Сказы о пчелках-ангелах и о Покровских пчеловодах

Юрий Алексеевич Белоусов
   Сказы о пчелках - ангелах и о Покровских пчеловодах

   Покровские пчеловоды были уважаемы люди в уезде, уступали они по популярности лишь ткачам, да древоделам. Всего на Покровской земле было известно сорок промыслов и ремесел. По развитию пчеловодства, в начале прошлого века, Покровский уезд занимал первое место во Владимирской губернии. Триста покровских пчеловодов держали более 13,5 тысяч ульев.
Двенадцать волостей засевали свои яровые поля исключительно гречей. Благодаря тому, пчеловоды имели всегда обеспеченный главный взяток. Пчелки заготавливали себе запас меда из достаточного количества нектара и пыльцы. Двести тысяч пудов сладкого золота, могли наносить пчелки-труженицы за сезон в Покровском уезде. По 20 пудов с десятины.
   Лёнька Маслов жил с дедом Степаном Ефимовичем и отцом Федором Степановичем в селе Илкодино, Селищенской волости, Покровского уезда, что за Клязьмой, в Мещере. Дом у них добротный был с вишневым садом. И дед, и отец - знатные пасечники - действительные члены Покровского общества пчеловодов. Поэтому Ленька много историй про пчел слышал от старших.
   Присядет бывало дед Степан на любимую скамейку под старой вишней, так чтобы купол церкви Рождества Христова был виден, обнимет внука огромной натруженной рукой, улыбнется в рыжие усищи и рассказывает:
   - Было это, или нет в те давние времена, одному Богу известно, да еще может нашей старой долбленной лодке, что на берегу реки Поли лежит. Нас дожидается. Когда мы с тобой Ленька на рыбалку пойдем?
   - Да я хоть сейчас дед.
   - Мне мой дед сказывал, что когда-то на Земле, главными были пчелы. Правила ими Священная Матушка великого пчельника, Матушка Божья. Она то и создала пчел и небесный улей. Земли еще не было. Вот пчёлки и начали трудиться и землю как соты строить. От них же появились потом всякие живности на свете, а пчёлы те всё одно что ангелы. А когда первая из сот лопнула, народился из неё Бог, а из мёда что вытек - солнце наше получилось. Когда решил господь творить твердь земную, спустился он на воду и начал по ней ходить, и там, где он наступал, вода в камень превращалась. Бог тогда сотворил утку. Та нырнула и подняла со дна землю, из которой господь сотворил мир. Первым мир тот, что создал Бог, был золотым, и земля, та, из-под воды, что перво-утка достала, состояла еще из сот великого пчельника. Мёду было кругом страсть как много, и все, кого потом создал Бог, ели его, и силы с того имели. И звери всякие, и люди. Кроме мёда первого, и не надо ничего было. Весь мир тогда делился на три улья. «Светлый» улей жужжал в небесах, а пчелы звезды освещали людям их жизненный путь. На земле в «белом» улье жили пчелы и живые люди, которые умирая, уходили в «чёрный» подземный улей. Туда уходили, - дед Степан махнул на юго-запад, - за изгибом Поли у Кривандина. Матушка властительница великого пчельника правила тогда землей предков – Мещерой. Нашей с тобой Лёнька, землей! «Меш» - это пчела на старом языке. Поэтому называли Мещеру - страной пчел, а вестником её считалась пчелиная матка. Уведешь её - к счастью, раздавишь - к горю. Когда люди ослушались Бога, исчез тот первый мед, но пчелки все же остались, и их почитали в наших краях. Пчелиные соты, это же - отражение порядка. Не будет пчёл - миру конец. Не будет матка детей родить - тоже конец. Мёд - главное золото Мещеры. Человек, что живет с пчелами, он другой, нормальный он, не жадный. Раньше ведь как, если без договора кто-то мёд свой принесёт в дом, то с ним Бог пришел.
   Дед Степан Ефимович, посмотрел в глаза Леньке, прищурился лукаво, и продолжил свой рассказ:
   - Пчеловодство было известно задолго до нашей эры. Сначала люди разыскивали соты диких пчел в дуплах деревьев, и брали мед, да воск.
А затем появились первые пчеловоды, которые стали заселять семьи пчел в дупла деревьев. Внутри них делали кресты, или «снозы» для укрепления сот. Мёд забирали через узкие длинные отверстия - «должеи». Дупла могли быть природными, или их выдалбливали специальным топором в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 метров. Стены дупла звали - «борть», а пчеловодов, занимающихся бортничеством – бортниками. Говорят, именно бортник выдолбил первую мещерскую лодку.
   - Это ж высотища какая, выше нашей церкви, лезть надо, да и пчелы не обрадуются, всего зажалят!
   -  Так мой дед еще лазал, и его дед, а потом перешли бортники на колодное хозяйство. Пчёл начали держать в колодах, в неразборных ульях- дуплянках. У нас, чай половина пасеки - колоды. Лазать на деревья уже было без надобности. Но пришла другая беда. Лес вырубают, медоноса становится меньше. И, как ты гречу не сей, все равно много с колод не взять, да и пчёлок приходилось изводить, чтобы мёд добыть. Не рассчитаешь чуть, и не хватит им запасов. Бывало так, что половина пчелиных семей с голоду пало, а то, и мыши 3-5 ульев поедят. Мед становится хуже, что на породу пчел сказывается. Вот тогда пришли на помощь древоделы из Аргуновской волости. Предложили они свой вариант рамочных ульев. Так и появилось у нас в уезде «рамочное пчеловодство». Пчел начали разводить в разборных ульях, в которых рамки с сотами вынимаются.
   - Дед, а дед, а ты обещал меня научить воск ножом срезать с сот. Я, то, испытание прошел, уже десять раз пчелки меня ужалили, - вставил Лёнька своё наболевшее, пока дед Степан переводил дыхание.
   - Научу, Лёнька, батьку твоего научил, и тебя научу. Пчелки, они, нектар и пыльцу, собирают с цветков. Из нектара мёд получается, а из пыльцы – перга – пчелиный хлеб! Эту пыльцу-обножку, пчелки собирают, обрабатывают слюной, укладывают в соты, утрамбовывают сверху медом и запечатывают восковой крышечкой. Перга очень нужна пчелиным семьям. Нам они мёд дают, воск, прополис, да подмор.
   Ленька знает, что такое подмор. Дед все его синяки, да шишки им лечит. Достаёт бутылку с янтарной жидкостью и мажет. На следующий день, как и не было ничего.
   - Я после зимовки пчелок мертвых собираю, настаиваю их на спирту, и потом подмор от всех болезней помогает, - как бы дополнил Степан Ефимович внука, - Натираешь там, где болит, и все в порядке будет. Пчелки и вправду, как ангелы, они трудятся ради нас грешных. А мёд их - дар Божий - ценное лекарство от всех болезней. Мед то разный бывает. Аромат его зависит от растения, с которого собран нектар. Липовый мед с гречишным не перепутаешь, а вересковый с подсолнечниковым.
   - Дед, а у нас хороший мёд, раз мужики со всего прихода к нам приходят за ним? Тут тебе, и Мишунинские, и Селищенские, и бабка Агафья из Передела тож.
   - Люди за плохим ходить не будут, ноги топтать. Знать хорошо наши пчелки трудятся. Есть у нас в уезде особый человек - Петр Иванович Митин -  пожизненный член Покровского общества пчеловодов, где мы с твоим батькой состоим. Он усовершенствовал аргуновскую конструкцию, которая пришла на смену «колодам». У нас на Покровской земле сейчас столько рамочных ульев, сколько нигде в ближайших уездах не сыщешь. С этими разборными ульями, пчеловод научился управлять жизнью пчелиной семьи.
   - А хорошо ли дед ангелами божьими управлять? 
   - Не знаю, - Степан Ефимович призадумался, - Но забота эта не из легких! На сколько хорош бывает главный - летний взяток, на столько же весенний взяток бывает плох для семьи пчелок. Матка в улье должна быть молодая. Постройки должны быть пчелиные, а не трутневые, для этого в широких размерах следует пользоваться искусственной вощиной. Следит пчеловод, чтобы у пчелок был запас меда, и еще подкармливает святое семейство. А когда лето выпадает дождливое и холодное, лишь благодаря кипрею - Иван-чаю пчелы хорошо роятся. А знаешь внучок, что трава эта первой после пожара расти на пепелище начинает? Это потом уже березы, сосны, да дубы растут, а первым жизнь пробивает кипрей. В общем то, как и пчелы, которые первыми в этот мир пришли…
   
   У Степана Ефимовича Маслова было большая семья, только детей - девять. В 1937 году, староста села принуждал деда Степана сдать второй этаж дома под агитуголок, так называемый «народный театр». Дед отказал. Тогда его арестовали и сослали в Сибирь, где он быстро умер, сойдя с ума. Старшего сына Фёдора – репрессировали. Семью выселили. В доме театр всё же сделали. Младших детей сразу же исключили из школы, как детей врага народа. В 1938 году церковь Рождества Христова в селе Илкодино закрыли. Затем выкорчевали Масловский вишневый сад. Реабилитировали Степана Ефимовича Маслова, по ходатайству младшего сына Анатолия, в 1964 году, когда уже ни села Илкодино, ни Селищенской волости не стало. Только правнук его Игорь Леонидович Маслов, по завету отца Леонида Федоровича Маслова, мечтал посадить на месте родного села вишневый сад. Да только не сбылось.
Юрий Алексеевич Белоусов
28 февраля 2023 года