Объяснительная

Борис Катковский
          – Нашу  очередную  книгу мы назвали  «Шкатулка с  секретом», потому что… И так далее в канцелярском стиле.
          – А можно чуть нежнее и раскованнее?
          – Да пожалуйста!

     Здравствуйте-здравствуйте, наши дорогие читатели! Рада представить вам пятую совместную книгу тандема Василенко-Катковский. Как говорится: «Шли годы… Смеркалось…» Наконец-то!!! Сюда вошли почти все стихи, написанные в 2019-2020 годах. У нас с Борисом за эти последние семь лет сложился хороший, крепкий творческий тандем. Впрочем, результат сего со стороны, наверное, видится чётче.
     У любителей изящной словесности достаточно часто возникает вопрос: как мы пишем вдвоём? Так, мол, не бывает. Ну ладно ещё, прозу... А происходит это примерно так. В редакторский день, в Центре досуга и спорта «Паллада» района Медведково города Москва, в «час Х» появляюсь я, чтобы мучить Бориса Борисовича. Озвучиваю тему, которая меня затронула, зацепила. Боря вздыхает, начинает немножко ворчать, что это «типичное не то», что мы уже об этом писали или кто-то об этом уже писал, что это никому не интересно. И что это ему ну никак не близко, даже пытаться не будем!
    Далее – одессит спросил бы так: и что-таки мы можем за это сказать? Я (мягко, заглядывая в глаза): «Боря, а давай всё же попробуем, а?» И начинаю «крутить», то есть набрасывать варианты. Бред? Да. Это редкое состояние, когда я позволяю себе выплёскивать «поток сознания», «белый шум». И вдруг что-то происходит, – анекдотичная, даже глупенькая фраза становится началом серьезного, философского стихотворения. Или эпиграфом. Или «завершающим аккордом».
     Согласитесь, наша жизнь – мозаика, где порой смеяться и плакать хочется почти одновременно. И во что вырулит очередное стихотворение, какие оно сделает по ходу написания пируэты и чем в конце концов закончится – заранее не знаем ни я, ни он. Финал непредсказуем, порой парадоксален. Я называю такие забавные финалы «любимой фишечкой», или: «Боря, мораль-то в чём?"
     А вот стихотворение «ППЖ» – было написано изначально серьёзно. Тема очень непростая. Боря, как водится, сопротивлялся, но недолго, минут пять... Побудительными мотивами стали «Горячий снег» Юрия Бондарева, стихотворение Симонова о ППЖ, строки Окуджавы «Вы наплюйте на сплетников, девочки…», фильмы «А зори здесь тихие» и «Военно-полевой роман» (с солнечной, женственной Натальей Андрейченко), как антитеза Войне. Знаковое для меня получилось произведение, особое. Ещё я однажды прочитала рассказ про девушку, вернувшуюся с войны, которой мама сказала: «Дочь, ты б уехала в город, а то тут слухи всякие про тебя ходят, что ты там с мужиками в окопах спала, а мне ещё сестёр твоих замуж выдавать». Ну вот, решила заступиться. Мальчики, которые в свои восемнадцать лет не знали женщин, девочки, созданные любить и рожать. Да, конечно, были расчётливые дамы, которые поближе к командирскому пайку придвигались. Но я-то не про это, а про Любовь и Жизнь, которые побеждают Смерть, про чистые отношения. Боря понял меня, я сумела его убедить, что такой подход интересен и небанален. У нас получилось.
     В общем, хочу сказать: за наши с Борей стихотворения мне не стыдно. Ни за одно. Они пишутся экспромтом (пусть, самый лучший экспромт – это когда он хорошо подготовлен), буквально за 15-20 минут, иногда просто на улице, сидя в машине, когда Боря подвозит меня домой, при свете фонаря. У нас уже есть некие традиции. Например, одна из них – по окончанию, когда написаны последние строки стихотворения, мы зачитываем его фокус-группе собравшихся на редакторский день поэтов, ждущих своей очереди. И ловим первую реакцию слушателей. Народ в изумлении – стихотворение родилось практически «из ничего», почти без помарок, быстро, на их глазах, причём не «скороспелка», не проходная «поделка», не парадно-заказное к празднику, а написанное от души, потому что все это мы пропускаем через себя, пишем только о том, что нам действительно интересно.
     Борис всегда говорит, что я его «стимулирую» к написанию, даю некий толчок, что без меня он меньше писал бы. И я не смогла бы без него, без его таланта превращать мои несвязные мысли в настоящие стихи. Мы работаем вместе, потому что у нас и чувство юмора, и понимание многих серьезных вещей похожи. Нам не скучно, мы получаем… (Как бы помягче-то выразиться? Кайф?..) А, вот: неизменно получаем огромное удовольствие и потрясающий заряд энергии. Я сильно повзрослела за эти семь лет, не из-за прожитых дней, а в плане жизненного опыта, учась у моего доброго замечательного друга Бори. Надеюсь, мы ещё не раз порадуем уже сложившийся круг наших читателей, ну и новых конечно тоже.
     У меня есть подруга. Лет пятнадцать знакомы, вначале по форуму «Доктор Хаус"», где зависали обе, то есть заочно. Потом мы встретились в реальном мире, и это мой ещё один золотой человек, дружбой с которым я горжусь. Итак, моя любимая Анора Исматова («гранат» в переводе с узбекского) живёт в Ташкенте, работает во французском посольстве, профессиональный переводчик, писатель и не только... Когда я увидела её рисунки, то подумала: «Ах как было бы хорошо, если бы она согласилась нарисовать пару иллюстраций к моей книге». Попросила, и Анора согласилась. Она рисует изящно, благородно, с юмором, чем дольше сморишь, тем больше нравится. Её рисунки стали большим украшением и важным дополнением к стихам. И – полное попадание, в точку!!! Реализм плюс чуть-чуть сказочности.
     Когда читатели берут в руки любую нашу книгу, они непременно спрашивают: «А кто рисовал?» Эти иллюстрации расширяют рамки стиха, делают его объёмнее, глубже. Вот как вино – его дегустируешь и на цвет, и на вкус, и на запах. Взять например: «Подруги на пляже». В стихе указано практически точное время – тогда, когда летом темнеет на юге и неожиданно наступает ночь. Здесь же представляешь время за полчаса до этого, уже смеркается, девушки собираются идти на террасу, домой, пить вино и наслаждаться прохладой после жаркого дня. В моей первой книге стихотворений «Апельсиновая берёза» глядя на иллюстрацию к одноимённому произведению, коровке на берёзе сочувствуешь, – как же она, бедная, там уместилась, и что её туда загнало? На рисунке к стиху «Корова – увы, не газель» – модница, лапушка, её хочется ласково назвать коровушкой. И, конечно чудная Баба-Яга. Так-то – все-все рисунки хороши, без исключения. Я не ограничиваю фантазию иллюстратора, Анора рисует только то, что чувствует. Когда раскрываю очередное электронное письмо с её творениями, расплываюсь в улыбке, и как будто Новый год и предвкушение подарков: а что там в коробочках, лежащих под ёлкой? Скорее, скорее, интересно же. И я, солидная дама, буквально как ребенок, готова хлопать в ладоши. «Браво, Анора!»
     Ну и в заключение спешим сообщить вам, дорогие и уважаемые читатели, что мы не исправимся в ближайшее время, наоборот – усугубим и присовокупим и т.д. и т.п.

                С любовью, уже член
                Союза Писателей России,
                Елена Василенко.