Мысли лучших поэтов о поэзии и людях со стишками

Вадим Шарыгин
Эти мысли - своеобразное завещание лучших, наших любимых поэтов прошлого всем нынешним пишущим, всем, кто пишет, читает, хвалит и распространяет стишки.
Естественно, большинство пишущих - не ведают что творят, понятия не имеют о том, какой урон наносят жизни, настоящему и будущему человечества своими милыми, добрыми, от всей души и от всего сердца написанными стишками. Конечно, ничего и никого уже нельзя изменить кардинально. Поэзия, буквально, похороненная под грудами намерений написать поэзию, находится, почти на подпольном положении. Люди со стишками - страшные в своём безудержном и беспощадном желании сделать доброе дело в рифму и в столбик, не видят насколько огромное цунами простоты, хуже воровства они вздыбливают над памятью о великой русской литературе. Они давно привыкли невинно и с огоньком, злободневно и понятно самовыражаться за счёт сведения поэзии на уровень приятной безделицы, ценою гибели и забвения поэтов, ценою подмены самого представления о поэзии. Но поэзия переживёт все миллионы своих "любителей".  Прощальные, выстраданные мысли великих русских поэтов - должны быть известны всем милым, добрым сочинителям стишков.


1.«Если хочешь служить Богу или людям, вообще хочешь служить, делать дело добра, поступай в Армию Спасения или ещё куда-нибудь – и брось стихи»
(Марина Цветаева)

2. «Рассказчики только своей души не могут быть сколько-нибудь стоящими поэтами»
(Николай Гумилёв)

3. «Но есть другой читатель – некультурный. Читатель – масса, читатель – понаслышке.. Отличительная черта такого читателя – неразборчивость, отсутствие способности ориентироваться.. Такому читателю имя – чернь.. Грех его не в темноте, а в нежелании света, не в непонимании, а в сопротивлении пониманию, и в злостной предвзятости. В злой воле к добру».
(Марина Цветаева)

4. «Поэтическая грамотность ни в коем случае не совпадает с грамотностью обычной.. ни даже с литературной начитанностью..Сказанное сугубо относится к полуобразованной интеллигентской массе, заражённой снобизмом, потерявшей коренное чувство языка..»
(Осип Мандельштам)

5. «Со скучными поэтами - то же, что и со скучными людьми: надоедает не однообразие, а тождественность ничтожного,
хотя бы и весьма разнообразного»
(Марина Цветаева)

6. «А читатели те же и разве только сделались холоднее сердцем и равнодушнее к поэзии жизни. Поэт отделяется от них, и мало-помалу уединяется совершенно. Он творит - для самого себя и если изредка ещё обнародывает свои произведения, то встречает холодность, невнимание и находит отголосок своим звукам только в сердцах некоторых поклонников поэзии, как он уединённых, затерянных в свете»
(Александр Пушкин)

7. «Ваши стихи – ваше частное дело, – вот в чём беда.. Писание стихов доставляет Вам радость, освобождает Вас от груза невысказанных переживаний, облагораживает Ваши помыслы и желания в Ваших собственных глазах, но не более того».
(Александр Твардовский)

8. «Чтение — прежде всего — сотворчество. Если читатель лишён воображения, ни одна книга не устоит. Воображения и доброй воли к вещи»
(Марина Цветаева)

9. «Лучше других на вопрос: «Для кого Вы пишите?» ответил Игорь Стравинский: «Для себя и для гипотетического alter ego». Сознательно или бессознательно всякий поэт на протяжении своей карьеры занимается поисками идеального читателя.. ибо поэт стремится не к признанию, но к пониманию. . Но чем дальше поэт заходит в своём развитии, тем – невольно – выше его требования к аудитории – тем аудитория эта уже»
(Иосиф Бродский)

10. «Зачем пишут поэты? На этот вопрос не трудно ответить: одни – чтобы рассказать людям что-нибудь новое, добытое ими самими: идею, образ, чувство,
всё равно; другие – ради чистого наслаждения творчеством, таким божественно-сложным, радостно-трудным. Но зачем пишут не-поэты?»
(Николай Гумилёв)

11. «Для поэта всё дело в что, диктующем как»
(Марина Цветаева)

12. «Чем больше цель движения удалена, тем искусство вероятней.. ибо что же может быть удалено от ежедневной реальности более, чем великий поэт или великая поэзия»
(Иосиф Бродский)

13. «Радовать читателя красивыми переплёсками слова не есть цель творчества. Моя цель, когда я сажусь за вещь, ни есть радовать никого, ни себя, ни другого, а дать вещь возможно совершеннее. Радость — потом, по совершению.. Радость потом — и большая. Но и большая усталость. Эту усталость свою, по завершении вещи, я чту. Ту же усталость чту и в читателе. Устал от моей вещи — значит хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя — усталость не опустошительная, а творческая»
(Марина Цветаева)

14.«..поддаётся пересказу, что на мой взгляд, вернейший признак отсутствия поэзии: ибо там, где обнаружена соизмеримость вещи с пересказом, там простыни не смяты, там поэзия, так сказать, не ночевала»
(Осип Мандельштам)

15. «..как это ни жестоко, я напоминаю Вам слова великого Пушкина о том, что на одних воздыханиях об ушедшей молодости не уедешь. Ваши стихи – стихи «для себя», не более того»
(Александр Твардовский)

16.. «В стихи нельзя играть…Поэзия совсем не то, что вы думаете, и то, что вы пишите и считаете стихами, вряд ли имеет к ней хоть отдалённое отношение»
(Николай Гумилёв)

17. «Быть может, самое утешительное во всём положении русской поэзии – это глубокое и чистое неведение, незнание народа о своей поэзии.".
(Осип Мандельштам)

18. «К читателю черни я отношу всех, ненавидящих Маяковского за принадлежность к партии коммунистов.., к имени Пастернака прибавляющих: сын художника? О Бальмонте знающих, что он пьянствует, а о Блоке, что «перешёл к большевикам. (Изумительная осведомлённость в личной жизни поэтов! Бальмонт пьёт, многожёнствует и блаженствует, Есенин тоже пьёт, женится на старухе, потом на внучке старика, затем вешается. Белый расходится с женой (Асей) и тоже пьёт. Ахматова влюбляется в Блока, расходится с Гумилёвым и выходит замуж за – целый ряд вариантов.. Блок не живёт со своей женой, а Маяковский живёт с чужой. Вячеслав – то-то. Сологуб – то-то. А такой-то – знаете?) Так, не осилив и заглавия – хоть сейчас в биографы! Такой читатель не только не чтит – он не читает. И не читая, не только относится – судит. К нему и только к нему слово его Пушкина: «И не оспаривай глупца!». Не оспаривать, а выбросить за дверь при первом суждении»
(Марина Цветаева)

19. «Поэзия, несмотря ни на что, продолжает начатое и только из него создаёт новое»
(Николай Гумилёв)

20. «Очутился на каком-то острове в пустом и холодном море.. На остров люди с душой никогда не приходят, а всё по делам – чужие и несносные».
«..слопала-таки поганая, гугнивая родимая матушка Россия, как чушка своего поросёнка».
( Александр Блок)

21. «..не пишущего, но чувствующего, предпочту не чувствующему, но пишущему. Первый, может быть, поэт — завтра. Или завтрашний святой. Или герой.
Второй (стихотворец) — вообще ничто. И имя ему — легион».
(Марина Цветаева)

22. «Да, есть благородные помыслы, даже душевные движения, но этим всё и кончается. А нужен подвиг! Подвиг!»
(Сергей Есенин)

23. «Небольшой словарь ещё не грех и не порочный круг..но есть признак того, что говорящий не доверяет родной почве и не всюду может поставить свою ногу»
(Осип Мандельштам)

24. «Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра.. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия»
(Сергей Есенин)

25. «Что такое творчество? Только вдохновенный труд. Ни линия, ни краска, ни слово не дадутся холодному рассудку, бесстрастному числу и мере»
(Михаил Лермонтов)

26. "..легко усваиваемая поэзия, отгороженный курятник, уютный закуток, где кудахчут и топчутся домашние птицы. Это не работа над словом, а скорее отдых от слова".
(Осип Мандельштам)

27. «Большим поэтам готовые формы поэтики не нужны, а не больших — нам не нужно. Больше скажу: плодить маленьких поэтов грех и вред. Плодить чистых ремесленников поэзии — плодить плохих музыкантов.. Читатель становится писателем, а настоящий читатель, одолеваемый бесчисленными именами и направлениями.., отчаявшись, совсем перестаёт читать»
(Марина Цветаева)

28.. "У реализма есть много средств очаровывать душу, но ему нечего сказать, некуда позвать"
(Николай Гумилёв)

29. «Наши поэты не могут жаловаться на излишнюю строгость критиков и публики — напротив. Едва заметим в молодом писателе навык к стихосложению, знание языка и средств оного, уже тотчас спешим приветствовать его титлом гения, за гладкие стишки — нежно благодарим его в журналах от имени человечества, неверный перевод, бледное подражание сравниваем без церемонии с бессмертными произведениями Гете и Байрона. Таким образом набралось у нас несколько своих Пиндаров, Ариостов и Байронов и десятка три писателей, делающих истинную честь нашему веку, — добродушие смешное, но безвредное; истинный талант доверяет более собственному суждению, основанному на любви к искусству, нежели малообдуманному решению записных Аристархов. Зачем лишать златую посредственность невинных удовольствий, доставляемых журнальным торжеством».
(Александр Пушкин)

30. «Поэт ничего не должен иметь – так надо. Никуда не прятаться от жизни, не ждать никаких личных облегчений, а смотреть в глаза происходящему как можно пристальнее и напряжённей.»
(Александр Блок)

31. «Общее явление : самым в ы с о к и м на свете.. всегда занимается самая многочисленная низкая и бездарная сволочь. Пример — религия и церковь. Ещё пример — поэзия. Стихотворений на свете так мало, что поэзия была бы Ко и нор;ом, не пучься она от изобильного множества стишков; стишками занимаются стада, табуны. Им обязана поэзия своим обликом притягательной бездельницы»
(Борис Пастернак)

32. "Презираю всякое любительство как содержание жизни"
(Марина Цветаева)

33. «...Знакомство, хотя бы и поверхностное, с кругом пишущих стихи вводит в мир болезненный, патологический, в мир чудаков, людей с пораженным главным нервом воли и мозга, явных неудачников, не умеющих приспособляться в борьбе за существование, чаще всего страдающих не только интеллектуальным, но и физическим худосочием. У больного «болезнью стихов» поражает полное отсутствие ориентации не только в его искусстве и литературных шагах, но и в общих вопросах, в отношениях к обществу, к событиям, к культуре...»
(Осип Мандельштам)

34. «И нужно знать, что от одной любви к стихам поэзии не возникает».
(Александр Твардовский)

35. «...Негодование — вот что во мне растёт с каждым годом — днём — часом. Негодование.
Презрение. Ком обиды, растущий с детства. Несправедливо. Неразумно. Не по божески.
Есть у Блока интонация в строке: Разве так суждено меж людьми?»
(Марина Цветаева)

36. «Неимущий в поэзии не может выколдовать из себя неимеющегося у него матерьяла – дара.
Остаются пустые жесты над пустыми кастрюлями».
(Марина Цветаева)

37. «Пишущие стихи в большинстве случаев очень плохие и невнимательные читатели стихов; для них писать было бы одно горе; крайне непостоянные в своих вкусах, лишенные подготовки, прирожденные не-читатели — они неизменно обижаются на совет научиться читать, прежде чем начать писать. Никому из них не приходит в голову, что читать стихи — величайшее и труднейшее искусство, и звание читателя не менее почтенно, чем звание поэта; скромное звание читателя их не удовлетворяет и, повторяю, это прирожденные не-читатели...»
(Осип Мандельштам)

38. "В поэзии нуждаются только вещи, в которых никто не нуждается.
Это - самое бедное место на земле. И это место свято".
(Марина Цветаева)

39. «Только оригинальность делает произведение произведением настоящего искусства».
(Борис Пастернак)

40. "То, что в индивидуальном переживании автора, в его мысли, в его личной «молитве» и трогательно, и правдиво, и даже глубоко, всегда вызывает в отзывчивом читателе искреннее сочувствие по человечеству, но такое сочувствие отнюдь ещё не обязывает к сочувствию художественному, без которого не возникнут меж автором и читателем отношения поэтические (иными словами — не возникнет сама поэзия). Поэзия требует установления особой, чисто литературной связи, достигаемой столь же специальными, литературными способами воздействия. Поэт должен уметь и хотеть ими пользоваться. Слово своё (и порой даже самое чувство и самую мысль) ему приходится подчинять законам и правилам поэтического ремесла, иначе пребудет оно дневником, исповедью, молитвой — но не поэзией... Вера в документальную силу переживания обманчива. Переживание, даже самое поэтическое по внутреннему свойству и с совершенной точностью закреплённое на бумаге, всё ещё не образует поэзии».
(Владислав Ходасевич)

41. «Именно через то, что профанам кажется переизбытком или перенапряжением искусственного,
формального, величайшее реалистическое искусство идёт к величайшей содержательности».
(Борис Пастернак)

42. «Один против всех и без всех. Враг поэта называется — все. У него нет лица».
(Марина Цветаева)