Три древних вопроса философии

Оскар Хуторянский
Есть три вопроса в философии
Важнее многих и сложней,
О них задумывались многие
От древности до наших дней.

Вопросы были в аллегориях
Известных древних мудрецов;
Китая, Индии, тем более
От древней Греции умов.



1.
Как знаем мы о мире внешнем?
Что есть реально, что мираж?
Китаец Чжуан-цзы был прежде
И задавал вопрос не раз.

ГНОСЕОЛОГИЯ даст понять
Что знать возможно, во что верить?
Что нам доступно? Как проверить?
И что нам никогда не знать?
 
Откуда знания появились?
Спустились сверху к нам с небес?
А может с ними мы родились?
И лучше с ними или без.


ЧЖУАН-ЦЗЫ И ЧЕМУ ВЕРИТЬ

Маленький страх делает нас осторожными, большой страх делает нас раскованными.
    - Чжуан-цзы

До нашей эры триста лет
В Китае жил мудрец известный.
Оставил о себе он след
Загадкой далеко не местной.

У Чжуан- цзы был летний сон,
Как будто бабочка он в поле.
С цветка порхает на цветок,
И полон счастьем он на воле.

Сон был реален в мелочах,
Для бабочки в том нет сомнений.
Нет Чжуан-цзы в её мечтах,
И не имеет о нём мнения.

Проснувшись утром, Чжуан-цзы
Вдруг осознал, что есть дуальность -
Вдруг это бабочки мечты,
Быть может бабочка - реальность.

И бабочка во сне своём
Считает, что она - философ!
Что есть реальность? Что есть сон?
Есть величайший из вопросов.

Мудрец компьютеров не знал.
Не знал он игр, что виртуальны.
Не слышал. Всё же вопрос поднял, -
Как верить нам, что есть реально?


Чжуан- Цзы - китайский философ предположительно IV-III веков до н. э. эпохи Сражающихся царств, входящий в число учёных Ста Школ.

Однажды я, Чжуан-Цзы видел себя во сне бабочкой — счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она — Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я — Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он — бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она — Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие. Вот что такое превращение вещей!



2.
Реален ли наш внешний мир
Или живём мы всё в иллюзии?
Индус всех в древности спросил,
Вопрос открыт, идут дискуссии.

Есть МЕТАФИЗИКИ задача
Решать - реален мир вокруг?
Она не знает. Мы - тем паче.
Всё ж философия наш друг.

Её вопрос: Закон иль чудо,
Что "это" мир, и что есть в нем?
Законы действуют повсюду?
Или мираж где мы живём ?



Н‘АРАДА - ЧТО РЕАЛЬНО

Безумный утешается прошедшим, слабоумный — будущим, умный — настоящим.
         - Вишну

Богов любимец и мудрец,
Есть в индуизме нам примером,
Он - Н‘арада, - ума венец,
Оставил притчу нам примером;

В беседе с Вишну он спросил,
“Что есть иллюзия в нашей жизни?”
А Вишну взял и подарил
Ему жену лишь волей мысли.

Тот прожил с женщиной всю жизнь,
Был счастлив и имел детей,
И даже не возникла мысль,
Судьбой живёт он не своей. 

В войне детей он потерял
И горевал о них навзрыд,
Возник вдруг Вишну и сказал:
“О чём горюешь ты старик?

Я дал иллюзии был урок,
Чтоб показать за миг сполна.
Та жизнь, считал, что прожил впрок,
Моим внушением дана. 

Её иллюзия для тебя
Вопрос обдумай и совет:
Что есть иллюзии стезя?
Что есть реальность, а что бред?”


Н‘араду в индуизме причисляют к семи великим мудрецам (саптариши). Он известен тем, что предрёк грядущее рождение Кришны и первым научил людей знаниям в математике, астрономии и земледелии.

 Вишну пришел к Нараде и предложил ему загадать одно желание. Нарада ответил, что он хочет постичь иллюзию этого мира, Майю).
Вишну обратился к Нараде: “Пожалуйста принеси мне воды”.
Нарада отправился за водой но встретил девушку,  позабыл свою миссию и всё, что он знал до этого момента.
Он женился, имел два сыновей, но через 12 лет война унесла его семью.
Народа был в отчаянии.
Вдруг Нарада  услышал голос: «Сын мой, а где же вода, которую ты обещал принести мне? Полчаса уже прошло».
Вишну спросил: «Сейчас ты понимаешь всю силу иллюзии?»



3.
Какую жизнь нам выбирать:
В иллюзии жить, забот не зная,
Или реальность познавать?
Вопрос Платона, он - без края!

Вот ЭТИКА - Мораль иначе,
Что добродетель? Что порок?
Что хорошо а что не очень?
Жизнь в обществе - для нас урок.


ПЛАТОН МИФ О ТЕНИ И ВЫБОРЕ

Идея настолько же реальнее и живее зримой вещи, насколько вещь подлиннее своей тени
    - Платон

По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди.
Об истинном реальном мире они могут судить только по смутным теням на стене пещеры.
Они полагают, будто, благодаря органам чувств познаю;т истинную реальность.
Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия.
Об истинном мире можно судить только с помощью интуиции и философских идей. .


Есть аллегория Платона,
Не старят её тысячи лет,
Она философам знакома
И тем, кому был в знаниях свет.

Его идея - наши знания,
Что постигаем чувством мы -
Театр теней. Не понимане,
А разделение света-тьмы.

Театр теней - лишь силуэты,
Объёма, формы, сути нет.
По ним мы судим о предметах,
Их свойствах, их влияния  след.

В пещере зрители в иллюзии,
Что мир теней - реальный мир!
И бесполезны все дискуссии, -
Лишь интуиция - командир.

Весь смысл в учении об идее!
Считал её реальной он.
Предмет считал идеи тенью,
Идея вещи даст объём.

Наполнит интуиция мнением,
“Зачем” ответит, “почему”,
Как вещь реальней её тени,
А мысль - “реальней” по нему.

Вопрос: "Что лучше, жить в пещере,
На всем готовом, пусть во мгле,
С иллюзией, подобной вере?
Иль выбрать правду на Земле?"

Не все желают знать реальность.
Для многих радость жить в тени.
У философии специальность -
Их из пещеры увести.

Он знал, что труд неблагодарен,
Его учитель был Сократ.
Толпой он яд принять направлен…
Идеи - тысячи лет парят!



Вопросы к нам. Ответов много.
Для каждого они свои.
От них зависит и дорога
Моя и ваша впереди.

3-19-23