Две главы. Пособие для начинающих ведущих

Евгений Мичков
Мичков."Две главы"
Пособие для начинающих ведущих.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 Вступление

 ГЛАВА 1
"Твоё - не твоё"
          А) С чего начать

 ГЛАВА 2
"Сценарный план"
          А) Административная часть
          Б) Творческая часть
          В) Техническая часть


ВСТУПЛЕНИЕ

Здравствуй, мой дорогой человек!
Нет, нет, тебе это не померещилось и не показалось, именно «мой» и очень «дорогой». Конечно, в наше время такие слова из уст незнакомца звучат очень подозрительно и отдают лестью, но, несмотря на это, их нужно обязательно произносить, вкладывая самый добрый посыл. Почему, спросите вы? Потому что в этом мире всё есть энергия, и ты тот человек, которому предстоит с ней работать. Представляешь, своим энергетическим посылом ты сможешь как наполнять тысячи людей, так и опустошать (но об этом чуть позже). Свои мастер-классы в своё время я давал от Сибири до Москвы, и ни на одном из них я не услышал правильный ответ на мой вроде бы обычный вопрос:  «Каким качеством в первую очередь должен обладать ведущий?»,  или нет, так неправильно, лучше так: «Что первично для ведущего в его работе?!» Каких ответов я только не услышал, но ни один из них не оказался близок к истине. Как говорил наш любимый сатирик Михаил Задорнов: «Все готовы ? Вы точно готовы?!»
 А ведь ответ такой же простой, как и сам вопрос. Нужно всего лишь любить людей и подкреплять любовь своим профессионализмом, вот и всё. То есть это своего рода такой невидимый двойной удар, который вам предстоит освоить, чтобы пробивать определённые программы и установки, с которыми человек пришёл на мероприятие. Вы можете очень дорого одеваться, знать с десяток иностранных языков, иметь кучу подписчиков и проводить современные конкурсы, но это всё будет впустую, если вы не создадите нужную атмосферу на мероприятии. А, чтобы её создать, с гостей нужно снять тот самый панцирь, в котором они пришли. А, чтобы его снять, вам понадобится что?! Правильно, любовь и профессионализм.
Вот об этом давайте и поговорим.
P.S. Да! И моя теория основывается на личном опыте, который не обязан совпадать со взглядами других ведущих.

ГЛАВА 1
ТВОЁ - НЕ ТВОЁ.

Если ты дошёл до этих строк, то значит ты здесь неспроста, и это здорово! Чтобы понять, твоя это профессия или нет, мы с тобой сыграем в игру "Моё не моё, ёмаё"))
Сейчас я перечислю полтора десятка "если", и как только ты уловишь внутренний отзыв хотя бы к половине из перечисленного, то тебе стоит задуматься, так как это может быть твоим предназначением в жизни. Представляешь, вот так вот просто, без лишней воды. Итак, поехали…
Если ты любишь быть в центре внимания, если ты радуешься за людей, если ты кайфуешь, когда видишь как бабушка дарит молодожёнам свой рушник, который ей подарила когда-то её прабабушка, если ты готов снять свои брюки и отдать гостю, который только что пролил компот на свои, если ты не сопротивляешься, когда тебя целуют усатые женщины, если ты абсолютно нормально реагируешь на то, когда тебя заталкивают в машину подруги невесты и увозят в незнакомый город, если ты помогаешь исправить непредвиденную ситуацию или форс-мажор, если ты кладёшь свои деньги в открытку дедушке жениха, потому что тот забыл свои деньги дома, если ты не высмеиваешь, а наоборот, помогаешь человеку, который не справился с волнением, если ты любишь заполнять нелепые паузы, если тебе не сложно бесплатно задержаться на лишних полчаса, если ты готов к конструктивной критике, если ты умеешь скрывать чужие тайны, если ты можешь красиво под музыку завязать шнурок одному из гостей, если ты готов заменить внезапно заболевшего официанта и начать обслуживать стол, если ты можешь помочь гостю перепарковать его автомобиль, если ты готов пересервировать правильно стол, если ты готов порекомендовать кому-то из гостей нужную марку вина, если ты можешь исполнить колыбельную для ребёнка и т.д.
Я перечислил лишь очень малый процент того, что обычно делают профессиональные ведущие на мероприятиях (не забывая о главном, работать на атмосферу мероприятия),оставаясь при этом порядочными людьми, не испытывая угрызения совести. Я к тому, что бо;льшая часть ведущих делает это очень профессионально и от души, не чувствуя себя лакеями, как может изначально кому-то показаться. Не забывайте, что это лишний раз подчёркивает вашу порядочность, а также ускоряет шанс стать своим человеком не только на мероприятии, но и в жизни людей, которым вы только что помогли. Я ни разу не размещал в интернете  (телевидении, радио, других СМИ) объявление об услугах ведущего, так как постоянно был занят. Потому что любовь, профессионализм и вот эти самые неформальные моменты всегда делали работу за меня на несколько лет вперёд. Попробуйте, и сами почувствуете, как через какое-то время десятки (иногда тысячи) людей начнут вам возвращать тепло (энергию, импульс).

А) С ЧЕГО НАЧАТЬ ???

Во-первых, начинать нужно с того, что ты примешь себя со всеми плюсами и минусами. Как тренер, который приходит в команду и берёт её в том виде, в котором она есть (а там есть травмированные, возрастные, неопытные, любимчики и т.д.), и начинает работать. Пока ты не примешь себя таким, какой ты есть, ты далеко не уедешь, а потом разочаруешься и вообще уйдёшь окончательно из профессии, так и не испытав все её прелести. Наглядным примером такого принятия является один из лучших стендап-комиков у нас в стране Антон Борисов. Это единственный артист разговорного жанра, который заикается (посмотри его выступление).
Едем дальше. Выпиши на листок свои сильные стороны, только честно. А вот теперь из этого всего ты соберёшь бойца event-сферы, который, как и боец UFC, будет иметь различные техники, школы, опыт (карате, джиу-джитсу, дзюдо, айкидо, сумо, кендо, кудо, иайдо, кобудзюцу, нунчаку-дзюцу, самбо, тайский бокс, тхэквондо, ушу, кунг-фу, армейский рукопашный бой и т.д.) Стиль работы у тебя вырисуется чуть позже, а пока в авангард берёшь то, что даёт тебе преимущество перед другими. Хотя бы раз попробуй и включи в сценарий свою импровизацию, битбокс, смешное рифмование текста и т.д. Не бойся, твоя природа не оставит людей равнодушными. Я не поверю, если ты скажешь, что у тебя ничего нет. Используй всё, что только возможно: быструю аналитику, харизму, память, знание иностранных языков, курсы ветеринаров, стендап, вокал, актёрское мастерство, пантомиму, игру на варгане, начитанность, хороший аппетит, смекалку и т.д.
Остальное, то, что ты не освоил, не разобрался, или темы, которые просто-напросто были тебе не интересны, их можно оставить на уровне "поддержать разговор", так как нельзя объять необъятное и тем более себя заставлять. Я, например, ничего не понимаю в автомобилях, но достаточно много знаю о кино. Каждый раз, когда кто-то из гостей заводит разговор на автомобильную тему, я даю ему время высказаться (в рамках тайминга) и спрашиваю, например, знает ли гость какая первая машина была у Андрея Миронова. Завязывается короткий разговор, который заканчивается с моей стороны шуткой, тостом или переходом на следующий шаг, который стоит в сценарии.  Схематично это выглядит так: Тема+Перевод темы+Шутка (тост, анекдот).
Рекомендую за первым опытом отправляться к друзьям, родственникам, соседям, но, чтобы даже и у них не упасть в грязь лицом, должен быть некий сценарий (план), который даст представление очередности как заказчику, так и тебе.

ГЛАВА 2
Сценарный план.

А) АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Дорогой мой человек! Ты всего лишь ведущий, но правда жизни такова, что ты часто будешь выполнять задачи event-менеджера, администратора на площадке, сценариста, режиссёра мероприятия, сомелье и т.д.
Главное, хотя бы пару раз побывать в их шкуре, чтобы успокоиться и понять, что это, во-первых, не так страшно и, во-вторых, очень даже денежно.
Почему сценарий - это основа всего, отвечу знаменитой фразой Альфреда Хичкока: «Чтобы снять гениальный фильм, нужно три вещи: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий». Комментарии здесь излишни, я думаю.
Если этого мало, то вот ещё одна известная крылатая фраза:
«Лучше плохо снять хороший фильм, чем хорошо – плохой». Если всё выше сказанное переложить на нашу сферу, то это будет звучать примерно так: "Лучше посмотреть душевное выступление из сельского клуба, чем очень дорогое и циничное от первых звёзд страны". Надеюсь, тебе понятен мой посыл.
Едем дальше. Получив заявку, обязательно побывай на том месте, где состоится событие. Зачем?! А затем, чтобы всё проанализировать и понять, как "держать оборону", часто при написании сценария я привязываюсь к месту, что даёт мне ещё очень много дополнительных плюсов.
Значит ещё раз, сценарий (сценарный план) - это некий скелет мероприятия, который, как я уже сказал ранее, даёт представление (тебе и заказчику) о последовательности развития мероприятия. Каждый раз, когда я проводил то или иное мероприятие, то сталкивался с тем, что приходилось постоянно составлять сценарий (план) под каждое событие индивидуально, что очень скоро мне надоело. Чтобы уберечь тебя от этой мороки, я решил составить некую универсальную схему, умышленно не говоря о жанре, идее, сверхзадаче и т.д.(испугаешься ещё)
Итак, любое мероприятие (камерное, детское, многотысячное, уличное и т.д.) имеет три обязательных составляющих: административную, творческую и техническую. Но нам нужны первых два подпункта (административная и творческая).Всё творческое зиждется на административном. Это как фундамент, который ты заливаешь и на котором же размещаешь свое авторское творение.
Поговорим об административной части. На будущее, ты всегда должен знать и понимать, на сколько часов ты создаёшь мероприятие, и плясать от этого. В моей жизни были события и на 16 часов, и на 5 минут…и все включали в себя как административную, так и художественную часть. Чтобы было понятно, объясню на примере.
Заказчик попросил организовать ему юбилей (встретились, обговорили, посмотрели площадку, заключили договор). Договорились, что ведущего больше четырех часов не надо, а ди-джея максимум на шесть часов, для того чтобы в оставшиеся два часа гости не сидели в тишине и могли пообщаться. Учитывая возраст, наличие курящих и то, что многие давно не виделись, я сделал четыре блока по сорок минут и 15-20минутные паузы между ними (это даёт возможность всем успеть друг друга поприветствовать, покурить, присмотреться, познакомиться с неизвестными гостями, ну, и не разбрестись по группам). Получилось так.

1) БЛОК
С 17-00 до 17-40
ПЕРЕРЫВ
С 17-40 до 18-00
2) БЛОК
С 18-00 до 18-40
ПЕРЕРЫВ
С 18-40 до 19-00
3) БЛОК
С 19-00 до 19-40
ПЕРЕРЫВ
С 19-40 до 20-00
4) БЛОК
С 20-00 до 20-40
ПЕРЕРЫВ

Со временем ты научишься, общаясь с заказчиком, уже на первой встрече автоматически прикидывать время, которое будет зависеть от погодных условий, возрастных ограничений, количества человек, приглашённых артистов и т.д.
Главное, не парься и знай, что сто;ит один раз помучиться и научиться ездить на велосипеде, чтобы потом наслаждаться и получать пользу от езды на нём.
Часто подобный план с таймингом, который я хочу тебе предложить, подходит к школьным выпускным, свадьбам, юбилеям и даже корпоративам. Пока сюда мы не включаем выставки, презентации, дни городов, потому что берём самое актуальное и востребованное на рынке развлечений и ещё потому что на презентациях, выставках (ну, и днях городов) другой скелет и тайминг.
Ознакомившись с условиями предстоящего события, ты должен уже примерно прикинуть тайминг, т.е. пока заказчик описывает условия по телефону, у тебя уже вырисовывается картинка в голове. Давай попробуем потренироваться. Смотри, сейчас я буду в роли заказчика и постепенно буду называть всё новые и новые условия, от которых у тебя постепенно будет формироваться примерная картина и тайминг. Поехали…
Хочу отпраздновать 10-летие сына (первое), за городом (второе), в январе на улице (третье), да и кульминацией юбилея должен быть просмотр любимого мультфильма на большом экране в помещении (четвёртое). Знай, что ты не аниматор, а ведущий, которому всего лишь нужно решить эту головоломку (а их будет великое множество), учитывая возраст гостей, погоду, площадку, предыдущий опыт заказчика в праздновании подобного мероприятия и т.д.). Помни, что мероприятие - это блюдо, для приготовления которого тебе необходимо подобрать нужное время. Кстати, даже если ты выставил нужное время, его всегда можно слегка чуть-чуть корректировать в зависимости от обстоятельств (ты всё-таки работаешь на атмосферу мероприятия). Главное, не бойся. Это всего лишь очередная точка роста в твоей жизни.

Б) ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Перед тем как приступить ко второй части, ты должен был решить административную часть, а именно, грамотно поговорить по телефону, встретиться вживую с заказчиком, ознакомиться со всеми условиями, получить аванс, заключить договор, понять бюджет мероприятия, на который тебе стоит ориентироваться, чтобы начать "фантазировать". Это в идеале, но чаще всего всё будет происходить по-другому, поверь мне.
В творческую часть входит тот перечень, который работает на идею и атмосферу мероприятия (включая «хотелки» заказчика): как правило, это артисты, блюдо от шеф-повара, песня от именинника, работа самого ведущего, поздравление от гостей, просмотр слайд-шоу, телемост с тётей из США, вынос торта, сюрприз от гостей и т.д. Ну, ты понял))
Твоя задача услышать заказчика, выставить правильное время (тайминг), определить очередность происходящего на площадке. Всё. Чтобы было ещё понятнее, покажу последовательность на скелете, о котором я говорил выше. Помнишь, 4 блока по 40 минут с 15-20 минутными перерывами?! Представь, что закончился «велком», и гости заняли свои места.

БЛОК
С 17-00 до 17-40
-Появление ведущего
-Ведущий приглашает юбиляра
-Слова приветствия от юбиляра
-Тост от ведущего
-Поёт контратенор
-Застольный разогрев от ведущего
-Поздравление и тост от мамы юбиляра
-Интерактив от ведущего
-Песня и тост от супруги юбиляра

ПЕРЕРЫВ
С 17-40 до 18-00

Здесь нет слов, которые произносит ведущий, а также музыкальной подборки, которую ставит звукооператор (кстати, это твой второй пилот).Здесь только голая схема, поочередность, которую составляете ты и заказчик. Профессионалы всегда интуитивно в уме прикидывают время, но тебе для облегчения задачи я его добавлю, и у нас получится вот так.

БЛОК
С 17-00 до 17-40
-Появление ведущего (2 минуты)
-Ведущий приглашает юбиляра (2 минуты)
-Слова приветствия от юбиляра (2 минуты)
-Тост от ведущего (2 минуты)
-Поёт контратенор (4 минуты)
-Застольный разогрев от ведущего (7 минут)
-Поздравление и тост от мамы юбиляра (5 минут)
-Интерактив от ведущего (6 минут)
-Песня и тост от супруги юбиляра (5 минут)

ПЕРЕРЫВ
С 17-40 до 18-00

На таких мероприятиях время всегда примерное, так как это не вручение Оскара, где расписана каждая секунда, здесь немного нужно подгадывать и действовать по ситуации,  опираясь на схему. Насыщение каждого блока составляется заранее с заказчиком при условии возможной корректировки на площадке (часто гости опаздывают, болеют, форс-мажор и т.д.).Я часто в перерывах между блоками вношу изменения в сценарий (это уже классика), тех, кто должен был поздравлять в третьем блоке ставлю во второй (например, одна из присутствующих является кормящей матерью и ей срочно нужно ехать домой, поэтому здесь я с разрешения других гостей ставлю её чуть пораньше, а тех ставлю вместо неё), поздравление с проектора переносим в другой блок из-за того, что солнце заливает всю площадку и изображения на экране просто не видно и т.д. Есть тайминг, есть сценарий (план), в которые ты вносишь правки по мере необходимости, но не нарушая общей концепции.
Итак, только что мы разобрали тайминг и скелет мероприятия. Сейчас к ним я добавлю немного слов, и у нас получится уже полноценный литературный сценарий. Я покажу лишь небольшой фрагмент с набором дежурных фраз и клише.

БЛОК
С 17-00 до 17-40

-17-00
ПОЯВЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО
-Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! С вами Станислав Штейнберг, и я очень рад вновь оказаться в вашей компании! И для меня большая честь снова разыграть нестандартный подарок, а именно, романтическую поездку на шесть дней, семь ночей в Чкаловский РОВД.
Да, какой подарок, такой и именинник, девизом которого является выражение "Всё для близких и родных". А сейчас, как в старые добрые времена, начинайте хлопать, свистеть и переоформлять вашу квартиру на Егора Мизгирёва (ведущий называет реальное имя и фамилию гостя присутствующего на мероприятие), потому как появляется наш виновник торжества.

17-02
-ВЕДУЩИЙ ПРИГЛАШАЕТ ЮБИЛЯРА.
Встречайте!!! Настоящий полковник и завсегдатай ночных клубов Олег Сергеевич.
(Именинник выходит и торжественно маршируя в сопровождении очаровательных барабанщиц, проходит через весь зал и уходит).
Всем спасибо, все свободны! В этом-то и заключается весь наш юбиляр.
Олег Сергеевич, а вас я попрошу остаться!

17-04
СЛОВА ПРИВЕТСВИЯ ОТ ЮБИЛЯРА
Дорогие мои и любимые люди! Наконец-то, Антон Палыч закончил строительство своего дома, Лика вышла замуж, а Шибаев вернулся из "Красного и белого"...меня переполняют эмоции, как говорится, давайте уже пить, господа!

17-06
ТОСТ ОТ ВЕДУЩЕГО
Я присоединяюсь к уже сказанным словам Олега Сергеевича, давайте пить, тем более господин Шибаев вернулся из "Красного и белого". Не волнуйтесь, Олег Сергеевич подойдёт к каждому из вас.
(Именинник подходит к каждому из гостей и чокается своим бокалом).
Уважаемые гости, человек, который сейчас выйдет на сцену не просто контратенор и заслуженный артист России, он так же ещё и сосед Олега Сергеевича по даче. Да, да, вот такой сюрприз! Встречайте, золотой голос Урала, для вас поёт Валерий Беликов!

17-08
ПОЁТ КОНТРАТЕНОР
и т.д.

Это всего лишь отрывок (имена и фамилии, кстати, настоящих артистов), но, я думаю, вам этого хватило, чтобы понять, что в гуще всего «бла-бла» скрывается тайминг и поочередность (которую создаёте вы с заказчиком). Имейте в виду, что таблицы для тайминга и сценарного плана у всех организаторов разные, как и сам подход, но они понятны и просты.
И последнее что касается творческой части.
Представьте, что ресторан (официанты, сомелье, шеф-повар), гости и артисты (включая вас) на мероприятии - это три ОТДЕЛЬНЫЕ пряди, которые нужно заплести в одну красивую косу. Посмотрите, как гармонично у нас с вами это получилось в первом блоке. Артисты и гости (при помощи тебя) разыграли свои партии, абсолютно не мешая друг другу, а официанты тем временем опросили присутствующих и разлили вино, включая именинника, для его первого тоста.
Что касается последовательности, то всегда создавайте контраст, так как для человеческого восприятия это очень важно. Не должно быть поздравление и опять поздравление, выступление артиста и опять выступление артиста.  Это дурной тон.
Обязательно нужен контраст. Вот пример моих двоек, троек и четвёрок: Тройка = ведущий + поздравление + артист. Если нет артистов, и на арене цирка весь вечер только ты, то чаще так: Двойка = ведущий + поздравление. Иногда бывает вынос горячего, что становится логическим продолжением тройки, которая переходит в четвёрку = ведущий + поздравление + артист + горячее. Потом опять повтор двойки, тройки или четверки. В рамках тайминга и пределах общей концепции вы можете миксовать, как хотите, держитесь этого контраста и не переживайте. Кстати, ведущий в этих цепочках должен что-то создавать, проводить, занимать гостей одним словом. Для вашей помощи в конце я разместил немного своих авторских, но уже заезженных конкурсов и фишек. Если хотите, то можете взять их и использовать в дальнейшем. На всякий случай давайте повторим. В логической цепочке «поздравление + ведущий + артист», запомни, ты чем-то занимаешь гостей. Необязательно проводить конкурс, можно ещё короче и интереснее (история из жизни, аукцион, анекдот, шуточное интервью у гостей, нелепый фокус, розыгрыш и т.д.)
Да, и чуть не забыл, слова для сценария, если вам надо, то пишите самостоятельно, я их себе не прописываю, а давно подбираю автоматически в зависимости от скелета и тайминга. Организаторы тебе предоставляют только тайминг и сценарный план. Конкурсы, слова, шутки прописываем сами, согласовывавая по возможности с организатором. Вроде бы всё основное сказал, хотя осталось ещё много тонкостей.

В) ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Хотя здесь и указана техническая часть, я не буду про неё ничего рассказывать, также как и о других нужных темах: работе ведущего в дуэте, работе ведущего со звукооператором на площадке, свадебных традициях, ведущем и эмоциональном выгорании и т.д.
Я не хочу вас перегружать. Пускай лучше останется эффект от недосказанного, усиливающий твоё внимание, чем возникнет нежелание начинать что-то вообще делать. Помню свои ощущения (страх и переживания), когда в 17 лет прочитал книгу о методе актёрской техники (системе Станиславского), и первый вопрос, который тогда возник у меня в голове; «как с этим работать?» Я только через три года освоил эту систему, учась в Ижевском Училище Культуры , и добил четырьмя годами в Екатеринбургском Государственном Театральном Институте. У вас есть столько же времени?!  Я думаю, что нет. Поэтому запомните эти две главы, и пускай они послужат на благо вам и народу. Несите свет в массы, любите и подкрепляйте любовь к людям своим профессионализмом.
И знайте, что легендарный игрок «Чикаго» Майкл Джордан, имея самый высокий показатель средней результативности среди всех игроков в истории НБА, также имел и самый высокий коэффициент промахов, а теперь вперёд оттачивать материал, нести свет и быть зажиточным художником.


КОНКУРСЫ, ИНТЕРАКТИВЫ, ФИШКИ

А) Комплименты (Застольный конкурс)
Мужчины и женщины попеременно говорят друг другу комплименты. Женщины мужчинам на букву Х, а мужчины женщинам на букву Б. Выявляем автора самого оригинального комплимента.

Б) Самый оригинальный предмет (Застольный конкурс)
Гости удивляют окружающих оригинальными предметами, которые они принесли с собой на банкет. Поверьте, в дамских сумках есть всё (газовый пистолет, бахилы, свидетельство о браке 1979 года и т.д.)

В) Приведи с улицы
( Экспериментальный конкурс)
Этот конкурс всегда к месту, если есть хорошая проходимость рядом с местом проведения.
Ведущий приглашает добровольцев, которые должны привести с улицы человека, чей социальный портрет составит ведущий и гости (Например, мужчина, усатый, курящий, в разводе и т.д.)
Не нужно усложнять задачу (нобелевский лауреат, иностранец, шотландец) и не нужно опускаться до маргинального уровня (алкаши, бомжи и т.д.)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дорогой мой человек!
Перед тем как я скажу «до встречи», знай, что я тебе дал только основу основ. Представь, что ты едешь в автомобиле и знаешь только, как работает светофор, зебра и у кого главная дорога, но этого хватит, чтобы начать свой путь. Удачи тебе!