Поездка в Лисий Нос

Сергей Псарев
                Поселок с симпатичным названием Лисий Нос теперь станет местом проведения моей новой выставки акварельного рисунка. Тот редкий случай, когда большая часть выставляемых работ там же и создавалась. Это привлекает внимание. Знакомые и привычные виды на рисунках иногда открывают людям их настоящую красоту.
                Все началось со случайной встречи в Центре искусств «Эдельвейс» с его руководителем Ириной Поликарповой. Помню, что приехал туда с пленэра из Лисьего Носа, полный самых ярких впечатлений. Наверное, выглядел в тот день многословным и взволнованным...
                Можно предположить, что я далеко не первый, чье внимание привлекли тамошние чудесные пейзажи. В Лисьем Носу писал свои студенческие картины Иван Шишкин, за одну из которых получил свою первую академическую награду - Вторую серебряную медаль. Меня там заинтересовали сохранившиеся дачные постройки начала прошлого века в популярном тогда стиле модерн. В них всегда находилась какая-то изюминка, что-то необычное и свое. Совсем не современное типовое строительство.
                Дачный поселок, предстал прекрасным памятником своего времени. Отведенную под застройку землю делили на участки, прокладывались линии будущих проспектов, создавались общества благоустройства, разбивались парки, потом возводились храмы и открывали школы. Без таких сохранившихся построек сегодня уже не понять этих людей. Они обустраивались там всерьез и надолго. Не самая богатая петербуржская публика: интеллигенция, чиновники, отставные военные, частные торговцы и предприниматели. Обретенная частная собственность и местные красоты меняли нравы людей. Здесь они не стремились к быстрым переменам и социальным конфликтам.
                Помните, известное высказывание А. С. Пушкина в его письме жене Наталье Николаевне? «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут»...
                Правда, Лисий Нос имел и другую историю, в ходе которой он менял название, был главной «дорогой» в Кронштадт, «лобным местом» для страшных казней революционеров-террористов, участников антиправительственных выступлений и сыграл важную роль в обороне Ленинграда во время блокады.
                Ирина Владимировна Поликарпова сразу произвела впечатление женщины уверенной, хорошо знающей чего она хочет и привыкшей добиваться намеченных целей. Представьте себе интересную блондинку с внимательным твердым взглядом и гордой осанкой балерины, выпускницы знаменитого Вагановского училища. Такая внешность вполне совпадала с известной частью ее биографии. В 1994 году в поселке Лисий Нос на базе местной школы Ирина Поликарпова организовала детский хореографический ансамбль, получивший потом название «Эдельвейс». Спустя четыре года, уже преобразованный в Центр искусств, он получил государственный статус, учредителем которого стал Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
                Теперь Ирина Владимировна не только бессменный художественный руководитель, но и директор созданного ею Центра искусств. Это целая «танцевальная империя» с многочисленными школами-филиалами в Приморском районе. Она - автор различных творческих проектов и режиссер-постановщик детских музыкальных спектаклей, а также детских программ, широко представленных на лучших сценах Петербурга и далеко за его пределами. Со стороны, «Эдельвейс» показался мне хорошо отлаженным коллективом единомышленников педагогов-организаторов, методистов и школьников, захваченных невероятными возможностями самовыражения в танце, музыке и творчестве. А самое главное, здесь по-настоящему любили детей...
                После всего этого ни мало не сомневался, что предложенные мне выставки состоятся и будут доступны самому широкому кругу. Понятно, что Лисий Нос занимал в этом списке особое место. Там все начиналось, почти 30 лет назад...
                В общем-то, я продолжал делать то, чем всегда занимался. Другое дело, что на этот раз появлялась еще и новая аудитория: дети и школа. Учителями были и мои родители. Возможность продолжить семейную традицию тоже всегда имелась. Теперь я переступал порог школы в другом качестве, но с той же целью и горячим желанием по мере своих сил сеять разумное, доброе, вечное. Учить ребят открывать красоту в родном Отечестве, беречь, а может и самому ее создавать...
                Иногда с интересом наблюдаю за своей внучкой, которая второй год занимается в Центре искусств «Эдельвейс». Теперь она постоянно живет танцем. На моих глазах из обычной девочки вырастает старательное маленькое ангельское существо с красивой походкой и манерами светской барышни. Такой портрет ребенка пишется трудами родителей и многих педагогов очень и очень долго, но как хочется, чтобы потом он оставался таким всегда...

                Авторская акварель