Не касайтесь вопросов религии всуе - учитесь!

Творческая Мастерская Алкоры
Я поднимаю эту проблему  здесь, в «Творческой мастерской», занимающейся изучением стихосложения,  не случайно: наши поэты часто используют религиозную терминологию  и обращаются к темам веры в своих стихах, порой абсолютно не разобравшись в сути религии и церковной жизни храмов, в которые «заходят» и о которых они пишут свои стихи. И поскольку темы православной поэзии присутствуют в наших конкурсах, считаю полезным познакомить вас с материалами статьи  блога «Объятия отча» от 04.05.23. Буду рада вашим откликам на прочитанную подборку.


«Священники - тоже люди, с обычной нервной системой. И их терпению тоже может наступить конец. Особенно когда им часто приходится слышать такое от неграмотных и нерадивых прихожан.

1. "Святой отец"

Это обращение к священнику, взятое из католичества, можно иногда услышать в наших храмах. Насмотревшись западных фильмов, некоторые решают "блеснуть грамотностью" и называют так православных батюшек. Это в корне неправильно.
"Батюшка", "отец Иоанн (по имени) ", "Отче"- так можно обращаться к православному священнику. Но не "святой отец".

2. "Какому богу помолиться?"

Нередко приходят на исповедь люди и говорят: "Мне надо продать (купить) квартиру. Какому богу помолиться, чтобы все прошло хорошо?" Очевидно, что такие люди не имеют понятия о вере. Бог - один, поэтому у православных не возникает вопроса, какому богу молиться. Мы верим в Пресвятую Троицу в едином существе (Отец, Сын и Святой Дух). Кроме того, мы верим в Промысел Божий, что Он печется о Своих верных чадах. Поэтому лучше нас знает, что нам необходимо. О чем именно надо просить Бога, учит нас Православная Церковь в просительных ектениях во время каждой службы. "Ищите прежде Царствия Божия, а остальное приложится вам" (Мф, 6, 33). А не так, что когда возникла нужда что-то купить или продать, тогда только обращаются к Богу. О душе надо думать больше, чем о теле.

3. "Мы не стали звать священника к умирающему, чтобы его не расстраивать".

Почему-то многие думают, что звать батюшку к больному человеку - это плохо, потому что он может расстроиться от мысли о смерти. Хотя святые отцы велели помнить о смерти всегда, постоянно: "Помни час смертный и во век не согрешишь". Многие греховные начинания в корне рушатся от воспоминания о смерти.
Тем более, больным людям надо не гнать мысли о смерти, а заранее подготовить свою душу к вечной жизни. Ведь душа после смерти не умирает, как раз все самое интересное начинается после нее. Смерть - не конец, а начало жизни, и жизни вечной. Если человек не будет заранее себя готовить к переходу в иную жизнь, то лишит себя блаженной вечности. Он сам себе этого не простит. Священника к больному надо звать для того, чтобы совершить над ним Таинства: Исповеди, Причастия и Соборования. После этого многие выздоравливают! В Таинствах человек получает прощение грехов, а как следствие - исцеление души и тела! Таинства эти не являются "предсмертными", а наоборот - животворящими! Поэтому грешат те, кто не зовут священника к больным близким.

4. "Я никому ничего плохого не делаю!"

Такое обычно батюшка слышит на исповеди. Приходит человек на исповедь и молчит. Священник пытается разговорить его, задает наводящие вопросы, а в ответ слышит, что грехов у него нет, ибо он живет честно, никому зла не делает.
Тогда спрашивается: зачем пришел на исповедь, если такой безгрешный? "Ну, все так делают!" или "Меня мама (жена) заставила!" Допустим, это так. Человек ни разу никому не причинил зла за всю свою жизнь, ни словом никого не обидел, ни делом (хотя трудно такое себе представить). Но ведь есть масса грехов на уровне мыслей! То, что никому никогда не сказал обидного слова, не говорит о том, что человек не имеет грехов. Грешим мы все, каждую минуту! Можем подумать о ком-то нехорошо, помечтать о греховном, позавидовать, вспомнить обиду, пожелать отомстить и т.д. В этом всем надо каяться на исповеди, а не уверять батюшку в своей безгрешности.
В большинстве своем наши мысли не угодны Богу. Кто хоть раз внимательно следил за своим мышлением, может это подтвердить. Проведите эксперимент. Закройте глаза, оставшись в одиночестве, и пытайтесь думать только о святых предметах.

5. "Отпойте его как следует, чтобы он больше нас не беспокоил"

Такую фразу священники слышат на "погребении (отпевании) мирских человек." Многие родственники боятся, что усопший будет ходить к ним после смерти, шуметь, пугать и т.д. Поэтому и зовут батюшку "сделать все, что надо!" Человек жил с ними, служил им, проявлял дружеские, родственные чувства, заботу, а после смерти оказался для всех некоей "пугалкой". Интересная "любовь". А ведь душа после смерти остается той же, что и при жизни! Если вы его любили во время жизни, почему перестаете любить после смерти?! Христиане молятся о душе усопшего, чтобы Господь простил ему грехи и открыл вход в Царствие Небесное. Для этого и существует чин погребения, а не для того, чтобы "он не ходил тут у нас".

6. "Зачем вы нам новые обои испортили?!"

Такую фразу можно услышать во время освящения жилья. Во время этого чина положено нарисовать на четырех стенах изображение Честного Креста. Потом священник должен помазать его освященным маслом. Без этого чин считается не действительным.
Но хозяева квартиры часто негодуют за то, что "батюшка портит им новые обои". Хотя сами позвали его для освящения. Может они думают, что рисовать крестики - это выдумка священника? Наверно для таких прихожан, боящихся креста, созданы были специальные наклейки с изображением креста, которые можно легко убрать со стен после чина освящения.

7. "Я однажды помог человеку, а мне было потом только хуже"

Некоторые уверены, что добро наказуемо. Если сотворишь доброе дело, обязательно случится что-то страшное. И в доказательство приводят множество случаев. Но почему они проводят странные параллели, что эти события как-то связаны?! Это уже из разряда суеверий. Черная кошка дорогу перешла, - будет беда и т.д. В результате появляется народное поверье - не делай добра никому, а то худо будет. Смешно, правда? От недостатка здравого ума такие выводы рождаются. Христос говорил, что доброе дерево творит плоды добрые. Если у человека доброе сердце, он будет творить добро, что бы там ни предсказывали...

8. "Я раньше причащался часто, а со мной происходили неприятности".

Убеждение из той же "оперы". Как будто Бог обязан давать человеку все земные блага после того, как он приступил к Таинству. Разве ради этого мы причащаемся, а не " во оставление грехов и жизнь вечную?" Некоторые приступают к Таинствам, ожидая после этого везучих случаев. Это - неумно, мягко говоря. Не Бог становится нашим должником после причастия, а мы - Его должниками. Мы подняли для себя планку, которой теперь должны соответствовать. Подходя к Чаше, мы обещаем Богу свое исправление, прежде всего в наших мыслях, потом в делах и словах. А некоторые считают, что происходящие скорби после Причастия - это наказание, кара или крест, и делают вывод, что причащаться вредно, и сами себя лишают исправления, вечной блаженной жизни из-за непонятных страхов. Умно?

9. "Куда свечку надо ставить, чтобы все стало хорошо?"

Такие вопросы можно услышать от "захожан" - людей, изредка забегающих в храм ради исключительно своих меркантильных целей. Он ищут от Бога лишь исполнения своих желаний, а в случае неисполнения обижаются на Него и перестают ходить в храм навсегда. Уважаемые захожане! Храм - не место исполнения желаний! Сюда ходят чада Божии, ищущие и любящие Его, желающие исполнять волю Его, соединяться и пребывать с Ним в этой жизни и в вечной. Если цели у вас иные - лучше не грешите, вам же хуже будет! Бог не обязан исполнять ваши просьбы за потраченные деньги на свечку.
Свечи перед иконами надо ставить не ради исполнения желаний, а для исполнения устава, почитания святых икон. Свеча - символ горящего любовью к Богу сердца.

10. "Польза от поста - деньги экономятся, и фигура подтягивается".

Разве пост установлен Святой Церковью ради этих целей? Можно вообще ничего не есть, и это не будет считаться постом, угодным Богу. Что такое пост? Это - наша посильная жертва, с помощью которой мы можем показать любовь к Господу. Ведь Он столько сделал для нас! А мы? Что мы можем сделать ради Него? А те, которые постятся ради экономии, похудания, оздоровления, что показывают Богу? "Нельзя служить Богу и маммоне" (Мф., 6, 24).

Давайте беречь наших пастырей!  Мира всем и спасения!»