Тайна гибели дятловцев. Харьковская Хиросима

Сергей Парахин
10 июля 1972 года, утро, 10.00. В 400-х метрах от села Крестище Харьковской области Красноградского района произошел мощный ядерный взрыв по силе лишь в 3–4 раза меньше, чем произошедший в Хиросиме. Об этой трагедии рассказал корреспондентам участник ликвидации аварии — академик Украинской национальной нефтегазовой академии, ранее занимавший пост заместителя гендиректора Всесоюзного производственного объединения «Укргазпром» Роман Макар.

Предистория

В Харьковской области до сего дня добывалась большая часть украинского газа. Месторождение газа в Красноградском районе на Харьковщине было открыто в 1970 г., и оценивалось в 300 миллиардов кубометров — это была астрономическая цифра!

В 1971 г. в районе этого газоконденсатного месторождения уже работали почти 20 скважин. Но добыча была связана с серьезными трудностями — давление газа достигало 400 атмосфер!

В июле 1971 года при бурении новой скважины случилось непредвиденное — газ вырвался наружу раньше, чем бур смог дойти до нужной глубины. Напор газа достиг огромной силы в 400 атмосфер, что привело к гибели двух инженеров. Их сбросило взрывной волной с верхней площадки газовой вышки (с высоты более 30 метров).

Так как сделать что-либо с неуправляемой газоконденсатной струей не получилось, было принято решение ее поджечь. На следующий день газовый фонтан превратился в огромный факел, достигший в высоту нескольких десятков метров. Целый год в округе ночью было светло как во время белых ночей на севере. Более того, буровая вышка провалилась в огромный кратер, образовавшийся при выбросе газа. Многочисленные попытки инженеров справиться с проблемой ни к чему не привели. Даже сброс на скважину многотонных бетонных плит оказался бесполезным — они разлетелись в разные стороны как пушинки.

Атом или газ: кто кого?

Хотя такие пожары, как правило, укрощают простым раскапыванием скважины, все же приехавшие в середине 1972 года московские специалисты предложили решить проблему с помощью подземного ядерного взрыва. Они были вдохновлены хорошим результатом использования ядерного заряда при тушении газового факела, горевшего три года на месторождении Урта-Булак в Узбекской СССР (1966 год). Предполагалось, что в результате взрыва кратер будет засыпан породой.

После одобрения руководством страны, решить этот вопрос было поручено специальному подразделению Минсредмаша, а также войскам КГБ и МВД. Однако войска и МВД Украины привлечены не были. И хотя местных спецов не ввели в курс дела, с них все же взяли расписку о неразглашении на 15 лет.

Подготовительные работы продолжались несколько месяцев. Вначале сбоку от газовой скважины пробурили другую, наклонную, на глубину свыше 2000 метров. Далее в нее было помещено ядерное взрывное устройство в виде длинного цилиндра. Примерно в 500 метрах от газовой скважины находилось село Першотравнэвэ, в котором проживало порядка 400 человек. Но никто из них не знал каким методом будет потушен газовый факел. Место взрыва было огорожено в радиусе 400 метров как опасная зона. Она была засыпана слоем песка толщиной 20 см. Командный пункт охранялся войсками КГБ, а все остальное — внутренними войсками московского МВД. Всем сотрудникам были выданы спецкостюмы от радиации. В целях безопасности были отключены электричество и водоснабжение. Жители Першотравнэвого были временно эвакуированы за час до взрыва в близлежащее село Хрестище. Оно находилось всего лишь в 2-х км от эпицентра взрыва.

И вот наступило злополучное утро. Всем, кто находился в непосредственной близости от эпицентра взрыва приказали встать на носочки во избежание перелома позвоночника из-за подземного толчка.

Ровно в 10:00 земля вначале содрогнулась, а потом из-под земли раздался рев и гул. При этом все, что стояло вертикально — упало. Всех людей несколько раз подбросило над землей. После этого воцарилась мертвая тишина. Все вздохнули с облегчением, но через 20 секунд внезапно раздался гул и треск — из скважины на высоту более одного километра вместе с породой вырвался сверхмощный газовый поток. Затем образовался огромный грязно-бурый атомный гриб, который начал медленно перемещаться в сторону поселка Новые Санжары Полтавской области.

Специально взятые для опыта в зону взрыва домашние животные, птицы и пчелы лежали как неживые. Во всех домах были выбиты стекла, стены потрескались, печи и дымоходы завалились. Села были похожи на безлюдные руины. Их восстанавливали больше года.

Как это ни прискорбно, но жители близлежащих сел так и остались в неведении о том, что же произошло со скважиной на самом деле. Более того, никто не препятствовал их возвращению в разрушенные дома всего лишь спустя полчаса после взрыва!

Последствия взрыва

Несмотря на тщательную подготовку газ все же одержал победу над атомом. Поэтому, был применен давно испытанный метод — раскапывание скважины. За несколько месяцев был вырыт огромный кольцевой котлован шириной 400 м и глубиной 20 м. В той местности из-за сверхмощного горящего факела все время стояла невыносимая жара. Во время рытья спецтехнику и рабочих постоянно обливали водой. Все сотрудники работали в спецкостюмах и касках, потому что в результате диффузии с неба падали целые куски льда.

Через год, в июле 1973 года, ценой невероятных усилий газовый кратер наконец удалось затушить. За время аварии сгорело свыше миллиарда кубометров газа.

Цена трагедии

Так как жителям близлежащих сел ничего не сообщили об опасности радиационного заражения, а также о том, что овощи, фрукты и мясо теперь нельзя есть, то более полутора тысяч человек со временем погибли из-за большой дозы облучения. Но позже кто-то из местных все же узнал правду, послушав по радио передачу об аварии «Голоса Америки».

После этого все пострадавшие от радиационного загрязнения, куда только не обращались, чтобы получить особый статус подобно чернобыльцам. Однако доказать, что они пострадали точно так, как чернобыльцы они не смогли.

Мирный атом в СССР

В начале 90-х годов была рассекречена «атомная» статистика, согласно которой ядерные взрывы проводились и на территории УССР. С 1965 года в Советском Союзе внедрялась в жизнь программа ядерных взрывов для нужд народного хозяйства. Из 124 мирных подземных взрывов 117 были проведены за пределами ядерных полигонов. Число применений мирного атома со временем достигло 22 % от всех ядерных испытаний в СССР. В то время мирные ядерные взрывы применялись и в Украине. О первом под названием «Факел» мы уже рассказали. Его мощность в тротиловом эквиваленте составляла 3,8 килотонны. Для сравнения: ядерная бомба «Little Boy» («Малыш») имела мощность 13–18 килотонн в тротиловом эквиваленте. Второе и последнее применение мирного атома в УССР под названием «Кливаж» было произведено 16 сентября 1979 года на шахте «Юный коммунар», находившейся на Донбассе. Мощность ядерного заряда составляла 0,3 килотонны.

Какое отношение эта авария имеет к дятловцам?

Напомним, что в 1959 году произошла другая трагедия — возле горы Отортен, что находится на северном Урале погибла тургруппа из девяти человек. До сих пор остается загадкой, что заставило туристов полураздетыми и не обутыми разрезать палатку и в спешке пробежать 1,5 километра к лесу. Именно там и были обнаружены трупы всех лыжников.

На первый взгляд трагедия на Харьковщине не имеет никакого отношения к гибели дятловцев. Но она отвечает на вопрос: почему трагедия дятловцев до сих пор не раскрыта? Материалы по подрыву скважины с помощью ядерного заряда (данные о параметрах взрывного устройства и подробности ликвидации аварии) до сего времени пылятся в секретных архивах КГБ.

Вот и ответ, где находятся оригиналы всех документов дела дятловцев, в котором есть лишь копии без печатей и подписей. Как видим, на примере аварии на газовой скважине, ядерные взрывы в мирных, а тем более в военных целях, до сих пор засекречены. Не здесь ли собака зарыта, если вспомнить, что на одежде дятловцев была обнаружена повышенная радиация, которая могла выпасть только с неба, как сказано в УД?