Что же такое крещендо?

Нойман Тэнни
О мужской логике в музыкальных вопросах.
Рассказ из жизни Татьяны Викторовны, учителя (или мучителя?) по фортепиано и теории музыки.


Как-то раз у нас был урок по фортепиано с Арсением (ему сейчас 14 лет). Мы занимаемся всего два года, но успехи уже есть: Арсений работает усердно над развитием слуха, любит выучивать песни советских времён наизусть и поёт песню Александры Пахмутовой «А Ленин такой молодой» с таким азартом и любовью, что я невольно потом по несколько дней сама хожу и всё пою про себя эту песню, причём тоже с такой же горячей любовью.
Сейчас мы, кроме песен, учим этюды, классические произведения в облегчённом переложении, учимся играть песни с собственным аккомпанементом (который не прописан под мелодией, а есть только в виде латинских обозначений) и петь одновременно.
И тут Арсений сдал мне этюд, который учил довольно долго, и я выбрала ещё следующий этюд для него. Сыграла. Он понравился, и мы стали его разбирать. Ноты прочитали, но кроме нот ведь есть и динамические обозначения. Я стала спрашивать, показывая на меццо форте:
- Что это?
- Так… эм и эф… это мольто форте!
- Ну, для кого-то пусть будет мольто, что означает «очень», но у нас будет как положено - это значит «меццо форте», не очень громко.
- Понял!
Показываю на пиано:
- А это как называется? Что за обозначение? Динамика или штрих?
- Наверное, штрих…хотя… я запутался!
- Ладно, это динамика, читается пи-а-но!
- А, точно! Это тихо! Ведь инструмент наш называется фортепиано!
- Поехали дальше. А вот это что такое? (В нотах написано «cresc.», «крещендо» - усиливая громкость)
- Так, так… (Арсений так приблизился к нотам, что нос почти касался их) какое-то црэск… что же это за црэск… (и тут в надежде посмотрел на меня.
- Я подскажу, это читается «крещ.», а в полном варианте это звучит так: «кре-щен-до».
Тут Арсений аж подпрыгнул на стуле и воскликнул своим сильным басом:
- Я знаю! Татьяна Викторовна, я знаю, что такое крещендо!
- И что же это такое?
- Это вот!
И тут Арсений от души…перекрестился!
Простят ли меня читатели или нет, я не знаю, но это было настолько смешно, что я засмеялась от души и сквозь смех тонким голосом говорю:
- Арсений, ты уверен, что в произведении советского композитора может быть знак, чтобы исполнитель перекрестился? Кто бы мог подумать, что крещендо и крещение - однокоренные слова! А чем же обозначается увеличение громкости?
Арсений нарисовал правильную вилочку!
- А уменьшение динамики?
- Такой же штукой, только в обратную сторону (и нарисовал вилочку, которая соответствует диминуэндо).
- Так вот крещендо - это и есть увеличение громкости!
- Да?! Ой!         
И теперь мы уже вмесите стали смеяться! И Арсенией добавил:
- Даааа, как же это я ТАК перепутал! Как же я мог забыть такие простые вещи?!
- А я теперь зато знаю, что такое мужская логика! А то обычно дразнят только женскую!