Путевые заметки-2014. Сухуми. Ч. 1

Светлана Паина
     На электричке от станции Горячий Ключ я приехала в Адлер, была удивлена роскоши нового железнодорожного вокзала. Здесь я заночевала, рано утром поехала на электропоезде до Сухуми.

     При пересечении границы между Россией и Абхазией нас всех высаживали, ожидание было долгим: пока начнут проверять у всех документы. Сама проверка была куда быстрее, чем ожидание.

     Как только наша электричка оказалась в Абхазии, разница явилась резко заметной: на смену изуродованным, лишённым естественной зелени берегам Сочи и Адлера пришла настоящая красота Черноморского побережья Кавказа: нетронутая зелень, море и горы. За обычными кавказскими горами в Абхазии ещё и видны и снежные вершины.

     Но вскоре появился за окнами электрички и страшный негатив. Когда проезжали мимо Гагры, я прослезилась. Во времена СССР я была в Гагре, и всё там было нормально, а в этот раз именно в этом городе было наибольшее количество разбомбленных зданий: как жилых, так и нежилых.

     Разбомбленные дома - тягостное зрелище. Со времён развала СССР здания как жилые, так и нежилые всё ещё не были восстановлены. В 2006 году, когда я со своими детьми отдыхала в Головинке, наши палаточные соседи ездили в Гагру. Семья разделилась: мать с дочерью туда поехали, а отец с сыном остались отдыхать в Головинке.

      Когда уехавшие они вернулись, то рассказали как раз о том, что видела я в 2014 году. Ничего на тот момент не изменилось.

      В одной постсоветской республике  своё уродство, в другой - своё. Это вам не Советский Союз. В СССР наша Родина была единой, гармоничной и прекрасной.
    
      И вот я приехала в Сухуми. Там тоже были разбомбленные дома. Когда я шла к морю мимо школы, углы здания школы были повреждены пулями - следы перестрелок.

      Школа была уже ближе к морю, но от вокзала до моря было идти далеко и хотелось пить. Колонок, как в старые добрые советские времена, не было, и пришлось попросить воды у жителей частного домика.

      Мама примерно моего возраста и взрослый сынок дали мне набрать воды в мои полуторалитровки  и конечно же, дали напиться этой чудесной водицы. Они, скорее всего, абхазцы: такие же, как большинство местного населения.

      Кстати, там встречаются и русские, но они в меньшинстве - то есть не так, как во времена СССР.

      До моря всё-таки пешком идти в Сухуми далеко, но попив водички, я почувствовала прилив сил. Хотя раньше я не была в Сухуми, всё здесь казалось родным и знакомым, потому что это наше советское. Я в советское время была в Гантиади и в Гагре - это тоже Абхазия.

       Когда проходила мимо школы, я всё-таки мимо не прошла: зашла, познакомилась с учителями: там их было два-три человека, ведь каникулы...

       Я познакомилась с учителями, подарила экземпляр своего сборника стихов и песен и ещё свой песенный аудио-диск.
       Уходя, я обратила внимание на повреждённые пулями углы здания школы, это было ужасное зрелище.

        Позже я продолжу. Благодарю за внимание.