Павел Батаков о стишках Щекиной

Галина Щекина
Рецензия стишков Щёкиной Гадины Александровны - тщеславной, завистливой, злобной, неадекватной, агрессивной, настроенной против России.

Рецензия написана примерно пятнадцать лет назад на основе сборника авторских стишков «Когда ты приходишь». Сам сорник состоит из разделов, каждый из которых посвящается какому-либо времени года.

1.О весне
1) Стихотворение «Чужая радость» .
Чужая радость
                «В чужом окне чужая
                Женщина не спит…»
                (Ю.Левитанский)
Качнётся старый дебаркадер,
Весенний чувствуя разлом –
На мартовской шальной декаде
Ударит солнечным жезлом…
Чужая радость ослепит,
Чужая молодость обманет,
Ясней, пронзительнее станет
Освобожденье от обид.

Пускай река пока поспит,
И неглубокой колкой ранью
Всё ждёт, в ней канет всё, что ранит.
Взорвётся тихое на вид,
А напрямик не перейти –
Ведь лёд идёт, ломая тропки,
Мигнёт окно родное робко
В чужом неведомом пути.

Чужие руку подадут,
Чужие варежки согреют.
И вихри буйного Борея
Перелетят речной редут,
Оно с весною отболит,
Неверное чужое тело,
И Красный мост оцепенелый
Обдаст мурашками молитв.

В нём полностью раскрыт образ весенней речки. Автор находится в среде. Есть связь между тремя строфами. Каждая строфа охватывает восемь строк. Имеется точная рифма, жаль что глагольная. Мысль постепенно перетекает в другую.
Но есть замечания. Автор использует непонятные слова, то есть не употребительные в разговорной речи – дебаркадер (с трудом выговоришь), Борея. Последнее имя собственное, я сейчас в две тысячи двадцать втором году знаю имя мифологического бога, а знают ли читатели? Строка «чужие варежки согреют» вообще к весне не относится. Лучше заменить слово «Красный», указывающий на название моста. И если это название, то выделять пунктуационно кавычками. И почему мост оцепенел? Что ли от весны?
2)Побеги
В старой кастрюле тесно –
сутолокой дискотек
под грохотанье техно
лезет зелёный век

Логти тугие талии
уши торчком – не спят
нагло побеги встали
чтобы сажать опять

Это стихотворение относится к стилю «Новые стихи» - длина строки не упорядочена; смешение размеров хорея и дактиля, которые не разделены в строке цезурой. Отсюда вывод, - написано логоэдом.      
Применена метафора «В старой кастрюле тесно». Стихотворение о любви  среди подростков весной. Лирический герой – женский пол в подростковом возрасте. Но есть замечания – опять употреблено непонятное слово - «сутолокой дискотек». Эту строчку заменить. Сбой ритма.
Слово «Сутолокой» понял как теснотою, так как, я думаю, в этом слове лежит слово по корню «тол» - толчея. А можно рассматривать, как слово «сутки», - без конца.
3) и пусть их будет много, как цветов…
и пусть их будет много, как цветов
у каждого характер свой и норов
хмельной и жадный глупый и пустой
жестокий нежный длительный и скорый

ну что ещё так дёшево и дорого
вчера сегодня завтра ночью днём
пусть ты получишь поцелуев ворох
а мой один зато утонешь в нём 

Это произведение автора относится также к «новым» стихам. Отсутствуют глагольные рифмы. Не до конца раскрыта тема любви со стороны женщины по причине содержания, которого мало. Отсюда нравится меньше – неудачно подобранна тема и содержание.
4)Лимон Квазимодо.
Разбудит стук в оконной раме –
На фоне юных клёнов майских
Лимон в дурацкой мелодраме,
Старик уже – как ни старайся,
Ему не выдуть шарик плода.
И листьями сжимался немо –
И всю-то выпитую воду
Разбрызгал на окно и стену.
Согнувшись, замер он некстати -
Струились клеем ствол и ветки…
Ну что же, хворью антипатий
И я грешила, и нередко…
Охаживая мыльной губкой
Большие жестяные листья
И ствол негнущийся и хрупкий,
Хотела я его очистить.
Царапался лимон к закату,
Стояла я белее мела,
Растерянно, невиновато,
Помочь лимону не сумела…
Рукою глажу ствол лимона
Налёт чешуйчатый снимая,
А он, нелепый Квазимодо,
Шипами пальцы пожимает.

Автор предлагает нам рассмотреть образ лимонного дерева, который выступает лирическим героем. Следовательно, написано классическим стилем, но не разделено на строфы.
К этому стихотворению у меня замечаний нет.
5)Чужой подоконник
Украденный цветок грустит и чахнет,
К чужой земле прислушиваясь немо –
Так без корней в метро на душный ветер
Несут цветы, чей блеск недолговечен…
К чужому счастью больно привыкаешь,
Тебя дружок насильно отсадили,
Тебе теперь и зацвести проблема.
Но если серый гравий пробивает
Зелёная стрела – уже не страшно,
Ты выживешь, побеги забушуют
И первый же бутон целует в губы.

Опять же «подоконник» охватывает, зажимая лиричность. Печальный образ цветка, в котором остаётся ещё надежда. Тема хорошая, да есть замечания.
Во-первых не надо здесь серого гравия. Это лишнее. Надо заменить. Написано одинадцатистишной строфой. Можно ограничить стихотворение семью строками.  Прямая речь в форме обращения к цветку никак не выделена. 
Второй раздел Галина Александровна посвятила «жаркому» лету.
2.Лето
1)приходит лето и лишает сил…
Приходит лето и лишает сил,
пускай душа от горя отдыхает:
сбывается всё то, что попросил,
судьба твоя беспечная, лихая.
Сдаётся всё на милости тепла,
одежды лишней сбрасывает тяжесть,
а жизнь ошеломляюще мила-
не успеваешь оглянуться даже.
Стихотворение написано коротко. Основная мысль отражена на протяжении всего стихотворения, как человек среди лета. Есть точные рифмы, отсюда стих слышится звучнее. В строке «… сбывается всё то, что попросил…» автор скорее всего употребил глаголы совершенного(попросил) и несовершенного(сбывается) игнорируя временем, что допускается. Ранее я обратил внимание на разновременные формы глагола (попросил- глагол прошедшего времени).
2)Мы никого и нас никто не слышит   
                1.
в небрежной гриве – солнечная нитка,
к щеке, когда смертельно одиноко
дождинкой легкой ласково приникнет
опутает тебя в мгновенье ока

на глади дня лицо всплывает сразу –
вся смуглость узких скул и подбородка
и веки вниз – бегучей тайной глаза
от берега всё дальше и нечётко

в траве дремучей тело чашей мёда
на фоне кружевной зелёной чащи
вкус этих губ запомнится на годы
запретный он чем горше, тем и слаще
                2.
Играет ливень парафраз весенний
на водосточных трубах и фаготах
побегом от дождя спасаясь в сене
упали задыхаясь от чего-то
безумного, чего касаться страшно
друг друга сжали два кошачьих зверя
два дикобраза… так по крайней мере
залечивая свой разрыв вчерашний
слепящие атласа переливы
сбегающие вниз по белой коже
и непонятной силою тревожа
скользят соски твердея словно сливы
пускай вода стучит по низкой крыше
и в небе гром сияющих жаровен
никто не будет так взахлёб целован
мы никого и на никто не слышит
Это название общее двух произведений, объеденных общей темой, любовной лирикой и стилем написания – новым стихом. Отличие первого(в небрежной гриве – солнечная нитка) от второго (играет ливень парафраз весенний) в том, что в первом больше природы, чем любви, а во втором наоборот.
Оба хороши, потому что удачно гармонируют друг друга. Но не обойтись без замечаний.
В первом стихотворении последний стих второй строфы – лишний. Чтобы ничего не испортить, лучше в четвёртой строке сказать о чём-нибудь другом (а веки вниз – бегущей тайной глаза/и в землю всматриваются томно). Хотя рифма теряется. 
3) «тянешь губы, наклоняясь…»
Тянешь губы, наклоняясь
Опрометчиво меняя
На хмельном исходе дня
На чужих одну меня…

А когда, борясь со тьмою,
Лето спуталась с зимою,
Руки немо уроня-
Вспомни, вспомни про меня…

Что, конечно, не права я,
Неумелая, - скрываю,
Годы жизни погубя-
Где-то я есть у тебя.      
Судя по названию автор затрагивает тему любви. В этом стихотворении любовную тему охватывает чувство честной настоящей искренней любви. 
Лирический герой – любимый мужчина самого автора, который, находясь в пьяном бреду, любт только её. На протяжении всего стихотворения в первой и третьей строфах прослеживается точная рифма (дня – меня; погубя- тебя).
Есть замечания: допущен автором повтор рифмованного слова – меня; во второй строфе поэтесса внесла ненужную пару рифмовки группы В, лучше заменить на группу рифм А, тогда получилась сложная рифмовка, что создаёт звучность при чтении. Я бы сделал это так:
Тянешь губы, наклоняясь
Опрометчиво меняя
На хмельном исходе дня
На чужих одну меня…

Ты меня охватишь благом,
Полюблю тебя я сразу.
Руки немо уроня-
Вспомни, вспомни про меня…
4)летаргия лета
Написан этюд «новыми» стихами.
Излагается тема любви через обыденную философию, то есть переплетается с жизненным отрезком – молодостью; причём в центр внимания поставлена вечеринка, где все знакомятся и влюбляются. В качестве лирического героя выступают «на сцене» - он и она.
Замечания: опять автор использует непонятные(не употребляемые в речи) слова – аспарагус, летаргия, много глагольных рифм. Последнее допускается, так как применён авангард – новый литературный стиль.
сначала мы в пиццерии сидели
заказывали пиво и орешки
потом пешком отправились
                продолжить
солиднее – со спиртом и горячим

сначала все безудержно шутили
под танец  мексиканский  хохотали
потом подуло холодом с балкона
и многих потянуло целоваться

дымилась сигарета австриячки
и у балкона кроны поджигала
арбуз ну просто лопался от сока
а мы ну просто лопались от смеха

наутро все надолго уезжали
от дикой стужи отнимались пальцы
пока прошли три улицы и мостик
всё наше лето впало в летаргию

мы выключили воду газ компьютер
проверили балконные защёлки
квитанции у входа прикрепили
но почему-то выключилось лето

весёлая пирушка завершила
всей молодости славную эпоху
когда сама игра важнее правил
и незачем на белый свет сердиться

вот политы лимон и аспарагус
прохладной влагой листья напитались
но кто польёт меня в моей пустыне
где губы обморожены разлукой 
3.Осень
1)Варианты
Замысел автора заключается в повторе словосочетания «когда ты приходишь…» в начале каждой строфы. В стихотворении изложена тема любви. Содержание я понял так: автор, любя второе лицо, понимает, что оно не любит её.
Галина Александровна или другое ей задуманное лицо поражена горем. Он же гордится за то, что она его жена. В литературном произведении чуть не в каждой строфе точная рифма (яма – упрямо; наземь - вазе; отвергая – другая). Написано в рамках классического стиля (раздеоение на строфы, с каждой новой строки начало с большой заглавной буквы, поставлены знаки припинания).
                «Когда ты уходишь» (Н.Сучкова)
Когда ты приходишь, во мне начинается яма,
Где пряные запахи пунша от лютой ангины.
Меня предавая, собою гордишься упрямо,
И как моё горло и сердце моё не застынет.

Когда ты приходишь, то я навсегда виновата
За холод и мрак, опозданье, отсутствие света,
За юную мать, непришедшую в белом халате,
Неподвигов ради тебя – и за это…

Когда ты приходишь, ища во мне тихую гавань,
Забыться у тёплой и старой такой батареи,
То воском плывёт оскорблённости стылая лава,
И чай закипает, и руки родные согреет.

Когда ты приходишь, то я заикаюсь и плачу,
Свою неполётность и плоскую суть отвергая,
Когда ты приходишь – то это нисколько не значит,
Что я прощена и что будет забыта другая.
2) «неуверенной чашкой чая…»
В стихотворении отражена любовная тематика. Центральное место занимает ночь. Лирическим героем выступает сам автор, который ищет вторую половинку, но не может найти; и от бессилья выпивает чашку чая, чтобы дольше искать.
Произведение построено строфно. Галина Александровна добавила своё – последняя строка каждой строфы убавлена на две стопы. Написан стих на одну рифму –газель, подражая больше новым стихам ( в данном случае четыре авторских знака препинания, новая строка начинается с маленькой строчной буквы).

Неуверенной чашкой чая
неночующую встречая
полуночницу – лишь очами –
означая

этой гордости одичалой
непохожести беспечальной
приставать к какому причалу
не качая?

Оттого небесно звучало
пережитое уличало –
чтоб финал сливался с началом
облегчая

уплывать чужими ночами
на волнах любви и отчаянья
невозможное приручая
в горечь чая
3) «Сияла осень фонарями…»
В этом стихотворении происходит расставание, по поводу которого возникает спор.  Разлуки захотело первое лицо-автор по причине обиды. Написано «новым» стилем, приближенное к классическому стихосложению (разделение на строфы, каждая строка начинается с заглавной буквы). Имеются пара слов с точными рифмами. Замечания: два раза повторяется рифмованное слово «не выдам», стоящее в конце строки. Слово «зря» два раза стоит рядом. Второй раз можно заменить на «напрасно» - Напрасно дули в папироски
Слиняла осень фонарями
И пивом маленьких киосков
На остановке стыли зря мы
И зря стреляли пидараски
А все проклятые вопросы
Любови смерти и морали
И кто кого однажды бросит-
В тиши полуночной орал ли?

Но если ты меня навеки
Тогда совсем другое дело
Спасти чужого человека
Душа безумная хотела
Я никогда тебя не выдам
Пускай и радости и беды
И как сказал Денис Давыдов
Отныне смерть или победа

Но в жертвах надобность отпала
Тоски глотая отголоски
Бросаем мы кого попало

У маленьких ночных киосков
Года идут а осень та же
Смеётся вслед моим обидам
Не убавляя шага даже
Шепну что помню и не выдам
4) «Она бежала спотыкаясь…»
 В единственном из выбранных мною стихотворений в разделе «Осень»описана тема человеческой близости. Рассказывается о подружке, получившей толчок от людей в душу, в результате чего возникла обида с не приносящими пользу последствиями.   Социальная проблема. Написано новым стилем в рамках классического стихосложения (размер, рифма, строфика).
На протяжении всего произведения в содержании имеется точная рифма (замок – промок; выпить- выпи; приседала – рыдала;). Описание, как лирический герой справлял нужду, пусть будет на совести автора.
Она бежала спотыкаясь
куда-то очень торопясь
Руками хлопала взлетая
и приземляясь прямо в грязь
Ах чебуречная подружка
с мешочками наперевес
Ну до чего ещё наивна
теперь уже не до чудес
И мне бывало подносили
хмельного пива поутру
Какая вещая картина-
закрыта лавка на замок
И плащик вкось испачкан
От беготни совсем промок

Она сидела бормотала,
качалась туловищем всем
о звон проклятого металла
и без него полно проблем
Ей в эту ночь не дали выпить
её оставили как есть
осталось как болотной выпи
лишь у забора рядом сесть
И неуклюже приседала,
почти на карточках валясь
Нужду справляла и рыдала
всё это было без прикрас
И глубина глухих рыданий
её судьбой распятый рот
природу ночи возмущали
и положительный народ
Уже зима покрыла землю снегом, которая превратилась в белый ковёр.
4.Зима
1) «одоление дали, одоление льда…»
В этом стихотворении заложена основная мысль, в которой автор передаёт своё чувствительное отношение к зиме. Негатив, выражающийся в жестокости, суровости, безжалостности.
В нём имеется подтекст, в котором заложена борьба с зимой ( с её морозами) посредством человеческой цивилизации.
Стихотворение очень короткое в четыре строки, изложено понятно, ничего лишнего добавлять не надо и убирать тоже. При филологическом анализе последняя строка трудно читаема.  Даже присутствует одна пара рифмы(юдоль-вдоль).
Есть одно замечание, и не только касаемо данного стихотворения: непонятно слово «юдоль» по отношению к третьей строке. В этом случае советую автору делать сноски слов не употребляемых в разговорной речи с их расшифровкой.

одоление дали, одоление льда
и за это медали не дадут никогда
 данность давняя делит на две доли юдоль
никогда наподобие и не через а вдоль
2)метельное
Автор сумел передать читателю всю лиричность произведения. Зимнее автор ставит в сравнение со своими жизненными мечтами. Этим он выражает весь негатив в зиме, не только морозы, холода, но и снег. Снег для Галины мелочь.
Стихотворение написано опять же «новыми» свободными стихами (длина, окончание стиха, рифмовка не упорядочены). Точная рифма представлена у него одной парой(снег-мне). Замечаний нет.
непредсказуем снег
пуховой вьюги струи
помчались не к земле
а снизу к верху
не вы ли где-то там
среди отрогов горних
молочного коктейля
пожелали
Пожалуй что и мне
пора бы стать добрее
И ничего на пол
не смахивать не глядя
3)ёлочка
Галина Александровна хотела показать место природного в человеческой среде; т.е. через «ёлочку» она говорит нам, что старый год ушёл, а новый давно наступил.
Стихотворение короткое в семь строк.   
Вместе с этим изложено понятно; тема раскрыта полностью. Точных рифм нет, как и замечаний у меня. Читатель уже понимает, какого стиля стихосложения она любитель.
каляный хруст – неоново огнисто
фольга заполыхала – что за платье
в нём не узнать колючего бесёнка
доставленного в стужу из предместья
ну что потупилась? пошли уже
                на выход
и всё что ты услышала – забудешь
мы стали осыпаться понемногу
ведь очень скоро старый новый год
4)колыбельная
Поэтесса попыталась олицетворить ёлку, и это у неё получилось – не через гордость к правоте, а через неё к счастью.            
Стихотворение написано «новыми» стихами. Имеются точные рифмы (устарели – акварели; киновари- товарищ; дерево-диво – горделиво)
Есть только одно замечание, к чему ранее обращался – непонятно слово «киновари».
Засыпаю в огнях –
что за ёлка попалась такая
ощетинится – страх…
разбирать не пускает…
Засыпаю без слов
все они как хвоя устарели
драгоценный улов –
огнедышащие акварели
наливается синь
это сумерек летняя нега
золотой хэллоуин
утешает уставших от бега
опрокинет рассвет
в золотое чуток киновари
растворённую дверь
потревожит мой старый товарищ
пусть зелёным кипит
неохватное дерево-диво
эта ёлка горит
торжествующе и горделиво
5)ночь ревности
Любовная лирика. Центральное положение занимает ночь. Лирический герой – второе лицо, представленный в данной картине любвеобильным. Отсюда следует, что влюблённую в него женщину ждёт разлука, так как он (второе лицо) всё равно расстанется с ней.
Стихотворение написано в рамках классического стихосложения (разделение на строфы, но не равное; каждая строчка написана с большой буквы, имеются знаки препинания). От современного стиля – не упорядочно окончание. Имеются много точных рифм(устами – крестами; рабою – тобою; вдовою-главою;судила-было).Имеется прямая речь, она выделена двоеточием.
Всех выгнать и упасть, и плавясь плачут свечи –
Да, вовсе не такою снилась эта встреча,
А вздрог нечаянный – «усталость и устами»,
А просверк по губам нательными крестами…
В угаре, второпях, наложницей, рабою
Напрасно я была беспомощна с тобою.
Не знаю чем ещё смягчить тебя, но слушай:
Немеет всё, когда царапнет шепот уши
О ней, о ней… слова и мысли не спасают…
А там в окне метель, как смерть, идёт косая
Исхлестана зимой ольха – вдова вдовою
Ну вот и стала я прочитанной главою.

Жемчужин яд во рту – а рот речною створкой.
Попробуй вкус её холодновато-горький.
Зачем наотмашь так отчаянно судила?
Затем, что и со мною всё точно так и было…

Выводы из всего увиденного мною
Галина Александровна Щекина пишет в основном новыми стихами, редко употребляет классическую форму. Но, смотря содержание, слова употребляет точные и ставит их в нужное место; тематика не только о любви, но есть и лирическая (колыбельная, ёлочка, метельное, «приходит лето и лишает сил…»), а также употреблено совместно ( любовная лирика)- «сияла осень фонарями…», «неуверенной чашкой чая…», мы никого и нас никто не слышит, побеги.
Автор находит точную рифму, но употребляет непонятные слова по всему просмотрПавел  Батаковенному мною сборнику. Поэтесса в одних случаях склоняется больше к «новым» стихам, а в других к классическому стихосложению и это умело использует.
Непонятные слова в каких-то случаях использует часто в рамках одного стихотворения (двух-, трёхразовое употребление), а в других редко или вообще не использует. Большому количеству стихотворений она даёт название, причём не только крупным по количеству строк, но и маленьким (кратким).
Использует прямую речь в любовной тематике, изображённой классическим стихом, а также в лирике, приближенной к классической форме – бесстрофный стих
Личный взгляд на стихи Щекиной Галины Александровны
В результате анализа выбранных мною стихотворений я подвёл итог: все произведения носят отрицательные эмоции, и как результат, отталкивают читателя. Есть одно «но». В стихах присутствует новый стиль. Это притягивает обычных людей, так как они выросли на стихах Есенина и Пушкина и молодёжь и в этом её козырь. Следовательно, я в стихах от поэтессы хочу увидеть больше доброты, жалости, веселья и счастья, поменьше эгоизма и любви. Душевная доброта и счастье могут вылиться на природу. В результате читатель сможет познавать через авторские строки природу, как что-то правильное. Причём в девятнадцатом и в начале двадцатого находили красивые опоэтизированные слова. А если попробовать перенести себя в прошлое, то получится напевное, притягивающее строками стихотворение. Согласен , что главное - содержание, а не форма. Но если придать «наброскам» ровную форму, то будет лучше. У автора один эгоцентризм. Вышеизложенное по моему мнению есть идеал. Автор может отказаться от данного мною варианта. Я предложил. Имеется право выбора. Может Галина Александровна придумает лучше. Не знаю.