, поставленный первопроходцем отечественной исторической тематики в русском балетном искусстве Юрием Николаевичем Григоровичем.
Как создать образ времени в хореографическом спектакле? Как донести его до современного зрителя? В первую очередь, уверена, надо изучить это время. Пять лет ушло у Юрия Григоровича на реализацию идеи балета, и немалая доля была посвящена погружению в эпоху, изучению материалов. Великий балетмейстер сумел из этого времени взять такую квинтэссенцию, которая позволила не только триумфально выпустить спектакль в 1975 году, но и сохранить интерес к этому балету, к теме, к возобновлению спектакля, что и произошло и в 2004, и в 2005, и в 2012-ом году. И новое поколение, ставившее балет уже в новых социально-экономических условиях, тоже обращалось к истории, чтобы понять и донести идеи спектакля до зрителя.

И я буду спорить с теми, кто скажет: «Зачем танцовщику и балерине знать какие-то исторические подробности?! Просто делай, как говорит балетмейстер или педагог-репетитор». Можно, наверное, и так, но получится ли захватить зрителя, вызвать его восторг, довести создаваемый образ до совершенства? Сомневаюсь. Ведь дело не только в танцевальном, чисто хореографическом профессионализме. Уверена, что лучше, когда и зритель будет подготовленным тоже: «полистает» страницы истории. Тогда, по моему мнению, он лучше поймёт, почему хореограф, а, кстати, и композитор (в данном случае музыка Прокофьева из фильма «Иван Грозный» была первична), и художник-постановщик нашли, выбрали именно такие решения.

Как доказать эти мои взгляды? Для этого провела свой личный эксперимент, а теперь поделюсь его результатами. В чём же заключался эксперимент? Всё просто. Посмотрела балет «Иван Грозный» с сохранившимися с далёких школьных времён знаниями исторического периода, а затем читала материалы, изучала, будто заново знакомилась с периодом правления Ивана IV (Грозного) и вновь посмотрела спектакль. Было ли что-то новое в восприятии, как думаете? Не буду претендовать на какую-то «учёность», просто расскажу о своих впечатлениях и мыслях как представитель научно-технической интеллигенции, вышедшей из Высшей школы советской эпохи.

(Продолжение следует)