Воля

Марина Артюх
Вот и теперь, как и раньше, мне остаётся только недовольно морщиться, когда я слышу это выражение : "свобода воли". Я бы уточнила и исправила это выражение тотчас же, и немедленно, и переписала бы его на " волю к свободе" - то есть на то единственное, высшее, что может быть в самой воле. Воля существует в нас лишь для того, чтобы мы могли стремиться к свободе( это единственное предназначение воли, ибо при достижении самой свободы, таковая воля уже не требуется), так что новоевропейская классическая "свобода воли" - дурно пахнущий оксюморон. И недаром в ней погибло множество философствующих умов, не сумевших со своей "свободой воли" преодолеть ни один элементарный детерминизм.

Не свобода воли, а воля к свободе - вот с чего на самом деле должно начинаться наше размышление.

Тот, кто предполагает, что человеческая воля уже и заранее свободна по истине и в истине, не устанет никогда удивляться её бесконечным мерзостным преступлениям, большинство из которых "хуже, чем могли бы сделать животные". И да, наша низость уже такова, что некоторые именно это и называют свободой.

В чем был прав Декарт? В том, что воля человеческая имеет значительно более широкое и глубокое основание, нежели человеческий разум. Означает ли это, что она свободна, как данность? Если в негативном смысле " свободна от разума", то да, редко кто из людей следует разумной воле ( вы таких встречали?). Я имею ввиду не расчетливой воле ( рассчитал, продал, купил, открыл бизнес), а разумной.
Вот почему Декарт связывал с широким основанием воли в первую очередь  "заблуждение". На вопрос почему возможно заблуждение, при том, что ведь в свете ясного ума всё понятно, Декарт говорил - потому что есть воля. Это неточное, неуправляемое, взбесившейся орудие - орудие, которое само должно вести к освобождению, оказывается закабаленным, подчинённым и в конечном итоге  проявляющим себя "самым злостным врагом свободы".

Отсюда мы должны максимально точно заявить, во избежание катастрофической путаницы: стремление к свободе есть единственная воля, никакой другой воли у человека нет, поэтому всё остальное, что называет себя " волей"   есть что угодно, но только не она - есть безволие, рабство, деяния страха и невежества ( не различающего где свет и где тьма, чтобы идти на свет).

Воля есть лишь у освобождающегося, кто освобождается, тот истинно волит, а кто закрепощается, тот теряет собственную волю с геометрической прогрессией и передаёт её другому.