Данте. Инструкция по попаданию в рай

Ирина Чубенко Сергеева
Прежде чем начать разговор о "Божественной комедии" Данте, будет уместно затронуть некоторые факты его биографии, способствующие возникновению и пониманию этой книги. Хотя я бы её назвала иначе: инструкция по попаданию в рай, чтобы понять - нужно идти вместе с Данте из круга в круг, из кантики в кантику. Многие из вас читали Ад, мало кто читал Чистилище и практически никто не читал Рай.

"Божественную комедию" Данте начинает писать в 1300 году, изначально она называлась "Данте" и только после название меняется, но сейчас мы будем говорить не об этом. В 9 лет юный Данте встречает Беатриче, на самом деле её звали Биата Понтиари, она производит на него неизгладимое впечатление. Второй раз в жизни он видит её спустя 9 лет (заметьте совпадение цифр) в 18 лет, уже около церкви и улыбается ей, она улыбается ему в ответ, она на него смотрит. Беатриче идёт по мосту в стайке девушек. В этот момент Данте понимает две вещи: все вещи мира стали новыми и что ты всё всем простил, потому что эта девушка на тебя смотрит. И вдруг происходит такая вещь, что Беатриче умирает. Смерть будет, всё равно кто - то умрёт. Данте приходит к размышлению, что это за бог такой, который даёт ему это чудо - подарок, а потом забирает его. Данте потрясён, потому что не может удержать два полюса, он не готов мириться с этими двумя крайностями и находится в подвешенном состоянии. Решение задачи находит сначала в том, что Бога нет, а ему нужен тот, кто решит этот опыт смерти и опыт любви и приходит к отношению с Творцом, однако терять своё состояние утраты он не готов. Данте идёт за взглядом Беатриче так далеко, что появляется эта книга, хотя между ними никогда ничего не происходило, кроме взглядов. Данте даёт слово и выполняет поставленную задачу найти такие слова, которые никто и никогда не говорил ни об одной женщине. Прочтите 33 песнь Рая и вы увидите, что ни до Данте, ни после него до сегодняшних времен не найдены подобные слова о женщине. Конечно, мужчины и не такое обещают иногда, проблема в том, чтобы их выполнить. После смерти Беатриче Данте до 1300 года бросает поэзию и занимается философией, пишет трактат, лучший из которых "Пир", потом происходит политический переворот, его изгоняют из города. Флоренция  - родной город Данте, он был приговорён к смерти в случае его возвращения и провел жизнь изгнанника, когда жена Джемма и дети оставались в городе, политик, поэт и дипломат Данте встретился с ними в городе Равенне и умер там же в 1321 году. В 1306 - 1308 Данте пишет Ад, потом появляются остальные две части. Последние 10 песен Рая Данте дописать не успевает, как казалось. После его смерти, его сын Пьетро во сне видит отца, который безмолвно указывает пальцем на место, где хранятся в рукописном варианте последние главы и Пьетро действительно находит их там, при пробуждении. Очень удобно.  Таким образом инструкция по попаданию в рай дописана и это и есть его выполненное обещание, он возвращает долг той девушке, что встретил на мосту. Появляется история, которую он глубоко прожил.

"Божественная комедия" - книга действия, путь к счастью, приключение человеческого желания, история преодоления остановок, которые делают человека несчастным. В каждом круге идёт преодоление определенного греха. Герои пробиваются по тоннелю сутки, а весь путь занимает неделю: от страстного четверга до светлого четверга, чт, пт, сб, вс - Ад, пн, Вт, половина среды - Чистилище, ср, чт - Рай. В книге 100 песен - кантик 1 +33 +33 +33. Почему в Аду 1 дополнительная песня канто? Потому что там происходит постановка задачи, либо вам интересно, либо ничего страшного, найдёте другую книжку. Канто нацелена привести в движение, если ты захочешь, это руководство, задача. Каждая из трех частей заканчивается на слове "звезды". Есть третий путь реализации желания через вторжение красоты. Для Данте середина жизни это 35 лет, он делил свою жизнь на три половины: 35, 35 и дряхлость. Поэтому начинается книга когда ему 35, кризис среднего возраста. "Я буду описывать Ад потому что там начинается путь счастья". На зло может смотреть только тот, кто знает опыт Рая, иначе зло тебя поглотит. Способность проследить эти корешки счастья - это задача ума, не сердца.

Начало. Лес, солнце, блики солнца на холме, Данте взбегает на холм и его ничего не может остановить, кроме животных, это символы. Ему страшно, он хочет их обойти. Появляется очень красивая рысь - сладострастие, затем лев - гордость, власть, потом худющая страшная волчица - алчность, у неё одно желание его сожрать, он понимает что её  он не пройдёт и плачет, возвращается в лес. Из леса выходит человек - Вергилий. Данте обращается к нему с просьбой, он кричит: Мизерере- смилуйся. Сначала Данте не понимает что перед ним мертвец. Почему его проводник язычник из Ада? Да потому, что если ты поэт, то тебе нужен такой же, если б ты был, к примеру, футболист тебе бы подошёл Рональдо или Марадона. Проводник - это тот, кто разделяет с тобой веление сердца, красоту. Вергилий рассказывает ему, что есть третий путь, даёт инструкцию: спускаемся в Ад, потом в Чистилище, дальше я пройти не смогу, тебя там встретит твоя девушка и вы с ней полетите, 7 планет, потом звезды, потом двигатель, по пути она расскажет тебе все тайны мироздания, потом прилетите к источнику желания. Вергилий рисует Данте словесную картографию, маршрут. Представьте: Земля, на краю лес, затем воронка с девятью кругами в виде треугольника, два конца из которых- Италия и Иерусалим, а острый конец - ядро земли, потом семь небес и Роза, внутри как амфитеатр, где сидят люди и святые. Вторая песня. Там Данте рассуждает почему он должен спуститься и пройти весь путь, он тратит на рассуждения целую песню. Представьте, стоит он на холме, видит как крестьяне идут домой, все это конечно хорошо, время идёт правильно, а тебе приспичило идти в Ад. Данте понимает, что ему что - то уже не хочется туда идти, обрушивается пафос пути. Он начинает говорить: кто до меня был в аду? Апостол Павел и Эней. Значит я третий? Ты объясняешь путь прекрасно, но я то почему должен идти? И смотрите что делает Вергилий, он рассказывает ему: Если ты думаешь, что я в этом лесу вот так вот каждый день гуляю, то ты ошибаешься. Я вообще - то живу в аду. Что я тут делаю вообще? Давай я тебе отвечу, а после этого мы расстанемся. Совсем недавно, когда ты тут очутился на небесах начался странный переполох. Там наверху есть Роза, в которой сидят тысячи людей и святых, среди них Богородица - мать и она чувствует что там какой - то итальянец умрёт сейчас. Насильно его спасти нельзя, надо послать кого - то за кем он пойдёт и она обращается к святой Лючии - это святая без глаз, ей их вырвали и поэтому она отвечает за офтальмологию. Та находит Беатриче: Там твой парень погибает, иди спасай. Беатриче никогда не была в Аду, но мчится туда, умирая от страха. Приходит в Лимб, где сидят Сократ, Платон, Аристотель, Гомер, Вергилий и другие. Там очень классно. Город, река, трава, свежесть, лампа вместо солнца. Её спрашивают: Что такое? Вергилий отвечает красивой девушке: Я для вас вообще на всё готов!  И иду. О тебе все небеса трепещут, волнуются и твоя девушка тебя ждёт. Не хочешь не иди.  Данте соглашается. Нужно уметь узнавать своего проводника. Проводник не может ломать твою свободу, он может быть только тем, с кем сердце поёт, если он разделяет твой огонь. Если ты Проводник, но с тобой сердце не поёт, значит ты авторитарный лидер. Отвлеклась. Вергилий доносит Данте что он любим.  Дальше Врата Ада, где находятся ничтожные люди, которые в жизни ничего не сделали, ни плохого, ни хорошего. "Входящие, оставьте упования". Мы ещё никуда не пошли, а подарки уже начались. Там бегают полчища людей, они воют, идут голые, чешутся, с них течёт кровь и гной, а внизу черви, толстые, белые, которые питаются тем, что с них стекает.  Это души, которые боялись жизни, жили потихоньку, аккуратненько и скромно, жертвенно. Но они ещё и идейные. Там летает флаг - тряпка и они за ней, как за целью бессмысленно бегают.

Дальше они проходят Лимб, где находятся не грешники, некрещенные люди и младенцы. Оттуда сам Вергилий. Там находятся: Сократ, Авель, Ной, Моисей, Гомер, Гораций, Овидий, Электра, Гектор, Эней, Цезарь, Катон, Платон, Демократ, Диоген, Гераклит, Орфей, Эвклид, Гипократ, Авиценна. В эпоху средневековья в Афинах находилось невероятное количество гениев. Затем они встречаются с Миносом - чудовищем, обвивающим грешников хвостом и грехом сладострастия. Там кружит буря с роем теней. Среди них: Семирамида, Клеопатра, троянская Елена, Ахилл, Парис, Тристан, они вьются в нём как голуби на сладкий зов гнезда. Там же Франческа и Паоло. Данте хочет поговорить с ними. Паоло плачет и говорит только Франческа. Она рассказывает ему, что они с Паоло читали книгу и дошли до сцены поцелуя, губы сами потянулись к губам и это всё увидел её  муж и убил обоих. Далее Цербер и чревоугодники. В ледяном дожде, снеге вязнет, воет, ворочается народ. Вергилий бросает Церберу две горсти земли, чтобы отвлечь и ему это удаётся. Далее пустота, где запечатаны тела обжор. Потом им встречается Плутос - волк, скупцы и расточители. Стигийское болото с гневными, где души водят хоровод подобно Харибде. Это сонмище душ, толкающих грудью грузы. Две группы, которые сшибались и возвращались и снова сближались. Каждый круг сопровождается рассказами тех, кто там находится. Дальше Чёрное болото, с дерущимися нагими душами, чьё горло курлычит, но слов не разобрать. После Флегий и город Дит с башней зубчатыми и зовущими огнями. Там герои садятся в лодку и к ним пытается влезть гордец и злодей  Ардженти. У ворот Дита их ждут фурии, обвитые гидрами яростные Эринии: Тесефона, Мегера, Алекто и Горгона. В круге шестом души в могилах с открытыми плитами. Эпикур, Фарината. Обманщики, насильника, убийцы, разбойники, моты. На реке Флегетон они встречаются Минотавра, оглушенного болью, мечащегося в злобе и кентавров: Хирон, Несс, убитый за Деяниру, Фол. Кентавры стреляют в тех, кто всплывает из кровавой волны, варившихся живьём в кипятке душ. Несс до пересечения реки становится их проводником. Дальше самоубийцы и завистники. Одичалый лес, там нет плодов и ягод, в шипах деревьев яд. Это люди и терзающие их гарпии, вепри топчащие древолюдей. После огневая пустыня с зыбучими песками и пламенным дождём, падающим сверху. Вергилий  и Данте идут до слияния рек Ахерона, Стикса и Флегетона. А Лета где? - спрашивает Данте. - Придёшь и к Лете, но она течёт там, где душа восходит к омовению. По пути им встречаются души в язвах, идущие друг за другом, бичуемые огнями. Это лихоимцы и содомиты. Затем в 8 круге им встречается чудовище Герион, со змеиным телом, когтистыми лапами и хвостом с жалом скорпиона. Герои спускаются на его плечах ниже. Вокруг души, мучимые сонмом  мух, блох и слепней, на груди у каждого сумка с артефактом. Данте боится Гериона, просит Вергилия обнять его, но голос его не слушается. Вергилий понимает это и обнимает Данте, придавая ему решительность сесть на плечи чудовища. Злые щели. Там находятся обманщики, сводники, обольстители, льстецы, идут две толпы - одна идёт к собору, другая им навстречу, за каждым - бес, бьющий их по спине. Среди них Ясон, стяжатель золотого руна, который на острове Лемнос обманул сладкоголосием юную Гипсипилу, бросив ее беременную, также несёт казнь и за Медею. Дальше святокупцы, торгаши - души в скважинах, где грешники шевелят торчащими по голень лягающимися ногами, а над ступнями змеится огонь. Далее путина, где скрюченные люди в том месте, где была грудь, лицом к спине, пятящиеся задом, смотрящие только назад, со слезами, катящимися между ягодиц. Данте плачет. Мздоимцы. Смола, в которой души, а их, словно вилками, вилами топят бесы, как повара, которые варят мясо, не давая ему всплывать. Бесы становятся проводниками до следующего перехода. Потом котловина, в которой горят люди, спасаясь от сонмища лягушек, ныряющие туда и вопящие. Дальше лицемеры, народ в мантиях, нагруженные одеждами, распятые на кольях. Воры, которые горят, превращаются в прах, затем снова принимают человеческий облик, обвитые змеями, но подобные птице Феникс. Змей, появляющийся, жалящий, срастающийся с грешниками, превращая их в нечто несуразное. В 26 круге лукавые советники Улисс и Диомед, Улисс является противоположным двойником Данте, он так же плыл к горе света, но потерпел кораблекрушения. Там Данте падает в обморок второй раз. Первый был с Франческой и Паоло. Дальше рёв голосов и зачинщиков раздора, Ливий, Магомет, души со вспоротыми внутренностями, обезображенные, расколотые надвое, безголовые, безногие, безрукие. Далее поддельщики металлов  алхимики, людей, денег, слов, в горячке, водянке, раздутые души. Потом колодец гигантов, обвитыми цепями. Среди них: Антей, Тифей. Данте снова боится и Вергилий снова его обнимает, так, что объятья надёжней любой брони. Девятый круг. Озеро Коцит. Предатели родных, родины, дружбы, божеского и человеческого. Самый страшный грех по Данте. Они впечатаны в озеро и приходится идти по головам. Данте описывает свое состояние так: "Я не был мёртв и жив я не был". Люцифер, вмерзший в лёд и три его пасти: красная в центре, бело - жёлтая и чёрная, как воды Нила. В центральной пасти Иуда, ногами наружу, Брут, торчащий из чёрной пасти и Кассий. Дайте и Вергилию нужно пробиваться к южному полушарию. Взобравшись на исполина, по шерсти, цепляясь с клока на клок они спускаются меж грудью, по боку к бедру и ногам, торчащим к вышине. Оказываются в перевёрнутый зеркальном отражении, где нет льда и Люцифер торчит стремглав. Вергилий объясняет почему так, что минуя средоточие той лестницы мохнатой он сделал поворот  и над тобой теперь небесный свод, а исполин всё  там же воткнут. "С небес возился он когда - то, земля, что раньше наверху цвела, застлалась морем, ужасом объята и в наше полушарие перешла...вверх горой скакнула, а он остался в пустоте дупла". 33 песнь Ада очень хорошо проработана: три лика Люцифера - это
противопоставление Троице, огромные мышиные крылья, создающие ветер - противопоставление святому духу. До 6 круга включительно идёт зона рыси- сладострастия. Там Данте с Вергилием отдыхают, где последний рассказывает первому всю структуру Ада. До этого Данте её  не понимал и был просто учетчиком. С 7 круга до девятого идёт зона льва - власти и гордости. Девятый круг - зона волчицы- алчности.  В 9 круге в озере Коцит находится и Одиссей, потому что его душа разрушает доверие.  Данте понимает что люди находятся в аду не потому, что они наказаны, а потому что сами этого хотят.  Рысь - это сердце, разлученное с умом, лев - разум включён, а сердце выключено, волчица - разум и сердце разлучены с волей. 

Чистилище. Это гора, огражденная стеной огня, за которой находится тот самый райский сад, в котором жили Адам и Ева. Данте боится туда идти, ну понятно не хочется сгореть заживо. Что делает Вергилий. Он говорит: там ждёт тебя она. Но страх настолько сильный, что Данте не решается идти. Тогда Вергилий предлагает идти сквозь стену огня гуськом: первый он, потом Данте и замыкающим идёт третий, присоединившийся к ним проводник. Таким образом они входят. Чистилище - это упрощенное добро, структура каждого дня нашей жизни, это также можно отнести и к Раю и к Аду, в зависимости от того как мы его проживём. Это облако недостатков. Туда попадают души, кто перед смертью успел сказать мизерере - смилуйся и таким образом, души, даже подготовленные к Аду минуют его. Там много полководцев. Вергилий прощается с Данте, но Данте  не принимает это всерьёз и думает: Да ладно? А когда понимает, что лишился проводника, он плачет. Я специально сокращаю части Чистилище и Рай, чтобы вы сами могли прочитать и осмыслить эту инструкцию обретения счастья.Чистилище начинается с античистилища - это огромная часть усеченной горы, там находятся души, которых отвергли люди и церковь. Это место предельного прощения, оно соответствует 9 кругу Ада, место человеческих ошибок - это волчица. Далее круги прямо противоположны Аду,  они перевернуты, соответствуют льву, рысь соответствует Лимбу. Это вход в Рай, поэтому, войдя в Рай Вергилий не может идти дальше.  После вхождения  Вергилий, вместе со Стацием остается в Раю. В Чистилище нельзя двигаться ночью, передвигаться можно только днем, нельзя останавливаться.  Люди там двигаются под музыку. Чем выше, тем легче идти. Когда душа переходит с одного уровня на другой происходят толчки, как при землятрясении. В Чистилище есть 3 типа грехов, которые нам мешают жить, причём никто не виноват, мы сами дышать не можем, там 7 уровней: 3+ рубикон + 3, такая бодрая программа.

Рай. Данте знает небо как свою квартиру, лучше, чем любой человек знает расписание транспорта.  Это приключение его желания, там находятся террасы, их семь. В нем Данте встречается с Беатриче и они совершают Великий полёт, пролетают 7 небес, планеты, пересекаются сферу неподвижных звёзд и попадают в Белую Розу, похожую на амфитеатр, где находятся множество людей и святых. На протяжении всего пути у Данте три проводника: Вергилий  - воля, Беатриче - сердце,  св. Бернар - ум.
Землю во время полёта Данте называет "дно мироздания", выше Розы находятся ангельские чины. Скорость полёта стремительна и Беатриче говорит ему: Разве ты не видишь почему  так быстро, это как водопады падают, чему ты удивляешься, так и души проходят очищение и летят к Богу. Появляется свобода и вкус к Раю. В какой - то момент ему удается побывать на солнце, на которое он любовался с холма. Всё это нужно Данте чтобы реализоваться. Это рождается в нем не потому, что у него есть силы, у него этих сил нет, но он идет за лучем и начинает большое движение по Раю. На зло может смотреть только тот, у кого есть опыт Рая, если этого нет лучше не искушать судьбу.   Данте нас заводит в тьму, чтобы достичь океана милости,  через точки звёзд. На 14 небе ему под музыку предсказывается его будущее, говорится о том, что он будет изгнанником. С одной стороны нарастает судьба, но легче ему не станет. Рецепт этой инструкции по попаданию в рай - враиваться в собственную судьбу, способность смотреть на зло. Присутствие Рая вытягивает его из точки катастрофы, где очень важно найти опыт милосердия. Ад - вера, Чистилище- надежда, Рай -  способность воспринимать обращенную на тебя любовь.  Третий проводник Данте Бернар Клервозский был послан Данте, для того чтобы он увидел Бога, потому что никто не может на него смотреть.
Рай - это мир, который обнимает всю Вселенную. Когда Данте встречает Беатриче, он видит две реки: реку забвения и реку памяти. Появляется карета, там все красиво, животные, лев, грифон, ангелы разбрасывают лепестки, так, что вообще ничего не видно. На карете стоит она и говорит: Ну слушай, как ты себя вёл, тебе было непонятно что у нас серьёзные отношения? Что ты сделал, когда я умерла?  Даже ангелы свалились над ним: Да нормально, он хороший парень, все было несерьёзно. И Беатриче заставляет его вспомнить всех. Если вы подумали, что вы нагрешили, читайте речь Беатриче, это настоящая инструкция как надо доводить дело до конца. Вы поймете, что вы даже ещё и не начали. Она говорит ему такие вещи не для того чтобы уличить, а чтобы он открылся перед дождём. - Ты должен признать, что ты это всё совершил. Во время полёта они видят три вещи: что Бог это свет и Данте поражает, что он может смотреть на Солнце, три играющих цветных круга, это Троица,  человеческое лицо Бога и все тайны мира, всю любовь, что движет Солнце и светила. В Розе Данте теряет, расстаётся с Беатриче, в какой - то момент он оборачивается, а её нет. Бернар указывает на точку в Розе и там Данте видит её. Данте счастлив всё равно, потому что в Раю людей не разлучают,  даже если они не рядом. Святой Бернар становится проводником Данте. Бернар уговаривает Богородицу позволить Данте взглянуть на Бога и он ему является в маленькой точке Пунктум. Сначала появляется свечение, форма и человеческое лицо. Данте видит его. Потом Данте возвращается в жизнь и всё  это пишет. Данте возвращается в ту же точку, откуда начинал свой путь. Надеюсь, что вы прочтёте эту великую инструкцию по попаданию в рай.

автор иллюстрации
Гюстав Доре.

Ад. Зона льва. Пояса и рвы. http://stihi.ru/2023/11/07/5360

комментарии под небом инструкции в Рай
http://stihi.ru/2023/05/11/5059

Сады Данте http://stihi.ru/2023/09/26/4548

Земной рай. Реки и воды Данте http://stihi.ru/2023/10/19/2294

Рай Данте. Три моря http://stihi.ru/2023/11/01/6227