С лодочки отчаленной

Наталья Дроздова 2
Сегодня день рождения поэта, члена Союза писателей России – протоиерея Игоря Кобелева (20.04.1969 – 25.01. 2023)
http://stihi.ru/avtor/kobelev1

«…Протоиерей Игорь Кобелев отличался талантами и прежде всего поэтическим. Его труды были отмечены и церковными наградами. Он всегда был добрым, незлобивым человеком. Его любила паства. Он безвременно ушёл, как часто уходят талантливые люди. Но мы молимся о его упокоении с надеждой, что Господь простит ему грехи вольные и невольные и в чертогах Небесных он помолится о нас, чтобы мы здесь, на земле, проходили свой путь с радостью, с любовью, избегая тех переживаний, потрясений, которые выпали на его долю. Царствие Небесное и вечный покой».
ИОАНН,
митрополит Белгородский и Старооскольский


«ОГЛЯНУСЬ НА БЕРЕГ СВОЙ С ЛОДОЧКИ ОТЧАЛЕННОЙ»

Эти строки сами вспыли в памяти и зазвучали, едва только 25 января пришло сообщение: «Отец Игорь умер сегодня». И вопреки скорбному чувству и печальным мыслям они звучали бодро и торжествующе и как будто из уст самого их автора. Как бывало со сцены литературной гостиной в митрополии. Только стоял он теперь перед глазами – не на сцене, а в той  самой отплывающей всё дальше и дальше от берега лодочки, и взгляд его был спокойный и одновременно дерзновенный, весёлый и умиротворённый.

 …Ходит ветер круговой
И шумит над головой:
– Кто ты, в сущности, такой,
Что такой отчаянный?
– Кто такой? То знает Бог.
По Его лишь милости
Столько бурь, дорог, тревог
Удалось мне вынести…

Бурь, тревог и испытаний выпало отцу Игорю немало. И неудивительно. Ведь как заметил протоиерей Олег Кобец во время отпевания отца Игоря в Смоленском храме: «…люди, которых Бог наградил вот таким талантом, в своей душе по-особому воспринимали присутствие Бога в мире. А глубоко, красиво и грамотно изложить духовную мысль можно только тогда, когда её сам пережил, когда сам испытал её смысл, и тогда это слово доходит и до других сердец…»
И это действительно так. И иногда, чтобы этот самый смысл испытать, необходимо погрузиться в самую его глубину, а то испуститься в ад. Такова миссия поэта, и выбора у него нет. А ещё… «…поэт “милостью Божьей” имеет власть превращать воду человеческих слов в вино, а это вино обращать в кровь Слова. Таково высшее назначение поэзии, её смысл евхаристический…» Эти слов архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) я прочитала несколько позднее, чем довелось впервые встретиться с творчеством отца Игоря.
В конце прошлого века это было. Один литератор принёс ко мне на работу в издательство несколько экземпляров тонкой брошюрки. «Читайте, – сказал строго, – читайте. Вот как нужно сегодня писать…» Это был сборник стихотворений священника Игоря Кобелева «Вера. Надежда. Любовь», к которому я отнеслась с искренним открыто выраженным недоверием: мол, скорее всего это есть образцы благочестивой графомании со словом «Бог» в каждой строке. И положила, не раскрывая, стопкой в ящик стола. А в скором времени обнаружила, что стопка истаяла, причём сильно – всего-то один экземпляр остался. Надо всё-таки заглянуть… Мне достаточно было прочитать всего две строки! «Кто знает, где рождается Христос, Тому от мира ничего не надо». Во мне как будто всё перевернулось. А прочитав всё, я почувствовала острую нужду в той пище, которой питается автор. Но как я ни старалась, встречи  не полу-чалось. Или плохо старалась, или плохо  ориентировалась в церковных лабиринтах.
Однако пришло время, и мы не только познакомились, но и подружились. Как талантливый и опытный журналист и священник отец Игорь оказал мне весьма ощутимую поддержку на первых порах, когда я взялась редактировать православный журнал. Ну и конечно мы сотрудничали и в стихотворстве. Редактировали друг другу книги. И мне даже выпала честь написать предисловие к его сборнику стихов «На рубеже». Фрагментами из него я теперь и хочу воспользоваться, чтоб рассказать об этом уникальном явлении. Явлении, о котором в своё время сказал владыка Иоанн так: «Поэзии иерея Игоря Кобелева и по своему содержанию, и по стихотворной форме является плодом благодатного Божественного дара, который даётся человеку по неизъяснимому Промыслу Божиему. Ведь никакое рационалистическое изучение природы высокого стихосложения не может объяснить, как рождаются стихи. И неслучайно явление стихов в этот мир называется вдохновением, то есть ниспосланием автору особого духа, который побуждает его творить…»

«ТОЛЬКО Б СВЕТ НЕ ПОГАС»
…Знакомство со стихотворениями разных периодов жизни автора даёт возможность всякому убедиться, что этот он пишет о Боге не потому, что как священник обязан это делать. Но всякий, если захочет, увидит, как сама поэзия привела человека к вере, а служение Таланту –  к священству.
Если  «официальным» вхождением в литературу считать факт выхода в свет первого сборника, то у священника Игоря Кобелева оно состоялось в 1999 году. Действительно, на самом рубеже. Но не только веков и тысячелетий. Поэт-священник был востребован на том рубеже существования человечества, когда оно уже остро ощутило, что все запасы благодати растрачены и дальше – просто нечем дышать. В русском пространстве культуры и литературы это проявилось в том, что грусть и печаль профессиональных лириков-классиков, многие годы развлекающие жаждущую «чего-то» душу народа, не найдя выхода, свились в петлю, уже конкретно затягивающуюся на шее. Ряды утонченных «психотерапевтов»-бардов обезлюдели и обесстишели и стали подобны «кимвалу звучащему». Накричавшись, попрятались кто куда уцелевшие рок-поэты… Короче, все лампы, фонари, фары, помогающие людям находить хоть какую-то пищу для души, своё отработали.  И что же? Свет погас? Ничуть нет. Более того...
Как писал в 1991 году тогда ещё не священник, молодой, но уже в своих кругах хлебнувший славы поэт Игорь Кобелев:

Это стихотворение
будет прочитано в полночь
И не нами одними,
а кем-то ещё, кроме нас…
В дверь никто не войдет,
но окажется комната полной,
Впрочем, как и была
только б свет до утра не погас.
Если лампа сгорит,
перекинется пламя на свечи.
Станет жутко немного,
но жуть это скоро пройдёт…

 Жуть проходит. Горящих свечей все больше...  Но волнение и тревога  поэта не оставляют. И это прекрасно.  Поэт – это вообще существо, везде создающее некомфорт – в обществе, в быту, в самом  себе. Но священник – фигура серьёзная! – призван примирять, утешать, устраивать. Как может вместить это один человек? Да в том-то и дело,  что «невозможное человекам возможно Богу!» И многогранное творчество протоиерея Игоря Кобелева есть яркий пример того, как может действовать в человеке дар Божий,  когда он «и крест, и меч, и хлеб насущный…» Задача ведь состоит не только в том, чтобы сказать красиво, срифмовать грамотно, изложить умно (с этим он тоже успешно справляется).  Необходимо сделать душе больно, причём так больно, чтоб она захотела преображения. Душе читательской, но, прежде всего – своей собственной.  Для этого нужна дерзость, нужна смелость – сломать обывательские правила и словом, как мечом острым, ударить так, чтоб – наверняка… И на этом поприще священник и поэт действуют дружно:

Скажи: «Прочь, Зверь!
                Ты жил во мне довольно!»
Сын Божий ждёт. Впусти Его. Впусти!

Внешний вид образной системы произведений отца Игоря настолько пёст-рый, нарядный, стилистика и характеры настолько разные, что не перестаёшь удивляться, как это всё могло быть написано одним автором. 
Кто его лирический герой? Наверное, более всего романтик.  Рядом теснятся   еще много-много  разных типичных представителей нашего общества – каждый со своей болью, пороками, несчастьями, претензиями и мечтами. И это многолюдие в сочетании с входящими иногда в поэтический строй  фольклорными ритмами и излияниями «на злобу дня» создаёт порой впечатление, что личность автора растворяется в народе и даже в толпе. Но нет.  Она – ярко выраженная эта личность, индивидуальность – проявляется в самый нужный момент. Критический. Когда реальностью становится опасность, что лежащий во зле мир может поглотить её.
Вот тут и даёт о себе знать главный, на мой взгляд, образ,  проходящий «сквозь дым веков» стержень творчества отца Игоря. Это – воин. И древний князь «с шальным огнём отваги» в глазах. И участник – рядовой ли, генерал – кровавого сражения под Прохоровкой. И многие-многие другие, живущие и павшие. И, наконец, святые угодники Божии, среди которых святитель Иоасаф, епископ Белгородский, чудотворец,  которому посвящено и к которому обращено немало искренних, горячих, наполненных верой строк поэта и молитв священника:

И ныне перед строем нашим стань,
Веди сквозь искушения и беды,
Премудро направляя нашу брань
Ко Царству Вечной Славы и Победы!

Лично мне этот воинственный мотив в поэзии отца Игоря очень близок и интересен. Здесь я автору – его чувству, рождённому глубоким проникновением в суть «материала» – беспредельно верю. Более того, я бы сказала, что плоды творчества протоиерея Игоря Кобелева – это летопись одной, давно длящейся битвы. Летопись правдивая, умная. В ней ряд поражений и побед. В ней человек слаб. Враг его – неусыпен и изобретателен. Смерть – сильна. Но есть Тот, Кто раз и навсегда победил смерть. Сын Божий, Христос. И вывел из ада всех праведников. И теперь смерть не страшна. Потому что в конце концов – победа, к которой мы идём

... не одни, и не в разведку,
А сразу в бой.
И важен каждый шаг.