Нужна ли патриотическая лирика на фронте?

Журнал Народная Литература
Поэт и волонтёр Игорь Панин считает, что наших бойцов следует поддерживать далеко не одними стихами. ЛР


Питерский прозаик, а с недавних пор ещё и волонтёр Даниэль Орлов неожиданно выступил против патриотических книжек на фронте. Он написал небольшой текст, в котором одновременно высказывается как бы и от имени стихотворцев-патриотов, и от тех, кто в окопах:

 

    – А давайте отправим ребятам на передовую наши патриотические книжки!

    – Лучше без этого. Ваши патриотические бредни никому тут не нужны. Пришлите что-нибудь, что интересно читать: от классики до просто увлекательной и хорошей современной литературы. Парням нужен отдых и парням надо не забывать мирную жизнь, которую они защищают. Им не надо про это ваше всё, за что дают гранты. Им надо про любовь, про мужчин и женщин, про матерей и отцов, про приключения, про глупости и наивность. Им надо про измены и страсти, про тайны и секреты, про волшебство. Им не надо про «сижу я в окопе весь в бронике, в каске, по рации учат за родину драться»… Солдат думает о доме и защищает дом. Ему не надо устраивать «ленинскую комнату», без вас хватает долбодятлов…

    

В таких случаях говорят: по сути верно, а по форме издевательство. Данная миниатюра всерьёз рассердила и даже оскорбила авторов, работающих в патриотическом жанре, которые поспешили высказаться в том плане, что их стихи обязательно нужны бойцам, ведь сочиняется это от всего сердца, а без таких пламенных строк никакой победы не будет!

Самому Орлову вменяли в вину, что он всего-то разок съездил в Донбасс с гуманитарной миссией, а уже делает столь глобальные выводы. На самом деле здесь всё логично – только побывав за ленточкой и можно реально оценить обстановку и решить, что действительно нужно нашим воинам.

Большинство распиаренных Z-поэтов никогда не были в Донбассе, а при упоминании окопов на передовой и вовсе могут упасть в обморок. Эти люди живут в своём уютном мирке и думают, что если администрация президента устраивает им туры по городам России, выплачивая гонорары, то они и впрямь являются таким уж значимыми фигурами, а бойцы, находясь под вражеским огнём, только и ждут их триумфального приезда. Отсюда и эта уверенность, что без их виршей победе не бывать.

Орлов же отвозил гумпомощь подразделению, где в качестве сапёра служит питерский прозаик Дмитрий Филиппов. Это под Авдеевкой – в том месте, где розовые очки мигом слетают с округлившихся глаз.

Могу рассказать и о своём опыте. В рамках гуманитарно-писательского проекта «Буханка» для Донбасса» мы с поэтом Алексеем Шороховым неоднократно бывали на передовой. Доводилось и выступать в Донбассе со стихами, но нечасто; всё-таки мы предпочитали заниматься конкретной помощью бойцам, а не пиариться. Так вот, редкие выступления со стихами в библиотеках, куда приходила местная интеллигенция, ещё можно было назвать относительно успешными. Но непосредственно в зоне боевых действий отношение слушателей к стихам было куда сдержаннее.

Нужно понимать, что поэзию, как таковую, вообще ценят немногие. А в наше время её и читать-то почти перестали. Для аскетичных солдат Великой Отечественной приезд на позиции корреспондента газеты, а тем более известного поэта был событием. Даже малограмотные бойцы, не знавшие никаких стихов, с открытым ртом слушали выступления заезжих знаменитостей.

Нынешним бойцам, избалованным всевозможными роликами в смартфонах, хочется увидеть у себя в гостях известного репера, рок-музыканта, барда, стендап-комика, на худой конец актёра из популярного сериала, но точно не стихотворца. Особенно если говорить о донбасских призывниках, многие из которых и не учились-то толком из-за войны. Какие им стихи?! Какие взвейтесь-развейтесь? Вас послушают из вежливости, может даже и похлопают, но не более того.

Да, наш проект возит в Донбасс не только машины и снаряжение, но и книжки. Детские, например, дефицит которых там наблюдался ещё с довоенной поры. А наиболее популярное из того, что с удовольствием берут бойцы – это, к примеру, бессмертный роман Александра Дюма «Три мушкетера», фантастика Александра Беляева, рассказы Михаила Зощенко или книги издательства «Вече», специализирующегося на исторической и патриотической литературе: «100 великих битв», «Правда о СМЕРШ», «Знаменитые люди Донбасса» и т. п. Но никто из бойцов никогда не просил стихов. Потому что русская классика и так лежит в каждом доме, а современная поэзия там никого особо не интересует.

 

Нет, я не стану утверждать, что стихи прямо не нужны на передовой, как утверждает Орлов, и что от поэтических сборников там отмахиваются. Но и преувеличивать значение патриотической лирики в зоне СВО не стоит. Кстати, это одна из причин, по которой многие Z-поэты не ездят в Донбасс. Там не позвездишь особо, но при этом рискуешь попасть под обстрел или наехать на мину по пути в часть. Оно им надо? Сейчас в России сложилась уникальная ситуация, когда можно прослыть фронтовым поэтом, даже не побывав на фронте. Вот люди и стараются, читая стихи о битвах и подвигах, срывая аплодисменты в кафешках и домах культуры – за сотни и тысячи километров от зоны боевых действий.

Лично я никогда не представлялся в Донбассе поэтом. Во время поездок я – волонтёр и военкор. От чтения своих стихов периодически вообще отказывался, даже если меня и просили, как это было, например, в Донецкой республиканской библиотеке для молодёжи, куда мы привезли исторические книги. Ну нет у меня стремления продвигать своё имя таким вот образом. С лета прошлого года в рамках проекта «Буханка» для Донбасса» мы подарили нашим бойцам семь микроавтобусов УАЗ СГР, наполненных необходимым снаряжением. Семь! Привозили в том числе беспилотники, антидроновые ружья, рации, танкистские шлемофоны, электрогенераторы, военную оптику, бронежилеты, лекарства и многое другое. Этим я действительно могу гордиться. В отличие от декламации патриотических стихов на передовой, каковую можно, наверное, поставить мне в актив, но и только.

А всем поэтам и прозаикам, желающим помочь фронту, хочу дать простой совет. Помогайте не только творчеством. Пусть стихи пишутся и публикуются, но не забывайте делать переводы на нужды бойцов, даже самые скромные. Верите мне – переводите на «Буханку» для Донбасса». Не верите? Тогда переводите Дане Орлову, у него свой проект. Орлов не устраивает? Найдите иного писателя-волонтера и переведите ему хоть сколько-нибудь. Вспомним, как во время Великой отечественной литераторы активно жертвовали средства на нужды фронта, и эту благородную традицию никто пока не отменял. А кто из нас написал лучшие стихи о войне, мы выясним как-нибудь потом. После Победы.

Игорь Панин, Литературная Россия, https://litrossia.ru/