2. Басни с моралью... Избранное

Ефим Шаулов
ВОРОНА И ЛИСИЦА
(басня Крылова в одесском варианте)

Простите мне за интересы, –
вы шо не слышали от Сони
о том, шо  фрайер из Одессы
дал  сыра  вкусного  Вороне?

Ну шо сказать? Азо'хен вей*!
То ж не ворона, а шлима'зал*!
Так нет, шоб схавать всё и сразу, –
геше'фта* захотелось ей:
шоб я так жил, решила дура
с продажи  сыра заиметь купюры.

И шо вы думали куда
такой гешефт её занёс?
Ну  шо вы,  шо вы,  не в загранку,  –      
клянуся мамом,  на Привоз!
Шоб я так жил, на Молдаванку!
Азохен вей!  Нашла где дура
с гешефта  заиметь купюры.

За этих глупостей  Вороны,
хоть я не дедушка Крылов,
сказать имею пару слов:
когда бы басню прочитала,
то на Привоз бы не летала, –
любой  марви'хер*  – Изя… Моня… Мойше… –
Япончик там…  Ни меньше и ни больше!

Ну, шо? Хотите знать за дело?
Так вот:  Ворона прилетела
и только за прилавок села,
как к ней развязно так и тихо
лисицей  подкатил марвихер
и начал так: –   Сказать имею
я  вам,  Ворона,  пару слов.
Какой прыкид! Я с вас балдею!
Паверте,  трэзвый  я,  не с пьянки, –
вы – королева   Молдаванки!

А дальше  так,  как у Крылова,
клянуся мамом, слово в слово:
с таких понтов  и шуры-муры
вскружилась  голова  у дуры,
дыханье с комплиментов  спёрло, –
она во всё воронье горло
с таких приятных сердцу слов,
шоб я так жил,  орала : "Зи'хер!", –
сыр выпал,  подскочил марвихер
и  вместе с сыром…  был таков!

Сгорел  гешефт.. Ворону жаль!
Теперь имею пару слов,
шоб вам  напомнить за мораль:
*
уж сколько раз твердили свету,
что лесть – понты, лапша на уши, 
но, как всегда,  найдётся  фрайер,
что "клюнет" на  наживку эту, –
яд лести пить и ересь слушать.


* Азо'хен вей! – Ох, боже мой!(идиш). Адекватно русскому обороту: "Какой пассаж!"
* шлима'зал – вечный неудачник (идиш). Стало нарицательным и перешло в русский, как слэнг.
* геше'фт – мелкая торговая сделка или спекуляция (идиш). Одесский жаргон. 
* марви'хер – карманный вор (уголовный жаргон)
* зи'хер – разумеется; конечно; очень (идиш)

* * *

СЕРЫЙ ВОЛК И ТРОЕ ПОРОСЯТ...    

                басня

Захотел Волчара гад
съесть Трёх славных Поросят,
но, коль зубы им покажет
и "Привет!", по-русски, скажет,
догадаются, наверно,
что опасность тут как тут:
не спасёт их некашерность..
И не съешь их, — убегут!

И решил тогда злодей
нарядиться, как еврей,
уважающий кашрут*...
Поросята не поймут
и от Волка не сбегут.

Как положено еврею,
Волк приветствовал: "Шалом!",
но зубастого злодея
Поросята распознали
и стремглав удрали в дом!

Порычал Волчара страшный
на свинят, его узнавших,
и убрался восвояси
так не солоно хлебавши!
*
Вывод он такой, в натуре:
Волк — в какой бы ни был шкуре,
никогда не подобреет
и останется... ЗЛОДЕЕМ!


* Кашру'т (иврит) — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность
мяса, рыбы или других пищепродуктов с точки зрения Галахи (свод религиозных законов)
Применение свинины в пищу, в иудаизме, категорически запрещается.

* * *

ЛЕВ ГУБЕРНАТОР...

                басня

Лев – царь зверей,  саванны  губернатор
и,  разумеется,  как  босс-администратор
на должности,  в системе аппарата,
решил найти  достойных кандидатов…

Уверенна и чуточку надменна
пришла,  по объявлению,  Гиена.
Лев выслушал и рявкнул:  –  Ты годишься!
Какую должность получить стремишься?
 –  Хотелось бы, признаться откровенно,
на  должность, разумеется,  гиены!

–  Прости,  Гиена,  я б не возражал, 
но  принят на неё уже…  Шакал!
Но,  чтоб, Гиена,  ты не горевала,
ты  можешь должность получить… шакала.

Что ж,  делать нечего,   Гиена согласилась
и с должностью шакала в  саванну удалилась…
Бредёт понуро…  Близок  вечер…
И,  вдруг,  идёт Шакал навстречу.
– Привет, Шакал!
– Привет, Гиена!
– Ответь,  Шакал,  мне,  только откровенно:
как   оказался ты на должности… гиены?!
Шакал в ответ: – Ну что ко мне пристала?
А  ты как  оказалась на должности…  шакала?!
*
Мораль ясна, без лишних слов,
и в ней – основа из основ:
беда, коль вместо Льва пришёл
на власть – заслуженный…  Осёл!

* * *

ЛЕВ-ХУДОЖНИК И СТРАУС-ПОДХАЛИМ

                басня

Лев-художник написал картину
и  назвал её  – "Моя саванна".
В центре – морж, тюлень и два пингвина,
баобаб  и скачут  обезьяны,
бродят зебры,  волки и шакалы,
зайцы, гну, олени и импалы,
антилопы,  буйволы,  бараны, –
в общем,  птиц и всех зверей навалом,
скопом:  море,  джунгли  и саванна!

Льву в подарок  африканский Страус,
написать решил экфрасис  на картину,
разобрав  идею, краски и причину
фауны такой... необычайный ха'ос…

Написа'л он  (привожу примерно) :
"Краски, фон и та'инство  саванны
так сливаются талантливо и верно,
с краской джунглей…морем…океаном,
что художник смог в картине этой
с мастерством достойным  гения
выразить идеи воплощение :
совместить всю  фауну планеты
в мире,  дружбе ,  в общем поселении…
Так, согласно Ветхому Завету,
кистью мастера и  знанием глубоким
передал  художник на картине
сокровенное послание Пророка* :
будет жить в покое волк с ягнёнком,
будет вместе барс лежать с козлёнком,
будут  вместе лев  и  вол с телёнком
все  любить, по-братски, малого ребёнка…"

Страусом  подаренный  экфрасис
Лев прочёл…  и собственной картины 
не узнал,  –  так Страус приукрасил
суть самой идеи,  смысла и причины…

Удивился Лев и зло прищурил око:
–  Что с тобой,  предмет пищеварения?!
Где идеи здесь Завета и Пророка?!
Что несёшь ты об идее поселения?!
Был я голоден до  умопомрачения
и  в  картину "втиснул" всех зверюшек,
знал которых и которых можно скушать!
В общем всё, что ты нашёл в картине,  –
чистый бред… и нет того в помине!

И добавив вслух: "Не обессудь!",
выдал Лев ему морали суть:
"Помни,  Страус:  лесть – фуфло,  а  правда –  кредо!" –
Лев сказал,  схватил  его  и… пообедал!  )))


* ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, Книга пророка Исаии, ГЛАВА 11 - 6
Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

* * *

ВОРОНА И ЛИСИЦА
(басня Крылова в кавказском варианте)

Варона дэрэва сыдэл
ы в рот харошы сыр ымэл.
Ы толка кушат он сабралса, –
лыса галодны паказалса,
каторы  волка  дома был
ы с ным кумыс ы водка пыл,
а  толка волк – балшой шакал, –
закуска кушат нэ давал,
хот был у ных балшой лубов,
он пажалэл кусочык плов.
Лыса был хытры абармот
ы стал варона залыват
смэшной пахабны анэкдот.
Дурной варона хахатал
да слоз ы да балшой ыкота
ы, панымаыш, выпал сыр
ыз клува.  Нэт, пардон, ыз рота!
Лыса был хытры: сыр хватал
ы в лэс дрымучы убэгал!
Варона в крык:
– Нэ интэрэсна!
Такой канэц я нэ гатова!
Спрасы у дэдушка Крылова:
далжна сначала спэть я пэсня! 
Лыса Варона атвычаыт:
– Зачэм Крылова? Он нэ знаыт,
што ты, Варон, такой дэбыл!
Другое врэмя наступыл! )))
*
Марал такой:
кагда какой-та абармот
звэздыт  пахабны анэкдот,
нэ слушай ы нэ смэйса многа, –
пахабнык нэ баыцца Бога:
ыму плэват на всэ грэхы, –
он стыбрыт всо... пад  хы-хы-хы! )))

* * *

ТУЗЕМЦЫ И МАКАКИ

                басня

Собравшись, однажды, на шумный сходняк,
решили  туземцы  использовать  в помощь
живущих,  в соседстве,  хвостатых  макак
и  их  приучить  к  повседневной  работе:
охране жилищ  и,  конечно,  охоте,  –
да так,  чтоб  служили  туземцам  приматы
умело,  как  храбрые  джунглей  солдаты.

Раздали  макакам и копья и луки ,
охотничьей,  чуть,  подучили науке
и  взяли  с собою  приматов  хвостатых
охотиться чтоб на копытно-рогатых…

И,  как полагается,  сделали  так:
поверив  в  способность  хвостатых  "вояк" , 
попрятались,  стадо увидев,    за ветки,
помощников  новых  послав на  разведку .

Но,  вдруг, из кустов  и  зевая,  спросонок,
на "храбрых" макак  рявкнул маленький  львёнок.
От страха макаки  визжа  удирали
и  в панике копья в кусты побросали, –
и  надо ж случиться,  что в бедных  в туземцев, 
сидевших  в  засаде,  случайно,  попали!

Собрали туземцы, по новой  сходняк,
понять-осудить этот странный  расклад,
однако,  увы,  не судили  макак,
как  судят,  к  примеру, трусливых солдат,
а  вынесли, дружно,  единый вердикт:
он,  маленький  львёнок, во всём виноват!

И вышло  Льву-папе,  с курьером  и срочно,
от гневных туземцев  письмо  получить, –
с  угрозой  и просьбой:  за малым сыночком,
в  дальнейшем,  внимательно  очень  следить!
*
Мораль  этой басни,  предельно,  простая!
Сподвижников в жизни себе выбирая,
ты  в  самом  начале   проверь,  досконально: 
у  них   с  когнити'вностью… всё ли нормально?!*
-------------------------------------------


* 17 сентября 2018, при попытке отразить атаку израильских истребителей F-16,
сирийские ПВО,  на вооружении которых  находился советский ракетный комплекс С-200,
сбили российский ИЛ-20 с 15 военными на борту. Россия, как и принято, обвинила в этом Израиль.
Сначала в Минобороны России заявили, что самолет пропал с радаров во время атаки
израильских самолетов по сирийскому городу Латакия, а также пуска ракет с
французского фрегата «Овернь» в Средиземном море. Но позже представитель военного
ведомства Игорь Конашенков официально подтвердил: российский Ил-20 сбили сирийские ПВО
ракетным комплексом С-200, однако, при этом, Спикер Минобороны добавил, что самолет под удар
«подставили» израильские летчики, которые «прикрывались российским самолетом».
Истребители были менее заметны на радаре, чем крупный разведчик, объяснял Конашенков.
Следует отметить, что ни словом ни полсловом представитель Минобороны России не обмолвился
о непрофессионализме сирийских военнослужащих, которые не смогли отличить громадный ИЛ-20
от истребителей Ф-16  и вели беспорядочный огонь из противовоздушных батарей. (по мат. СМИ)