По конкурсу - За веру православную

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2023/04/01/6571 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/05/11/3750 - Итоги конкурса

Прием заявок на этот конкурс длился весь апрель, но принято было всего 37 произведений, что не удивительно - тема конкурса требовала размышлений, ответа на поставленный конкурсным заданием философский вопрос: что должны делать православные при нападках на их церковь? Несмотря на название конкурса «За веру православную» я не обозначила жанр произведений как «религиозная лирика» - к поэтическому раздумью приглашались все авторы - и верующие, и неверующие: любое мнение интересно, лишь бы стихи не оскорбляли чувств верующих людей и были бы написаны литературным языком с использованием выразительных средств поэтической, а не обыденной речи.

Вот как я сформулировала конкурсное задание:

«С купола собора святой Софии, расположенного в центре Киева, рухнул трехметровый крест, инцидент произошел в ночь на вторник, 18 января 2022 года.» /Из новостной ленты/
    «1 апреля 2023г  начались первые столкновения, монахи кропили святой водой зигующих и выкрикивающих нацистские лозунги провокаторов-молодчиков, которые пришли к лавре специально для провокаций. Полицейские смогли развести противоборствующие стороны, а верующие остались в стенах храмов на ночь, чтобы защитить свои святыни от посягательств». /Из новостной ленты/
    «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру. Нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой средины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного, сплошного камня. Отовсюду видна она и глядит прямо в очи мимо бегущим волнам. И горе кораблю, который несется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на нем, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух.» /Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"/
     «Нерадение о вере губит у нас самую душу. И мы находимся в таком жалком состоянии, что на те дела употребляем все свое старание, а самое необходимое, то, от чего зависит наше спасение, пренебрегаем, как ничего не стоящее». /Иоанн Златоуст/
    А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТИХ СОБЫТИЯХ? ДОЛЖЕН ЛИ ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР  В ЕДИНСТВЕ ВСТАТЬ НА ЗАЩИТУ СВОЕЙ ЦЕРКВИ  И ВЕРЫ, ИЛИ  НУЖНО СМИРЕННО НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРОИСХОДЯЩИМ, НЕ РАЗДУВАЯ КОНФЛИКТ, потому что вера (молитва) и есть лучшая защита?

Итак, на данный конкурс требовались стихи, содержание которых прямо или опосредованно отвечало бы на этот непростой вопрос. Сюжет и способ раскрытия темы  могли быть самыми разными. Более того, можно было представить стихи, затрагивающие не только последние события на Украине, касающиеся нападок на православную церковь, но другие проблемы православной веры, волнующие авторов стихов.

Интересных произведений в пакете нашлось много, правда, в большинстве своем они только описывали происходящее, но не отвечали на мой «гамлетовский вопрос» - как вести себя верующему человеку, когда его веру и традицию пытаются разрушить? Активно вставать на защиту веры или только смиренно молиться? То есть, быть или не быть, и в чем состоит это «быть»? Непростой вопрос...

Как обычно, я публикую для вас подборку того, что мне понравилось по содержанию, даже если не все из этого годится для отбора в шорт лист - недостатки техники исполнения по Правилам номинировать не положено.

 Начну с внеконкурсных работ нашей судейской команды (в этот раз я покажу вам не всё, а только два стихотворения):

БОГИ ВТОРОГО РИМА. АЛЕКСЕЙ БЕКОРЮКОВ.  ВНЕ КОНКУРСА

Вероломная спесь сковала прогнивший дух –
Беспощадная власть двуногих стирает в пыль.
Одержимый синдромом Бога опять в бреду:
Обезглавлена совесть, а вера сдана в утиль…

Надзиратель* Стамбула месит людской компост,
Пожирая младенцев – снова на Рождество;
И под рясой лукаво прячет полсотни звёзд,
Распыляя проказу засланных им «волхвов».

На вершине раскола – свора голодных псов,
Лобызающих, словно кость, «незалежный бакс»…
Очерствели сердца, небесный родник иссох:
На развалинах храма снова стоит кабак.

Освящает дорогу в Мордор Стамбульский волк,
Под истрёпанной шкурой агнца скрывая нрав –
Обличающий голос Божий давно умолк
В ренегате, что ищет власть, благодать поправ.

Разрывают на части душу и плоть Руси,
Расставляя повсюду сети из рваных жил
Осквернённых святынь… Но, Боже! приди, спаси
Сохранивших любовь под спудом вселенской лжи!

*Надзиратель – один из вариантов перевода греческого слова "епископ".

У КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ. ВНЕ КОНКУРСА

«Небратья» встали на тропу войны –
слезой исходят древние иконы.
Как иноки – коленопреклонённы, –
на куполах церквей кресты черны.

«Небратьям» нет покоя от того,
что общей верой души перевиты
у выбравших различные орбиты,
но вышедших из рода одного.

«Небратья» по-бесовски таковы,
что только ищут верного предлога,
чтобы отречься навсегда от Бога,
для вида, отрекаясь от Москвы.

«Небратьями» в огне кровавых смут
вершатся прегрешения такие,
что скоро сатана поглотит Киев,
а мощи сами встанут и уйдут.

Ведь и святым когда-то надоест
покорно зрить служенье Люциферу.
И только Русь опять идёт за веру
во имя братства, как Христос, на крест.

Как видите, оба стихотворения только эмоционально и выразительно описывают происходящее, не отвечая на прямой вопрос: "Что следует делать в этих обстоятельствах верующим людям?".

А теперь почитаем наиболее интересные (на мой личный взгляд) стихи наших участников.

*********************************************
7. ВОЙНА. РОЗА ДАНЧЕНКО
                Посвящается событиям в Донбассе 2015 года.

Режет жизни и судьбы
Мясорубка войны.
Хоть немного вздохнуть бы!
Хоть бы день тишины!

Наживалось годами,
А разрушено - вмиг!
Безутешно рыдают
И малыш, и старик.

Всё, что дорого сердцу,
Выжег огненный смерч.
Как же с болью стерпеться?
Как детей уберечь?

Как смириться с потерей
Бесконечно родных?
Как в такое поверить?!
Ну, останьтесь в живых!

Сотрясают окрестность
Вопли, стоны и плач!
Но война, как известно, -
Бессердечный палач.

Торжествует проклятый
Кровожадный дракон -
Слишком много когда-то
Он поставил на кон.

Разжигает страстями
Наши с вами сердца.
И любыми путями
Он пойдёт до конца!

О, помилуй нас, Боже!
Непутёвых прости!
Всё с Тобой превозможем!
Ты же нас защити!

Под Святые знамёна
Встань, Великая Русь!
Как несчастный ребёнок
За тебя я молюсь!

Нравится техника исполнения этих стихов - тщательно подобранные рифмы и чистый ритм двустопного анапеста. Стихи не о нападении на Лавру, а о событиях 2015 г в Донбассе, но для автора  эта война воспринимается  как война за веру: «Под Святые знамёна встань, Великая Русь!», а путь к победе здесь неразрывно связан с путем покаяния и молитвы: «О, помилуй нас, Боже! Непутёвых прости! Всё с Тобой превозможем! Ты же нас защити!»

9. Я СТАРАЛСЯ, СПЕШИЛ. ДАРЬЯ ВАРУЛЬ   

Я старался. Спешил. Разрывался порою на части,
Чтоб успеть даже там, где во мне не бывало нужды.
...Рыбаки погружали свои самодельные снасти
И с глубин доставали улов до вечерней звезды.

...Я же думал: я сам, я могу и вот то, и вот это!
Много дней и ночей - все мои! - у меня впереди.
Только Кто-то пришел. (Рыбаки вмиг оставили сети).
Улыбнулся, смотря. И ребячий мой пыл охладил.

В пятиместной палате неровно покрашены стены.
Две пришибленных лампы вверху не светлей ночника.
За скупой занавеской белеет продрогшее небо,
И лежат, как в постели, недвижно на нём облака.

Я уже не герой, и не плачу над этой потерей,
Затушеванный мир не делю на своих и чужих.
В коридорах больничных скрываются чудные двери,
Что за ними - молчу. Но нигде не найдется таких.

...Рыбаки собирают улов с затонувшего мира.
По дороге в Дамаск ослепленный в пустыне лежит.
В подземельях поют. Покаянные пишут стихиры.
Разгоняется время, сдвигаются в нём рубежи.

В пятиместной палате неспешно сгущается вечер.
НЕЗАБОТЛИВОСТЬ стен упирается в бледность ПРОСТЫНЬ.   
Только б тихий мой Гость отозвался на новую встречу...
Улыбнулся б, смотря, и былое моё отпустил...

Очень интересные по композиции и содержанию стихи. Начинаются они с того, что персонаж стихов ощущает себя и говорит от лица Иисуса - Бога, воплотившегося в человека и пришедшего на Землю, чтобы помочь людям: «Я старался. Спешил. Разрывался порою на части, чтоб успеть даже там, где во мне не бывало нужды». (!!!) О том, что здесь спрятана аллюзия на библейский сюжет, указывает образ рыбаков, « с глубин достающих улов». Персонаж уверен, что он многое может: «Я же думал: я сам, я могу и вот то, и вот это!», и  что «много дней и ночей - все мои! - у меня впереди», но потом, как это часто случается в жизни многих людей, «Кто-то пришел. (Рыбаки вмиг оставили сети). Улыбнулся, смотря. И ребячий мой пыл охладил». Персонаж пробуждаясь от своих видений и иллюзий обнаруживает себя в больничной палате, где он уже «не герой, и не плачет над этой потерей» и где он «затушеванный мир не делит на своих и чужих». В концовке персонаж мечтает о реальной встрече с Христом. Философские стихи. Автор не дает нам ответа, что делать, когда рушится самое дорогое, но зато он заставляет размышлять над тем, что происходит с нами в реальности: «Рыбаки собирают улов с затонувшего мира. По дороге в Дамаск ослепленный в пустыне лежит. В подземельях поют. Покаянные пишут стихиры. Разгоняется время, сдвигаются в нём рубежи». Я бы поставила этим стихам высший балл, но, к сожалению, в тексте присутствует досадный лексический недочет: «Незаботливость стен упирается в бледность простЫнь». Во-первых, правильно «прОстынь», а во-вторых, литературный и потому предпочтительный вариант этого слова - «простынЕй». Обидно было отказаться от включения этих стихов в шорт...

10. ЭТО БЫЛО... ГАЛИНА НАГОРСКАЯ

Это было так быстро. Нарастая визгливо,
Чёрно-белая копоть покрывала равнину,
Забивалась в одежду, засыпала глаза,
И уже тишиной не была тишина.

И уже стая белых и чёрных ночей
Не стеснялась обугленных, жалких людей.
Под мерилом шагов необъятной беды
Сатаной были вы, сатаной стали мы.

Тема здесь решена не в лоб, а метафорически, без конкретики описания нападения сатанистов на церковь, но сделано всё точно и  поэтическим языком. Стихи о том, что «уже тишиной не была тишина», а «стая белых и чёрных ночей не стеснялась обугленных, жалких людей». Интересный вывод в концовке: «Под мерилом шагов необъятной беды сатаной были вы, сатаной стали мы». Очень трудно противостоять сатане и при этом не запачкаться,  мне кажется, в этом - главная мысль стихов.

11. ПЕВЧАЯ. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20

На коленях, среди злоречия,
Издевателей и слепцов,
Бьёт земные поклоны Певчая,
Воспевающая любовь.

Крест в руке. Всё её оружие —
Устремлённый на небо взгляд
Да упрямое простодушие...
А вокруг распалённый ад:

Одурманена своеволицей,
Скалит зубы и пляшет гнусь...
Это Мать ли Христова молится
За больную Святую Русь?

А здесь очень конкретное и точное обращение к  событию, давшему повод для организации конкурса. Прекрасный - сочный и богатый! - язык: «среди злоречия», «распалённый ад», «своеволица», «Скалит зубы и пляшет гнусь...», «больная Святая Русь» - как же много в этих стихах метких и свежих эпитетов, - никакой банальности речи! Вопрос в концовке настораживает: «Это Мать ли Христова молится за больную Святую Русь?» - что хочет сказать этими словами автор? Сомнение, что небесные силы помогают людям или призыв к Святой Руси, чтобы она захотела наконец сама излечиться и побороться с гнусью не только одной молитвой? Автор не дает оценки поступку певчей, он только описывает событие.

12. БОГ ВЕРНЁТ... АЛЯ ВОРОНКОВА

«Русский поп, убирайся в Рашку!»
…Бес, отбросив животный страх,
Возле церкви плюёт в монашку
С православным крестом в руках.

Как же густо стекает миро
По одеждам живых икон!
Кто убил тебя, голубь мира?
Дьявол?
Гитлеры?
Пентагон?
   
С почерневших крестов на Лавре
Взмыл испуганный сонм пичуг.
…Брат меньшой, ты зачем в угаре
Перепутал, кто враг, кто друг?

Ты же знаешь – на дне колодцев
Есть иные, чем грязь, пласты!
Бог вернёт над тобою солнце,
Бог на Лавру вернёт кресты!

Но пока мы живём в кошмаре,
И опять я молюсь святым:
«Чёрный крест на Киевской Лавре,
Будь опять золотым!»

В отличие от предыдущих стихов, автор, описывая те же самые события,  дает им свою личную оценку - вмешивается в сюжет: «Брат меньшой, ты зачем в угаре перепутал, кто враг, кто друг?», «Но пока мы живём в кошмаре, и опять я молюсь святым». Понравилась глубокая фраза: «на дне колодцев есть иные, чем грязь, пласты». Концовка стихов выражает надежду на победу над злыми силами, хотя мы так и не знаем, кто должен это сделать и как. Стихи отличные, только чисто технически я не поняла, зачем в последней строке стало на одну стопу меньше, чем везде. Гармоничнее звучало бы «Стань опять <крестом> золотым». Знаю, что именно в последней строке иногда допускается сокращение (или удлинение) стиха, но это только тогда, когда автор точно представляет, в чем от этого будет заключаться польза всему стихотворению, а здесь я не поняла, что хорошего дал стихам подобный прием...

16. КРЕСТ НАДЕЖДЫ. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА   

На храмах светятся кресты -
Как будто на дозорных башнях,
Над миром, вздыбленным и страшным,
Горят сигнальные костры.

Где небо, как морская даль,
Дрожит под звоном колокольным,
Кресты - как мачты:
        в шторм и волны
Спешит на выручку корабль.

         Хранят все тайны мирозданья
         На теплых тоненьких плечах
         Кресты - как рукоять меча,
         Не извлеченного из камня.

         Сквозь мрак неистовых веков,
         Испепеляя зло и беды,
         Как золотистые побеги,
         Растут кресты из куполов.

Заданная тема здесь решена опосредованно - стихи не по конкретному событию, а скорее как размышление о значении креста, стоящего на вершине православного храма. Когда скудеет или оскверняется вера, традиция, то случаются знамения человеку - крест или падает, или чернеет. Здесь об этом  напрямую не говорится,  но тема раскрыта: «Кресты - как мачты: в шторм и волны спешит на выручку корабль» и «Сквозь мрак неистовых веков, испепеляя зло и беды, как золотистые побеги, растут кресты из куполов».

23. БЫТЬ ПРАВОСЛАВИЮ В ВЕНЦЕ ПОБЕДНОМ. ГАЛА ГАЛКА 

Словами вылепить хотелось мне бы
Весну, где луч, лаская, ранит лёд,
Где через край лазурь в колодце неба...
Но сердце в колокол нещадно бьёт.

Тревогой воздух нынешний пропитан,   
А грязь не вся от тающих снегов.
И, кажется, исчерпаны лимиты   
Покоя, счастья, безмятежных снов.

Добро поправ, лютует волчья стая,   
Взращённая безумие творить.
Иконы плачут и земля святая,
На трон поднялся лжемитрополит.

Сломить славянский дух расколом веры,   
Посеять плевел - дьявольская цель.
Но дух силён. Стал подвиг нам примером -
С врагом девчонка вышла на дуэль.

Быть православию в венце победном!
Заблудший люд вновь правду обретёт.
Весна! Но тучей хмурит брови небо
И вздыбилась река, расколот лёд...

С радостью наблюдаю за ростом поэтического мастерства этого автора - ее стихи меня приятно удивили прекрасным поэтическим языком, хорошей техникой. Стихи дают пример поступка верующего человека: нужно не просто молиться, но и показывать пример сопротивления сатанизму. «Но дух силён. Стал подвиг нам примером - с врагом девчонка вышла на дуэль». В стихах упоминается весна, но здесь она не пейзаж и не уточнение времени года, а метафора перемен и возрождения: «Тревогой воздух нынешний пропитан, а грязь не вся от тающих снегов» и «Весна! Но тучей хмурит брови небо, и вздыбилась река, расколот лёд». Единственная печаль исполнения - строка «Посеять ПЛЕВЕЛ - дьявольская цель». Глагол «посеять» - это переходный глагол, то есть, тот, что имеет возможность присоединять прямое дополнение, поэтому он требует после себя постановки существительного или местоимения в винительном падеже без предлога: посеять (кого? что?) плевелы.

24. ВОЗВРАЩЕНИЕ. ЕЛЕНА ШИПИНА 

Латы в заплатах и лапти дырявые…
Ныть и скулить мы с тобою не вправе.
Вот и опять мы в родимой Муравии:
Серые хаты в зелёной оправе…

Разве не знали, не верили мы, что
Бог на чужбине нам вряд ли помощник?
Так и случилось у нас, так и вышло.
Вспомнить и больно, и стыдно, и тошно...

Вроде сейчас нам должно быть так плохо,
Все ведь мечтанья рассыпались прахом.
Блудные, мы возвратились к истокам
С порванной вдрызг и душой, и рубахой…

Сосны смолятся – жаркие, стройные,
Белой прохладой встречают берёзки,
Тропки ко храму ведут богомольные,
Смотрят с икон преподобные тёзки…

Стихи замечательные, хотя и не по конкретным событиям. В них есть живые эмоции автора, пережитый опыт личной веры и опыт совершенных ошибок. Они о том, как опасно уходить от своих истоков, как важно их беречь: «Блудные, мы возвратились к истокам с порванной вдрызг и душой, и рубахой…». «Разве не знали, не верили мы, что Бог на чужбине нам вряд ли помощник?» Прекрасный поэтический язык, техника письма: «Латы в заплатах и лапти дырявые… Ныть и скулить мы с тобою не вправе...», «Тропки ко храму ведут богомольные, смотрят с икон преподобные тёзки…». Отличная работа!

25. ЧАС ПРОБИЛ. РИТА КРИХЕЛИ
 
Почернели кресты. Почернела от горя душа.
Древний старец кричал: «Вам на головы слёзы невинных!»
Но не книги печатали власти – печатали шаг,
Попирая священную землю нацистской лавиной,

Наступая на судьбы, втоптав православие в грязь,
Угрожая святыням, подняв против них автоматы,
Хохоча так неумно и так бесконечно храбрясь -
Против мирных молящихся, против монахов - солдаты.

Это было когда-то. Но память, увы, не в чести.
ФАРИСЕИ У ВЛАСТИ – улыбка всё злей и надменней.
Этот крест им придётся взвалить и по жизни нести,
Ведь от Бога не спрятать ни низостей, ни преступлений!

РАЗДЕЛИЛА НА ДО И НА ПОСЛЕ БЕЗУМЬЯ весна.
Лишь молитва защитников в песню единую слита,
И с икон бесконечно печально взирает Она
На допрос не предавшего истину митрополита.

Не доступна судам, недоступна наместникам лжи
Эта вера, которой не нужно ни гимна, ни лавра,
Потому что важнее, чем подло в довольствии жить,
Ощущать – за тобою века, прихожане и …Лавра!

«Образумьтесь же, нехристи! Бой обернётся бедой!» -
Но раскольничьи лица хохочут шакальим оскалом,
И кропят их монахи смиренно святою водой,
Понимая, что время Служения нынче настало,

Что уже пролегла полоса, и дорога назад
Невозможна, покуда их дом не очищен от скверны,
Что гремит над страной и над миром огромным гроза,
ЧТО ГРЯДЁТ ИСПЫТАНИЕ ИСТИННОЙ, ПРЕДАННОЙ ВЕРЫ.   

Что у каждого выбор сегодня и труден, и прост,
Что надежда на чудо за снегом апрельским не тает…
…Мироточит распятие и расцветает погост,
И Софийский собор древний крест, как проклятье, роняет…

Стихи написаны 5-стопным анапестом - длинная, 15-сложная  строка, которую чисто технически в две полустроки с промежуточной рифмой не преобразуешь - не часто встретишь стихи с подобной  строкой! В нее много разных мыслей можно поместить, а автор аж целых 8 таких строф под раскрытие содержания стихотворения отвела - это уже не лирическая зарисовка, а целая статья на заданную тему! Признаюсь, я не любитель объемных стихов, хотя и сама иногда грешу ими: объемные стихи писать легче. Хотя, помните, что примером  наибольшего мастерства чаще всего оказываются стихи лаконичные, но идеально выстроенные! Здесь написано очень хорошо - почти все мысли четкие, грамотно собранные в предложения, логичные и богатые набором слов. Автор очень убедительно написала все, что думает по поводу нападок на православие: «Не доступна судам, недоступна наместникам лжи эта вера, которой не нужно ни гимна, ни лавра». и «у каждого выбор сегодня и труден, и прост», «дорога назад невозможна, покуда их дом не очищен от скверны» потому что «время Служения нынче настало». Хорошая работа. Правда, есть строки, смысл которых я не уловила (то ли я туплю, то ли построение предложений допускает разночтение: «Что грядёт испытание ИСТИННОЙ, ПРЕДАННОЙ ВЕРЫ» И еще: «Разделила на до и на после БЕЗУМЬЯ ВЕСНА». (я запуталась в согласовании слов, а значит и смысла не поняла). И еще, я засомневалась во фразе «Фарисеи у власти» - в моем понимании фарисейство (ханжество и лицемерие в вопросах веры)- это  не то, что сейчас происходит с церковью на Украине, там - сатанизм скорее...

29. ВОЗЛЮБИ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ

Благословил, взял в руки хлеб,
И хлеб был преломлён
Вершителем людских судеб.
С учениками Он.
И чаша красного вина
Меж них разделена.
А чаша, что скорбей полна,
Им выпита до дна.

Взошли иные имена (с)                (с) Евгений Евтушенко
Во мгле или во зле.
Весна кровава. Смерть красна?
Где правда на земле?
А мы живём... И вновь огнём
Охвачен Божий свет.
Знать, из какой мы чаши пьём...
Услышим ли ответ?

Очень понравились эти стихи , продуманные по языку и по стилю. Они одновременно и современны, и обращены к идеям православия, в них одинаково удачно использован прием аппликации из Евгения Евтушенко (причем, стихи не повторяют строфу Евтушенко, а имеют собственное звучание и содержание!) и прием аллюзии на евангельский сюжет ("взял в руки хлеб, и хлеб был преломлён", "чаша"). И, что особенно радует, помимо удачных отсылок к другим источникам, в стихах есть ясная авторская мысль: «Где правда на земле? А мы живём... И вновь огнём охвачен Божий свет. Знать, из какой мы чаши пьём... Услышим ли ответ?». Стихи лаконичны, выразительны и глубоки по содержанию.

30. НА РОССИЮ, СПАСИТЕЛЬ, ИЗЛЕЙ БЛАГОДАТЬ. МАРИНА ЧИГРА

Помоги нам, Господь, Твою волю вершить,
Не жалеть за друзей свои души в сражениях.         
Прибегаем к Тебе, обличителю лжи:
"Одари нас премудростью, верой в спасение».

Укрепи наше воинство силой Креста,               
Всех святых, на земле пребывавших когда-то!               
Верой равноапостольной Ольги в Христа!
Правдой слов Гавриила! Помилуй нас, Святый.

На Россию, Спаситель, излей благодать.
«Преложи гнев на милость», - к Тебе припадаем.
Сокрушенным сердцам благочестие даждъ,               
Низпосли с небесе благоденствие рая.               

Русь, воистину, свята пребудет всегда
Под Покровом Владычицы, Мати любимой.
Даждъ нам мир, Отчий кров на любые года,
Единение  Отчизне, Тобою хранимой.
 
Всех скорбящих утешь, души павших прими,
Примирение людям помилуй, Всесвятый!
Пусть во веки веков покоряют весь мир
Лишь добро и любовь, и Христос, не распятый.

В этом стихотворении использовано обращение к старославянскому языку - языку церковных книг, и сделано это отлично - современная речь здесь не вступает в противоречие, не контрастирует с древней, а помогает пониманию текста,  осовременивает древнюю молитву, делая ее насущной и близкой для читателя. Такое встречаешь не часто - часто авторы, плохо знающие грамматику древнего языка, вставляют его отдельные слова не к месту в современный сленгом, что никакие стихи не красит. Здесь чувствуется, что автор и понимает, что пишет, и знаком с первоисточником, которому подражает. Очень удачные стихи, на мой взгляд. А еще автор четко отвечает на вопрос, что должны делать верующие, когда их церковь  попирают: «Помоги нам, Господь, Твою волю вершить, не жалеть за друзей свои души в сражениях» и «На Россию, Спаситель, излей благодать. «Преложи гнев на милость»»,

31. СТРАЖИ ДОБРА. ЮКА ФОМИНА

Обычные люди смиренно живут.
Спешат на работу, уют создают.
Завет соблюдают и верой полны.
Они защищают мир от сатаны.

В глазах озорных отраженье небес.
Сердца переполнены жаждой чудес.
Мы видим в них часто божественный свет,
Их древние души хранят нас от бед.

Молитва от страха, любовь против зла.
Кладут жизнь на плаху во имя добра.
Обычные люди в  небесном строю
В доспехах незримых на самом краю.

Хотела познакомить вас с новым автором, относительно недавно присоединившимся к конкурсам ТМА. Всегда радуюсь новым лицам - они учатся у нас, а мы - у них. Хорошие стихи у Юки - добрые! Я немного изменила авторскую запись текста, но суть от этого не изменилась - светлые и глубокие стихи написаны ясно и просто, стихи об обычных верующих людях (впрочем, верующий человек - это всегда больше, чем любой другой!), о людях, через которых приходит к нам божественный свет, спасающий и защищающий всех, кто рядом. «Кладут жизнь на плаху во имя добра. Обычные люди в небесном строю в доспехах незримых на самом краю». Отлично сказано! И по исполнению - без замечаний.

34. ВРЕМЕНА. ИРИНА РЕВЯКИНА

Этот твой жёлто-синий сон...
Украина, что с Церковью сделала?
От Москвы ль ты бежала вон,
Иль от веры решила отделаться?
00100101
0010010100
00100101
00100100100
А дорога твоя крива.
Скачет нечисть пред храмом со злобою.
Ты не слышишь правды слова!
Сколько душ загублено, сломано!
00100101
00100100100
00101001
0010100100
Для чего ты творишь раскол
Православной Руси, Богом созданной?
Колокольный печальный стон
Возвещает об аде - об огненном!
00100101
00100100100
00100101
00100100100
Выйдут Ангелы жечь содом,
И проявится Суд страшной карою.
Пресвятой Богородицы дом
Защищается верой и правдою!
00100101
00100100100
001001001
00100100100

Стихи в жанре публицистики - автор в них обличает и делает выводы: «Дорога твоя крива», «Выйдут Ангелы жечь содом». По содержанию стихи удачные, только, к сожалению, автор избрал довольно сложный ритм - трехсложный анапест с чередованием мужской и дактилической рифмы в катрене, но ритм получился грязный: то пропадает один слог, то появляется лишний.

 37. ПРАВОСЛАВНАЯ МОНАХИНЯ ЕКАТЕРИНА. АННА КРУПЕНИНА

Кто осенит врага крестом?                мЖмЖ
Закроет камень хрупким телом,
Украдкой плача о своем
Между молитвой и меж делом?

А дел теперь невпроворот.
Разрушен быт, размят и скручен.
И сын недавно погребен
После того, как был замучен.

Кто осенит врага крестом?
Закроет церковь грешным телом?
При отступлении своем,
Крушить нацистам всё хотелось.

Подростки, – “вырваны, не зрелы”,                смена на ЖмЖм
Натасканы стрелять, взрывать,
Ворвались в храмовые пределы,
Там – встретили монашку – мать.

Солдат ни в чем не обвинила,
Сперва к иконам подвела,
Дала узреть, в чем свет и сила -
Они… чай, тоже сыновья!

Не сдернули чеку с гранаты,
Не расстреляли никого.
Пусть, кровь бурлит “они – солдаты!”
Как жить? Понять им не легко.

Монахиня Екатерина
Всех проводила до ворот,
Крестом заблудших осенила.
Мальчишки… каждый желторот.

Бог подарил освобожденье!
Теперь хоть можно рассказать...
Не выплакать бы только зренье,
А впрочем,… некогда рыдать.

Вот еще один новый для меня автор, с творчеством которого хочу вас познакомить. Стихи написаны в жанре «рассказ в стихах», причем, это рассказ о реальном человеке - о монахине женского монастыря в Лисичанске, на который тоже делалась попытка нападения. Сюжет стихов изложен интересно, хорошим языком, а все произведение дает свой ответ на вопрос конкурсного задания - должны ли верующие защищать свою веру и каким способом. «Солдат ни в чем не обвинила, сперва к иконам подвела, дала узреть, в чем свет и сила - они… чай, тоже сыновья!» Я не уверена, что этот способ защиты сработает во всех случаях (мало у нас святых, обладающих такой способностью воздействия на темные силы!), но даже один пример реально случившегося («Не сдернули чеку с гранаты, не расстреляли никого»), вдохновляет. Что особенно нравится в этих стихах - собственная позиция автора, описания примера возможного решения проблемы, помимо пассивного созерцания и молитв. Что огорчило - это небольшой недочет исполнения: катрены стихов сначала имеют вид чередования мужских и женских рифм мЖмЖ, а начиная с 4-ой строфы переходят на порядок ЖмЖм. Недочет легко исправимый, просто автор не обратила внимания на это часто встречающееся нарушение правил базовой техники. 

*****************************************

На разборе этого стихотворения я планировала завершить свою статью - стихи остальных участников меня по самым разным причинам не зацепили, а потом подумала, что, если уж я имею привычку при чтении любого пакета попутно помечать в тексте все обнаруженные недочеты исполнения, особенно лексические ошибки, то эти черновые пометки не должны пропадать даром: возможно, они могут оказаться для кого-то полезными. Поэтому далее я привожу анонимные фрагменты стихов участников конкурса с ошибками исполнения. Без долгих комментариев. Только номер участника, под которым это стихотворение поступило на голосование, я оставила без изменения.
 
1.

Разошелся народ
По дворам,  по домам.
СТАЛО ЛЕГЧЕ.  В душе - благодать!               от того, что верующие ушли?
После службы затих,
УСПОКОИЛСЯ храм.
Спин склоненных В МОЛЬБЕ не видать.                в молитве

ВОСК стекает ручьем,
КАК ВОДА ПО ВЕСНЕ.     ???   
Звякнет по полу МЕДНЫЙ ПЯТАК.    ???
Солнца луч золотой
Воссияет в окне,
Будто неба УСЛОВЛЕННЫЙ ЗНАК.          язычество?

Я еще постою
Средь НАМОЛЕННЫХ СТЕН                Намолены иконы, но не стены
У печальных старинных икон.
И Спаситель со мной
Наблюдает за тем,
Как труднИца трет шваброю пол.                трУдница  (и если речь - о монастыре)

В целом стихи написаны человеком, весьма  далеким от понимания церковной жизни

2.

...Светской властью день назначен,
КОму первыми страдать:               Икт в 1 слоге хорея противоречит  фон. ударению

...Ужаснулись ЧЕЛОВЕЧЕ:     звательный падеж употреблен вместо именительного
«Видно, Бог нас наказал.

...Пусть же БОЖЕ нам поможет,    звательный падеж употребл. вместо именительного
Мы помолимся ему

3.

Отец наш Небесный, помилуй Ты нас.
Сейчас, И СЕГОДНЯ, и В ВЕЧНОСТИ ЧАС.   и ныне и присно (всегда), и вовеки веков
Исполни во благо все наши мечты.
Отец наш Небесный, благослови.

6.

...Мрачный день ОТЗЕРКАЛИТ вселенскую скорбь мне в своём отражении

...Он руками взмахнёт, и она, ЗАВИХРЯЯСЬ, летит в невозможность.

...Как хотелось бы думать, что ангел небесный всегда насторОже.       насторожЕ

 И еще: в заключительной строке ст-ия нехватка двух слогов

15.

Тонула в музыке МОЛИТВА.
Себя знаменьем осенив,
В руках икона и РАСПЯТЬЕ,         потеря рифмы
Молилась истово за них.

А бесы рады - в диком ТАНЦЕ,
Не смея причинить ей зло,
Сломить пытались силу ДУХА,        потеря рифмы
Да сердца остудить тепло.

22.

А у ворот склонилась Мать
До пят в одеждах белых
И просит Господа ПЕЧАТЬ
НЕ СТАВИТЬ В ДАННОМ ДЕЛЕ.
 
современный оборот речи применительно к библейской тематике

26

Витийствует прислуга сатаны,
На пепелище пляшут бесы,-
Чернее не бывает мессы,
Безумцы  где ослеплены!
01 00 01 00 01
00 01 01 01 0
01 00 01 01 0
01 01 00 01
Темнеют православные кресты,
И миро льют святые лики,-
Глухим не слышны птичьи крики,
Свинцом налились их персты.
01 00 01 00 01
01 01 01 01 0
01 01 01 01 0
01 01 01 01
Напрасно изрыгаете хулу:
Бог поругаем не бывает,-
Хулящий Бога проиграет,
Неравную ведя  войну!
01 00 01 00 01
00 01 00 01 0
01 01 00 01 0
01 00 01 01
Следы проклятий не сотрёшь,
Страшнее смерти будут жатвы,
Вам не поможет лживость клятвы,-
Что ты посеешь, то пожнёшь!
01 01 00 01
01 01 01 01 0
00 01 01 01 0
01 01 01 01

В последней строфе сбивка способа ее рифмовки относительно предыдущих строф. Хотя именно она (последняя) предпочтительна для всего стихотворения, так как автор избрал очень негармонично построенный - трудно звучащий - рисунок стоп ямба в строфе

35.

Лавра древняя и КРАСИВАЯ,
Преткновением стала ты.
И раскольники ходят РЯДЫШКОМ            потеря рифмы
Тешат, тешат свои мечты...

... Лавру так давно СОЗДАВАЛИ,
Столько лет с той поры уж прошло.
И намолено место СВЯТОЕ,                потеря рифмы
Так оставьте в покое Его.

*************************************

Вот теперь окончательно всё. Спасибо всем (независимо от качества стихов!) участникам, благодаря которым и этот конкурс, и этот разбор его итогов состоялся. Очень хочется видеть на наших конкурсах новых авторов - с новыми идеями и с новыми заблуждениями относительно техники исполнения. Не нужно бояться участвовать: учебные конкурсы - это лучшая из школ, которую вы пройдете на сайте совершенно бесплатно и благодаря которой быстро прирастете в поэтическом мастерстве. Буду рада вашим откликам на статью. Ваша Алкора, 12.05.23.