Встречи с Достоевским - Случай в чайной часть 2

Максим Шумков
Примерно за час до описанных ранее событий, Тургенев и Виардо, проезжая в карете по Невскому проспекту, увидели идущего по тротуару Достоевского (Царствие ему Небесное). Сам по себе этот факт не имел бы для них сколь-нибудь серьёзного значения и в иной раз они бы просто проехали мимо. Разве что Полина, случись она не в настроении, могла бы в очередной раз выговорить Ивану Сергеевичу относительно того, как он вообще мог когда-то иметь приятельские отношения с "этим нищебродом с уголовным прошлым, у которого не хватило таланта до сих стать богатым. Это может испортить ваше реноме первого фаворита в свите моих поклонников, Ваня, и отразиться на моей репутации. Мне тогда придётся выбрать первым кого-то другого. Подумайте об этом на досуге."

Но в этот раз Фёдор Михайлович был в гоголевской шинели, которую Виардо с Тургеневым сразу опознали. Уже несколько лет автор "Записок охотника" и боготворимая им певица, стараясь опередить конкурентов, охотились за данным артефактом русской литературы. Виардо представляла как она входит в высший свет европейского общества и за ней следует Иван Сергеевич с шинелью на плечах. Она даже придумала узор из золотой вышивки, которым будет покрыта шинель, осыпанная, кроме того, драгоценными камнями. Вместе с перстнем Пушкина, который уже был у Тургенева, получался комплект артефактов такой силы, который будет способен прокачать его литературный скилл до заоблачных высот. Тиражи книг вырастут на порядок, ещё более обеспечив их финансово, а идеи и стиль текстов станут влиять на потоки модных настроений в обществе или даже определять их.

- Вот ведь, Ваня, с шинелью то того, двойная польза была бы, - говорила Виардо Тургеневу. - Одно то, что финансово-доходно, а другое, что общественно-влиятельно.

Местонахождение шинели не было точно известно. Неизвестно было сохранилась ли она вообще. Обычно сходились на том, что Гоголь оставил её в Петербурге, когда уезжал за границу и она какое-то время лежала то ли в редакции "Современника", то ли в шкафу его бывшего коллеги по департаменту, то ли в каком-то пронафталиненом гардеробном лабазе Гостиного Двора. Потом она исчезла и след её был потерян.

Некоторое время назад, Тургенев с Виардо получили сведения от нескольких инсайдеров, которых Иван Серг-ч подрядил когда-то и которым платил немалые деньги. Те сообщали, что им стало абсолютно точно известно, что в ближайшее время интересующий их предмет будет выставлен на продажу в северной столице. Точное место, где это случится, не сообщалось.

Парочка сразу же приехала в Петербург и теперь всё их время было занято отслеживанием анонсов по распродаже старых коллекций в бутиках элитной одежды и хождением по аукционам. Вот и сейчас, они, в полном марафете, ехали на один закрытый аукцион для представителей высшего света, куда попасть было очень непросто и на который они возлагали особые надежды.

Тот факт, что шинель оказалась вдруг на плечах Достоевского, который неизвестно где её раздобыл, стал для Тургенева с Виардо совершеннейшим потрясением!...