Что такое поэзия? Часть 1

Вадим Шарыгин
Часть 1
Злая воля к добру


Начну с того, что есть достаточно заметная по численности своей категория людей, которые, достигнув определённого личного уровня понимания поэзии, не смогут этот уровень повысить, они практически лишили себя всех шансов на обретение поэзии. Всё что они смогут узнать, прочитать, продумать – никоим образом не повлияет на их развитие. У них нет развития. Напротив, запущен обратный отсчёт, они, наращивая возраст календарных лет, наращивают узость миропонимания, всё активнее деградируют в плане восприятия и сохраняется лишь мизерный шанс на изменения к лучшему, и то: при наличии колоссальных усилий, они могут обрести поэзию под самый занавес жизни.
Стишки усугубляют отдалённость от поэзии. Не помогает ни чтение лучших произведений лучших поэтов прошлого, ни опыт, которым делятся с ними поэты современники, ни образование, ни активный культурный досуг – ничего и никто не в состоянии приблизить их хотя бы на сантиметр к постижению поэзии слов и поэзии жизни.

«Злая воля к добру», предвзятое отношение к талантам, способность к огульному охаиванию, мстительность, болезненное самолюбие, пребывание в иллюзиях от пользы от всенародного писательства, привыкание к похвалам со стороны посредственностей-подхалимов, кои, на самом деле, совершенно равнодушны к ним и к их творчеству, полное отсутствие желания, навыков и опыта литературной работы, полное неумение общаться по сути высказанных мыслей, а не о праве кого бы то ни было на их высказывание, а так же читательская неразборчивость и писательская тривиальность, узость мировоззрения – обнуляют, в большинстве случаев, весь нравственный и творческий облик этих, вполне уважающих себя, людей – это не поэты и не читатели поэзии – не граждане поэзии - до кончиков волос, это совершенно не поэтические, но полемические люди : они не поэты – по взгляду, по трепету, по жизни, по снам и мечтам, по характеру, по восприятию и по судьбе.

Один из таких людей – убил Лермонтова, ему подобные – кричали в лицо Блоку «Ты – труп!», эти же люди писали пародии на самые задушевные и трагические стихи Есенина, а после его смерти издавали «романы без вранья», именно они демонстративно не пришли на творческий юбилей Маяковского, именно их Марина Цветаева называла читателями понаслышке или чернью, которая не «только не чтит, но и не читает», именно из рядов этих людей собирались судилища писательской травли над Мандельштамом, именно эти люди, казалось бы, изучив творческое наследие поэтов, так и не удосужились постичь какою ценою это наследие создавалось, они не в состоянии отличить себестоимость труда поэта и трудозатрат стихотворца средней руки, и они удивительно страшным образом сочетают в себе «любовь к поэзии» и ненависть к талантам её создающим!

Я не знаю насколько многочисленны такие люди в наши дни, но каждый из них «ложка дёгтя в бочке мёда». Именно из их среды вышли все настоящие гонители, все подлинные убийцы поэзии и поэтов. Большое горе для человека осознать себя в этом чёрном (от ненависти к поэтам) списке. Эти сеятели «доброго, вечного» – и есть самые страшные люди для дела поэзии на земле, поскольку пишут – и добрые в помыслах доносы, и добрые в намерениях стишки в равной степени азартно и самоуверенно, и ненавидят они поэтов и всех поэтических людей – от всей своей компактной души!

Они прячут свою непричастность к искусству под личиной друзей искусства, кичатся богатым культурным досугом. Они пересмотрели и прослушали столько классиков и шедевров, что, казалось бы, должны разбираться в искусстве, но остаются профанами – по их убеждению искусство делают не те, кому дано от бога и по усердию развития таланта, а те, кто старательно поправляет Бога в этом «ошибочном» мнении. Эти люди могут заделаться театралами и литераторами, могут иметь «литературные» корни, могут получить литературное образование, могут хвалить всех и каждого, если этот «каждый» будет таким же как все - человеком среднего уровня восприятия, мечтаний и способностей.

Человек с «доброй волей к добру» может быть резким в высказываниях, может ошибаться, но никогда не опуститься до закулисной подлости, до маниакальной мести, до травли несогласного с ним, до кожаного зуда унизить, до огульного обвинения в спину и предвзятого оскорбления в глаза.
Человек со «злой волей к добру» – не способен на благородство – раз отказав в доверии таланту, будет свою гордыню прикрывать его «высокомерием» и творить свое «злое добро», собирая кодлу, свору для «мнения большинства». Можно подумать что «большинство» когда-нибудь хотя бы что-то близкое к Искусству способно было создать и заметить.

Итак, пытаясь дать ответ на вопрос о том: «Что такое поэзия?», мы должны, вначале, чётко осознавать, что есть категория людей, в принципе не получающих ответ на этот вопрос, есть категория, которой доступ к тайне ответа на этот вопрос – закрыт (по гроб жизни). Они сами закрыли себе доступ к таинственному очарованию поэзии, по причине самоуверенности в наличии у них ответа, по причине отказа от личного развития, узкого миропонимания и категорического неприятия идеи Искусства, в том числе Искусства поэзии, как ипостаси талантов, обладающих и развивающих свой природный или божественный дар.

-------------------------------------
P.S.

«Но есть другой читатель – некультурный. Читатель – масса, читатель – понаслышке.. Отличительная черта такого читателя – неразборчивость, отсутствие способности ориентироваться.. Такому читателю имя – чернь.. Грех его не в темноте, а в нежелании света, не в непонимании, а в сопротивлении пониманию, и в злостной предвзятости. В злой воле к добру».
(Марина Цветаева)


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ