Заповеди Божии как условие человеческого счастья 2

Алексей Виноградов 2
Вторая лекция

Мы изучаем Закон Божий в рамках темы: «Заповеди Божии как условие человеческого счастья».

На прошлой лекции мы познакомились с Христианской традицией Божественного Закона, в Который входят: Декалог – Заповеди данные Богом пророку Моисею на Синайской горе (Исх. 20, 2-17; Втор. 5, 6-21) [1]; Заповеди любви – известные нам по Новому Завету (Мф. 22, 36-40; Мк. 12, 29-31; Лк. 10, 27), но встречающиеся и в Ветхом Завете (Втор. 6, 4-5; Лев. 19, 17-18; Лев. 19, 33-34); Евангельские Заповеди блаженства (Мф. 5, 3-12). В качестве примера толкования Закона нами была разобрана пятая Заповедь Декалога: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле… (Исх. 20, 12; сравн.: Втор. 5, 16)».

Итак, мы продолжаем и по сложившемуся обычаю мы будем рассматривать Божественный Закон не по порядку, а по простоте понимания, восходя от простого к сложному. Сегодня мы обратимся к седьмой Заповеди: «Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14)» или по-церковнославянски: «Не прелюбы сотвори».

Несмотря на то, что к этой нашей общенародной беде подавляющее большинство считающих себя православными относятся крайне несерьезно, полагая исполнение данной Заповеди чем-то необязательным и даже неосуществимым, именно блудные грехи чаще всего ложатся в основание наших последующих жизненных несчастий.

Отношение к прелюбодеянию и блуду как к чему-то естественному – по принципу: «Что естественно, то не безобразно» – происходит от неправильного взгляда на нашу теперешнюю плоть, и наше теперешнее состояние, как на вещи естественные. Но если мы прочитаем внимательно самые первые главы Библии, то убедимся в обратном. Естественным состоянием человечества в лице Адама и Евы было пребывание в раю, а здесь и сейчас – мир нашего изгнания, куда наши прародители попали после грехопадения. Звероподобная плоть с её неприятными атрибутами в виде лысины, морщин, бородавок и проч. – не наша первоначальная плоть.

Причины облечения человечества в эти «одежды кожаные (Быт. 3, 21)» и состояние данных «одежд» хорошо описывает святитель Игнатий Брянчанинов в своих аскетических творениях: «Слово о чувственном и о духовном видении духов», «Сети миродержца», и др. Достаточно двух цитат из сочинений Святителя, чтобы понять смысл происшедших с человечеством изменений.

Повреждённая грехом природа человека и совершаемые им – т.е. нами грехи отталкивают от нас Святых духов – ангелов и притягивают падших духов – демонов. И если бы мы могли их видеть, то очень скоро уподобились бы им, т.е. – «В кратчайшее время человеки, по преуспеянию во зле, сделались бы демонами; покаяние и восстание из падения были бы для нас невозможны» [2]. «Премудрость и благость Божия, - пишет святитель Игнатий, - положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами, низверженными на замлю с неба – грубую вещественность тела человеческого. Так земные правительства отделяют темничною стеною злодеев от общества человеческого, чтоб они по произволу не вредили этому обществу и не развращали прочих человеков» [3].

Ну, а тем, кто всецело сосредоточен на ублажении и украшении теперешней нашей плоти. Тем, кто забывает или не желает знать, что эта временная наша «рубашка» или ослабляющая бесовское влияние «кольчуга» предназначена, наряду с нынешним нашим временным существованием, для подготовки к будущей вечной жизни, адресованы другие слова Святителя: «Посредством тела, снисходя его унизительным наклонностям и пожеланиям, мы приближаемся к подобию скотов бессловесных» [4]. Как видим, это наблюдение не противоречит Священному Писанию: «И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 21)». В русском тексте синодального перевода это место звучит так: «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают». Под «честью», согласно толкованию святителя Афанасия Александрийского, в данном тексте следует понимать сотворение человека «по образу Божию», а под неразумностью такое состояние человека, когда им всецело обладают «плотские пожелания» [5].

Вот и получается дилемма: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владычествуйте ею… (Быт. 1, 28)» с одной стороны, а с другой: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1Кор. 6, 9-10)».

Попробуем ненадолго отрешиться от богословия и попытаемся осмыслить данную тему с житейской точки зрения. «Плодитесь и размножайтесь» предполагает не только рождение детей, но и их воспитание, обучение, подготовку к взрослой жизни, обычно осуществляемые в семье. Ключевым моментом телесной близости мужчины и женщины является создание этой, как говорили у нас в советские времена, «ячейки общества». В церковной среде семью принято называть «малой церковью». Феномен семейных взаимоотношений зиждется на особенном единении мужа и жены. Обратимся к пророчеству Адама: «...Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей… Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 23-24)». Иисус Христос повторяет эти слова в Евангелии, вкладывая эти слова в уста Самого Творца: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Мф. 19, 5; сравн.: Мк. 10, 7-8)».

Только сынам Адама и дочерям Евы нужно сначала отыскать свою половинку, чтобы «прилепиться» друг к другу и сделаться «одной плотью». И это одно уже предполагает целый комплекс мероприятий.

Во-первых, молодой человек должен повзрослеть и получить воспитание в своей семье. Во-вторых, христианину следует определиться с волей Божией о себе, т.е. каким жизненным путем ему или ей следует идти к своему спасению. Ведь помимо семейной жизни существует еще и монашество, о котором мы поговорим отдельно. Замечу только, что цель у этих двух таких различных, казалось бы, жизненных путей, одна – сделать человека «храмом Божиим», тем в ком живет «Дух Божий» (1Кор. 3, 16). Вот что скрывается под, казалось бы, привычными и при этом неоднозначно понимаемыми словами – «спасение души». По крайней мере, так во все времена мыслили православные христиане, и от выбора, который должен сделать юный христианин, вступая на самостоятельный жизненный путь, будет зависеть вся его последующая жизнь.

Итак, если он или она выбирают семейную жизнь, то начинают предпринимать определенные шаги к реализации этого своего желания.

Первое, что обычно делают православные в этом непростом деле… Здесь, пожалуй уместнее обратить внимание на то, чего они не делают. Они не бегут на дискотеку или в ресторан, не читают объявления в газетах, не мечутся по киберпространству интернета и не просят своих друзей или подруг с кем-нибудь познакомить! Христиане сначала молятся и просят помощи у Бога, а уже потом делают необходимые шаги, исходя из складывающихся обстоятельств, и уж никогда не станут искать своих будущих супруга или супругу на танцульках, в пьяной компании или прибегать к сомнительным услугам сводников вроде газет, интернета или каких-нибудь друзей-подружек. Русская пословица: «Идучи на войну, – молись, идучи в море – вдвое, хочешь жениться – молись втрое» [6] в данном случае не просто мудрость, это веками выверенное, выплаканное и выстраданное нашими предками правило жизни, пренебрегать которым безрассудно. В XVII веке протопоп Аввакум, собираясь по воле своей матери жениться, молился Пресвятой Богородице, чтобы дала ему «жену – помощницу к спасению» [7]. «И она в бедности жила, - пишет протопоп о своей «Настасье Марковне», - и молилась Богу, чтобы сочетаться ей со мною браком. Так и стало по воле Божией» [8].

Второе – молодые люди знакомятся и общаются друг с другом, избегая при этом интимной близости. Важно, чтобы будущие муж и жена сначала научились быть друзьями. Дружба – это тоже форма любви и без нее выстраивать отношения в семье невозможно. Раньше, когда воспитание детей происходило в патриархальных традициях, когда семьи были крепкие и многодетные, когда дети умели слушаться родителей, как тот же Аввакум в упоминавшейся нами цитате, тогда еще можно было выдать замуж дочь или женить сына без обучения дружить. Сейчас бездумное подражание старине может закончиться семейной катастрофой. Невозможность или нежелание понимать друг друга, как правило, являются свидетельством того, прекрасные по-отдельности молодые люди в данном конкретном случае не способны к совместной жизни, а отсутствие интимных взаимоотношений позволит достаточно трезво оценить ситуацию и вовремя расстаться. Считаю своим долгом подчеркнуть, что я сейчас рассказываю о том, как должно быть, а не как обычно бывает.

Третье – благословение на брак у родителей, у государственной власти и Церкви. Причем, Таинство Венчания может следовать не сразу за регистрацией, а через какое-то, порой продолжительное время. К венчанию в наше безбожное время тоже нужно серьезно готовиться, чтобы понимать всю ответственность этого шага.

Только с момента заключения брака муж и жена могут считать себя «одной плотью» и попытаться реализовать Божие благословение «Плодитесь и размножайтесь». И если основным христианским подвигом первого этапа – этапа создания семьи было воздержание, то второй этап ознаменован так называемой притиркой – приходится терпеть и смиряться. Именно в этот период выясняются некоторые неприглядные особенности, привычки, телесные и душевные недуги друг друга, на которые в предыдущую восторженную пору молодожёны не обращали внимания. Нужно научиться отказываться от своего «я» и любить друг друга, порой, не ради чего-то, а вопреки тому или иному неожиданному «открытию» в микрокосмосе супруга или супруги. Дружба, общие интересы, а так же забота друг о друге, нежность и, конечно же, совместная молитва помогут преодолеть этот обычно достаточно краткий период в жизни новой малой церкви. С появлением деток пространство для подвига любви обретает свою полноту.

И вот уже муж и жена вынуждены всё больше и больше забывать о себе, ведь настоящая любовь – это всегда ответственность. Заботы о детях, о том, чтобы и они научились не только работать ложкой, получать хорошие оценки и слушаться, но и ещё любить родителей, дедушек с бабушками и, конечно же, своих братьев и сестёр. Всё это неизбежно накладывается на личную жизнь, когда места для своего «я» не остаётся совсем. А ведь ещё нужно проявлять заботу о престарелых родителях. И про духовную жизнь с её молитвами и постами забывать нельзя – иначе просто не выдержать повседневной рутины. И, конечно же, хранить верность друг другу даже в мыслях…

Счастье – неизбежный итог, такого образа жизни, озаряющий супругов, их чад и домочадцев на всём её протяжении и простирающийся в Вечность. Вот плод благословенного единения с Богом и друг с другом, когда Господь помогает нам выстраивать свою семейную жизнь, в котором обязательно найдётся место и утешению взаимной близостью. Это, конечно, идеальный вариант, но без него нельзя создать что-либо более или менее нормальное…

А теперь посмотрим, что происходит, когда человек совершает блуд или прелюбодеяние.

Если юноше и девушке не удаётся воздержаться от близости до брака, то говорить о выборе жениха или невесты уже не приходится – подавляемый страстью ум перестаёт адекватно оценивать ситуацию или возникают неодолимые обстоятельства в виде плода близких отношений – рождения ребёночка. И тут помочь может только подвиг покаяния и самопожертвования, нужно будет всеми силами постараться повернуть свою жизнь и жизнь ещё ничего не подозревающего малыша на правильный путь – заняться созиданием малой церкви и преодолением связанных с грехом неизбежных скорбей и страданий.
 
К несчастью, большинство в наши времена выбирают трусливое бегство от проблем, жертвуя не только остатками своего ещё возможного счастья, но и жизнью дарованного им Богом малыша. Только нельзя построить счастливую жизнь на крови собственных детей. Мы должны понимать, что те 220 миллионов убитых россиянами в абортах детей, и ещё многие несчитанные миллионы брошенных малышей и мамочек, как, впрочем, и одиноких отцов – это одна огромная размашистая слёзно-кровавая роспись под списком неизбежных пережитых и грядущих страданий нашей страны, нашего народа, и каждой причастной к этому беззаконию семьи.

Но даже и такую отчаянную ситуацию, о чудо, можно исправить, если перестать бегать от покаяния и подвига!..

Во все времена были и есть такие категории людей, которые всеми силами стремятся уклониться от ответственности, избежать труда, а о подвигах имеют весьма извращенное представление. Они выдёргивают из семейной жизни только не лишенный определённой приятности процесс продолжения рода, не заботясь о дружбе и взаимопонимании с ближним. Здесь, как нигде лучше подходит достаточно обрусевшее французское слово «партнёр». Естественно, заботы о рождении и воспитании детей партнёрам тоже не нужны. Тут либо предохранение, либо детоубийство. В этом контексте хотелось бы подчеркнуть, что прелюбодеи убивают семью, ведь страдают от этого греха не только его участники, но и вторая половинка единой некогда плоти, и, ни в чём неповинные дети, а блудники не дают этой семье родиться. Таким образом, прелюбодеяние – это убийство малой церкви, а блуд – это её аборт. И расплата за содеянное зло неизбежна! Священное Писание предупреждает: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6; Мк. 10, 9). «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог…» (1Кор. 3, 17). В русском переводе, сделанном под руководством епископа Кассиана (Безобразова), как и в церковнославянском данное предостережение звучит точнее и жестче: «Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог», «Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог»!

Не хотелось бы касаться противоестественных пороков, связанных с нарушением этой Божественной заповеди. Уж больно они гнусны и заразны. Приведу только несколько цитат, дополняющих сказанное ранее. Вот как предписывает наказывать прелюбодеев, кровосмесников и прочих одержимых блудной похотью людей Ветхий Завет:

«Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего: да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка.

Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.

Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они; кровь их на них.

Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них.

Если кто возьмет себе жену и мать ее [9]: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.

Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте.

Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убейте женщину и скотину; да будут они преданы смерти, кровь их на них (Лев. 20, 10-16)».

Причины такой строгости очевидны и носят стратегический характер. Израиль после освобождения из египетского плена шел завоевывать обещанную Богом Аврааму землю, народы которой за свое нечестие подлежали уничтожению. Бог предостерегает древних израильтян: «А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои, и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришелец, живущий между вами; ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас (Лев. 18, 26-28).

Но разве мы – христиане – именуемые часто Новым Израилем, хотим лишиться своей земли? Хотим, чтобы она «свергнула с себя» нас? Так почему же забываем заботиться о чистоте своей жизни?

Новый Завет, казалось бы, более мягко относящийся к ветхозаветным постановлениям, и сосредоточенный на покаянии и исправлении последователей Христа, словами апостола Павла предупреждает: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1Кор. 6, 9-10)». Это означает лишь то, что если мы не изменимся, то участь наша будет незавидной настолько, что лучше бы нас казнили согласно предписаниям Ветхого Завета. «Бегайте блуда, - взывает к нам первоверховный Апостол, - всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор. 6, 18)». Это означает, что нарушающие Седьмую Заповедь калечат не только свои ум и душу, но и само тело. Плоды развратной жизни явятся скоро, ведь партнёры живут для себя и не собираются «носить немощи друг друга» и «исполнять закон Христов (Гал. 6, 2)». Время отпущенной жизни утекает и неизбежно наступит старость, когда создать полноценную семью уже нельзя, любить их и заботиться о них некому. Одиночество, подталкивающее свои жертвы к пьянству и иным порокам, нереализованная любовь, проявляющаяся в чрезмерной заботе о кошечках, собачках и иных суррогатных заменах своевременно не созданной малой церкви, болезни, съедающие не только средства к существованию, но и саму радость жизни, отчаяние, нередко заканчивающееся самоубийством и, если человек не покается – вечное страдание…

К счастью помимо малой церкви есть ещё и Вселенская Православная Церковь, частью которой является Русская Православная Церковь. И даже в таких запущенных случаях у каждого причисляющего себя к православию человека имеется возможность принести покаяние и восстановить образ Божий хотя бы в себе…

«Но почему же тогда удовлетворение этой страсти так приятно и притягательно?!» – воскликнет кто-нибудь из упрямых плотолюбцев.

Есть много на свете вещей, которые первоначально приятны, а потом вредны и даже смертельны. И чтобы выжить, нам приходится не доверять своим желаниям и чувствам. Почему же в данном конкретном случае мы должны делать исключение? «Духи падшие действуют на человеков, принося им греховные помыслы и ощущения» [10], - сообщает нам святитель Игнатий. Враг нашего спасения лжет, внушая нам естественность скотского поведения, превращая нас из людей в тех самых свиней, которые не способны даже взглянуть на небо! Почему мы должны доверять тому, кого Священное Писание именует «лукавым» и «человекоубийцей»? И почему мы не доверяем Богу, Который умер ради нас и нашего освобождения от власти «человекоубийцы»?!

Все подлинные блага этого мира имеют ту или иную привязку к вечности, ведь земная жизнь дана нам, для того, чтобы научиться небесной жизни. «Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть» и каждый из нас прекрасно это понимает! Почему бы не распространить данную поговорку и на взаимоотношения между полами?

Глупо полагать целью своей жизни наслаждение от щекотания спичкой в носу. С приходом смерти и нос исчезнет, и спичка, и щекотание прекратится. А вот жажда чувственных наслаждений останется, как и понимание того, что это уже неосуществимо! И досада от попусту прожитого времени… Чувственные наслаждения лишь тогда обретают смысл, когда мы через них учимся подлинной любви, которая «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего недеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор. 13, 4-8)».

Поэтому, братья и сестры, постараемся и мы должным образом устроить свою малую церковь, принесём достойные плоды покаяния и с помощью Божией начнём здесь и сейчас учиться подлинной небесной жизни в том чине и возрасте, в котором призвал нас Господь Бог! Желаю всем обрести в своей жизни настоящую любовь, которую возможно достичь только с Богом, через соблюдение Его Заповедей, и помнить, что Бог праведников милует «до тысячи родов… (Исх. 20, 6)»

[1] Цитаты Священного Писания приводятся по изданию: Библия. Издание Московской Патриархии, М., 1992.
[2] Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов (репринт). / Аскетические опыты. М.: Сретенский монастырь, 1998. – Том III-IV. – С. 12.
[3] Там же.
[4] Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Сети миродержца (репринт). / Указ. соч. – Том I. – С. 396.
[5] «Причиною, по которой впали они в высокое о себе мнение, именует плотские пожелания. А это и значит не разуметь чести своей, что сотворены по образу Божию. Небесные селения обменили они на то, чтобы жить на земле, подобно несмысленным скотам, и жизнь от Бога – на гробы» Афанасий Великий, свт. Толкование на псалмы. Псалом 48. / Азбука Веры [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/biblia/in/?Ps.48:13 (Дата обращения: 17.05.2023).
[6] Цит. по: Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. М.: «Паломникъ», 2000. – С. 341.
[7] Аввакум, протопоп (лишен сана). Житие. / Житие Аввакума и другие его сочинения. / Сост., вступит. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М.: Сов. Россия, 1991. – С. 31.
[8] Там же.
[9] Речь не о проживании под одной крышей, а о сожительстве с женой и тёщей (А.В.).
[10] Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов… / Указ. соч. – Том. – III-IV. – С. 12.

Кострома, 16.09.2021 – 17.05.2023.