Два фильма Старое ружьё и Душа

Владимир Ермоленко
*
Война идёт, фашистское зверьё терзает
Те земли, где ступает их сапог...
Сей стих про пару фильмов*, кои разделяет
Без года ровно сорок, да, годков.
Начну с начала, как обычно...
Во воскресенье это (26.03.2023) так сложилось,
Был, скажем, на дежурстве я,
Включил «Звезду», я уважаю сей тв-канал.
По окночаньи пары* передач, что постепенно
Как б погрузили зрителя-меня
Во времена годины той, когда
Фашистское зверьё пришло в чужие земли...
И вот я вижу на экране титры «Старое ружьё»....
События где-то под Москвой.... Но что-то, чувствую, не то...

*
О, да... почти полвека как назад я видел
Такие ж титры на экране, но в кино.
Мыслица эта убежала быстро, ибо
Сюжет заставил погрузиться во себя... При том,
Что видел я сейчас с тв-экрана,
Как б говорило: «Слишком рано
Расстался ты с мыслицею о старом том кино,
Которе смотрел в четвёртом классе, эх... давно».
И мысль, Вы знаете, конечно, это сами,
Как б далеко не уходила прочь от нас,
Является «пред нами» же тот час,
Как «что»-то возвратиться ей «прикажет».
Да-да, не сами мы, а именно нам неподвластно «что».
Так и случилось в точности со мной.

*
Тут пересказывать, конечно,  фильмы я не стану,
Но только следующее Вам скажу:
В них знАковые есть моменты, кои заставляют
Подумать, что наш фильм - ремейк...  Но тут
Обманчиво есть это утвержденье.
Да, схожи кадры есть, но появилось убежденье,
Лишь фильм мной  был досмотрен до конца,
И я о нём, что зритель думал, прочитал,
Что это автор наш, скажу, зело нарочно
Назвал свой сериал, как тот французский фильм,
И, более того, в него те знаковые сцены он включил.
Зачем? А чтобы показать - фашисты звери точно
Такие же как и во Франции средь замков и в виноградниках холмов,
Так и в Советском нашеем Союзе среди церквей да изб в снегах лесов.

*
При этой мысли я останусь.
А что касательно до Вас -
Сначала посмотрите, что Франция-Германия то сняли
В 30-й год Победы, а после наш - минуло с той поры лет 70...
Их фильм имел реальную, но единичную, основу***...
Наш ж - собирательный сюжет... и с этого особо больно,
Что в нашем каждом населённом пункте, да вообще везде
Происходило это - горе, ужас, кровь, насилье, смерть.
Ещё одна имеется во мне мыслица,
Что наш специально так и назван, и построен фильм:
Ружьё во Франции реально старое и действует весь фильм,
А в нашем ж - Мосина винтовка на пару выстрелов сумела пригодиться...
Так ж нашем - проследите раненного роль, собачки и мальца.
Не ведомо, что будет через миг... но вот сейчас спокойная Душа.

*
Ещё чем фильм наш содержательней другого -
Сюжетных линий много больше в нём...
Болезнь учителя, гонения на церковь, про «старшого»,
Кто чрез деревню свой отряд не так, как он хотел, провёл,
Про девушек и их конец ужасный,
Про старосту, про бога, про прекрасный
Союз двух любящих до трепета сердец,
Про немца на стекле окна конец,
Про бабу-командира и колокол-защитник,
Про монологи, диалоги фрицев, что
Вести они пытались, лишь превращаяся в ничто,
Про случай.... что по жизни нам водитель...
Смотрите умное и правильное это вы кино.
Когда заплачете в конце, то значит в Вас Душа живёт.


*- Старое ружьё, Франция-ФРГ, 1975 год
Старое ружьё, Россия, 2014 год.

**
Скрытые угрозы
Предсказания Гитлера про Евросоюз: как во время Второй мировой войны почти все страны Европы воевали против СССР? И какая страна больше всех помогала Третьему рейху? Новый миф: первую в мире конституцию составил... украинец. Что это: безобидные выдумки киевских пропагандистов-демагогов или закамуфлированная угроза для России? Афера века. Сколько золота Российской Империи присвоили себе США? И как Штаты продали Китаю партию фальшивых золотых слитков?


Легенды Армии
Борису Неменскому было 19 лет, когда его, как и коллег по Студии военных художников имени М.Б. Грекова, командировали на фронт. Добираться до места назначения — прославленной Панфиловской дивизии — пришлось без сопровождения. И художник заплутал, выбился из сил и присел отдохнуть на какой-то холмик в заснеженном поле. Рядом ветер шевелил какие-то былинки, но, присмотревшись, Борис подпрыгнул от ужаса — он принял за холмик окоченевшее тело немецкого офицера, чьи светлые волосы шевелились на ветру. Немец был совсем молодым, по возрасту близким Неменскому. И художник, вглядываясь в лицо врага, оставшегося лежать на поле битвы, задавался вопросом: «Что же привело этого парня на чужую землю?» Позже было ещё много поездок на фронт. Из обычного живописца Неменский превратился в бойца с этюдником через плечо, но тот первый поверженный нацист не уходил из памяти. В конце концов, художник выплеснул мучившие его воспоминания на холст. Однако позже уничтожил полотно, которое вызвало небывалые споры. Что же с ним было не так? И почему образы войны на картинах в нашей стране до сих пор не оставляют зрителей равнодушными?

***
Идеей сюжета послужило карательная операция нацистов в оккупированной Германией части Франции.
10 июня 1944 года рота полка «Дер Фюрер» 2-й танковой дивизии СС «Рейх» разрушила деревню Орадур-сюр-Глан и уничтожила всё её население: мужчин, женщин и детей (всего 642 жертвы), что стало самым массовым убийством гражданских лиц, совершённым немецкими войсками на французской территории за всю историю Франции.
 
//
Коллаж из кадров фильмов, взятых в сети.