Символы гражданской войны

Священник Александр Хлебников
Дмитрий Соколов
Проходил мимо ДОФа (Дом офицеров флота). Привлекла внимание афиша - завтра (23.05) - просмотр "Неуловимых мстителей" (с характерным плакатом - силуэты красных конников на фоне заходящего солнца, и с обязательной припиской - что это снято по повести "красные дьяволята")....

От меня ИМХО: Четыре всадника на фоне красного солнца прямая или косвенная отсылка к четырём всадникам Апокалипсиса — персонажи из шестой главы Откровения Иоанна Богослова: Чума (мор), война, голод и смерть - всё это и принесли красные нашей стране.

И ещё, почему даже в самых пропагандистских советских фильмах царские офицеры и белые показаны подтянутыми, породистыми (Приказ перейти границу, Адъютант его превосходительства пр.), часто даже благородными, поющими какие-то трогательные лирические песни (те же Неуловимые мстители "Корона Российской Империи" - Над окошком месяц, Русское поле; Пропавшая экспедиция - Я вам пишу; Дни Турбинных - Белой акации; Государственная граница - Я хочу попросить вас, скорей преклоните колени, Молитва*; По Муромской дорожке - Я гляжу в горизонт; Дина - Каурый конь) и т.д.
Помните эпизод, когда среди оголтелых самостийных украинцев советский командир, переодетый в белогвардейскую форму, скидывает шинель (Свадьба в Малиновке) и вся эта шелупонь вытягивается по струнке.
Видимо даже подсознательно царское время, белое движения ассоциировалось со светлой идеей.
Кстати, в Неуловимых мстителях красные поют песню про сатану.
Символы говорят о многом.

Песни упоминаемые в заметке можно послушать по поиску или на моей стр. в ВК https://vk.com/id10117186


Истоки советской пионерской песни "ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ".

Из воспоминаний А. Жарова: "Специальным решением Бюро ЦК РКСМ «предлагалось написать пионерскую песню — марш». «За советом пришлось пойти к старшему товарищу — Д. А. Фурманову. „Положение безвыходное!“ — сказал я ему чуть ли не со слезами на глазах. „У большевиков безвыходного положения не бывает!“ — ответил Фурманов.
Совет был такой: оттолкнуться от чего-нибудь уже известного. Целой компанией отправились в Большой театр на Фауста, и там кто-то обратил внимание на марш солдат: „Башни с зубцами, / Нам покоритесь! / Гордые девы, / Нам улыбнитесь!“.
Несколько дней ходил я, скандируя это четверостишие. Повторял его до тех пор, пока не написал другого — в том же размере: „Взвейтесь кострами…“ и т. д. Я позаимствовал, следовательно, в „Фаусте“ только ритмический ход для своего текста.
А комсомолец Сергей Дёшкин, ученик музыкального техникума конечно, позаимствовал там же музыкальный ход для мелодии, написанной им на мои слова. Так рождалась первая песня юных пионеров нашей страны».
См. Русская поэзия детям: В 2-х т. Т. 2. / Сост. Е. О. Путиловой. — СПб.: Академический проект, 1997. — С. 677—678.

Фауст - алхимик и колдун продавший душу дьяволу.

Иоганн Георг Фауст (нем. Johann Georg Faust; ок. 1480 (?), Книтлинген, Германия — 1540 (?), Штауфен-им-Брайсгау, Германия) — легендарный странствующий алхимик, астролог и маг, живший в первой половине XVI века в Германии.
Путешествовал по Европе, выдавал себя за учёного и мага. В 1528 году постановлением магистрата Ингольштадта был выслан из города. В 1532 году власти Нюрнберга запретили въезд в город «великому содомиту и некроманту доктору Фаусту» (нем. Doctor Faustus, dem gro;en Sodomiten und Nigromantico zu furr, glait ablainen). Изгонялся также из Эрфурта. После 1539 года сведения о нём отсутствуют.
Смерть Фауста обычно относят к 1540 или 1541 году. Предположительно он погиб при взрыве во время алхимического опыта в гостинице «Lwen» в Штауфен-им-Брайсгау. Тело оказалось сильно обезображено, что было истолковано как вмешательство дьявола, лично пришедшего забрать душу доктора.



"БЕЛОЙ АКАЦИИ ЦВЕТЫ ЭМИГРАЦИИ"

Была у романса и дальнейшая судьба. Миллионы «выброшенных» из страны увезли песню с собой в эмиграцию – и как ностальгический романс, и как гимн своего поражения. Мелодию эту с разными словами начали петь с лёгкой руки русских эмигрантов по всему миру. И не случайно в Советском Союзе романс «Белая акация» прозвучал в спектакле «Дни Турбиных» во МХАТе. И хотя сам сталин, как говорили, посмотрел этот спектакль несколько десятков раз, постановку периодически запрещали, а позже и вовсе заставили убрать из репертуара театра.

«Дни Турбиных» — пьеса М. А. Булгакова, написанная на основе романа «Белая гвардия».

В апреле 1929 года «Дни Турбиных» были сняты с репертуара. Автора обвиняли в мещанском и буржуазном настроении, пропаганде белого движения. Но покровителем Булгакова оказался сам Сталин. Распространено утверждение, согласно которому Сталин якобы смотрел спектакль пятнадцать раз, однако никаких документальных доказательств этому нет, и этот факт вызывает серьёзные сомнения. По указанию Сталина спектакль был восстановлен и вошёл в классический репертуар театра. Любовь Сталина к пьесе некоторыми воспринималась как свидетельство перемены взглядов, изменение отношения к традициям русской армии (с личным отношением Сталина связывали также введение в РККА знаков различия, погон и прочих атрибутов Российской императорской армии).
Сам Сталин в письме к драматургу В. Билль-Белоцерковскому указывал, что пьеса нравится ему, наоборот, из-за того, что в ней показано поражение белых.

Публицист И. Л. Солоневич впоследствии описывал неординарные события, связанные с постановкой:

… Кажется, в 1929 году Московский художественный театр ставил известную тогда пьесу Булгакова «Дни Турбиных». Это было повествование об обманутых белогвардейских офицерах, застрявших в Киеве. Публика Московского художественного театра не была средней публикой. Это было «отбор». Билеты в театры распределялись профсоюзами, и верхушка интеллигенции, бюрократии и партии получала, конечно, лучшие места и в лучших театрах. В числе этой бюрократии был и я: я работал как раз в том отделе профсоюза, который эти билеты распределял. По ходу пьесы, белогвардейские офицеры пьют водку и поют «Боже, Царя храни!» Это был лучший театр в мире, и на его сцене выступали лучшие артисты мира. И вот — начинается — чуть-чуть вразброд, как и полагается пьяной компании: «Боже, Царя храни»…
И вот тут наступает необъяснимое: зал начинает вставать. Голоса артистов крепнут. Артисты поют стоя и зал слушает стоя: рядом со мной сидел мой шеф по культурно-просветительной деятельности — коммунист из рабочих. Он тоже встал. Люди стояли, слушали и плакали. Потом мой коммунист, путаясь и нервничая, пытался мне что-то объяснить что-то совершенно беспомощное. Я ему помог: это массовое внушение. Но это было не только внушением.
За эту демонстрацию пьесу сняли с репертуара. Потом попытались поставить опять — причём от режиссуры потребовали, чтобы «Боже Царя храни» было спето, как пьяное издевательство. Из этого ничего не вышло — не знаю, почему именно — и пьесу сняли окончательно. Об этом происшествии в своё время знала «вся Москва».
— Солоневич И. Л. Загадка и разгадка России. — М.: Фонд ИВ, 2008. — С. 451.

Машинистка И. С. Раабен (дочь генерала Каменского), которая печатала роман «Белая гвардия» и которую Булгаков пригласил на спектакль, вспоминала: «Спектакль был потрясающий, потому что всё было живо в памяти у людей. Были истерики, обмороки, семь человек увезла скорая помощь, потому что среди зрителей были люди, пережившие и Петлюру, и киевские эти ужасы, и вообще трудности гражданской войны…»

После снятия с репертуара в 1929 году спектакль был возобновлён 18 февраля 1932 года и сохранялся на сцене Художественного театра вплоть до июня 1941 года. Всего в 1926—1941 годах пьеса прошла 987 раз.




*Молитва
С.Бехтеев
Посвящается Их Императорским Высочествам Великим Княжнам
Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне
Стихи были записаны в дневнике Царевны Ольги.

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка міра, Бог Вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час…

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
<октябрь 1917>, г. Елец

Сергей Сергеевич Бехтеев (7 [19] апреля 1879, Липовка, Орловская губерния — 4 мая 1954, Ницца, Франция) — русский поэт, белогвардейский офицер, эмигрант первой волны. Гражданская лирика Бехтеева посвящена идеалам монархизма. Со своими стихами выступал перед Императором Николаем II и Императрицами Александрой Фёдоровной и Марией Фёдоровной.


Царские дочери
http://stihi.ru/2014/10/23/5514


Как пишет составитель Песенника Российского воина В.Н.Мантулин, чрезвычайно показательно, то обстоятельство, что композиторы Белых сохранили в песнях черты мягкого лиризма и глубокого трагизма, большевики же внесли в гармонию элемент грубой угрозы. И этот дух устрашения, приправленный изрядной долей нерусского самохвальства а ля "встретим мы по сталински врага" наложил неприятный отпечаток на многие песни советского лихолетья.
Песенник в 90-х мне прислал эмигрант первой волны Начальник Парижского округа Национальной организации Витязей (Париж, Франция) К.И.Ренненкампф.
Песенник Российского воина скачать можно здесь 2 тома:
https://notes.tarakanov.net/katalog/kompozitsii/pesen..

Дирижер Валентин Мантулин, руководитель Хора Российского наследия хорошо известен в Русском Зарубежье. Среди известных его работ - "Песенник Российского Воина. 1683-1983. Сборник военных, солдатских, казачьих, военно-морских, юнкерских и кадетских песен"…
Составил и аранжировал Валентин Н. Мантулин (с английскими переводами). Нью-Йорк, 1985 г.». В. Н. Мантулин родился в 1921 году в городе Сараево. В этом же 1921 году его родители, эвакуировавшиеся из Крыма, из России, в процессе Гражданской Войны, были незаконно лишены своего русского гражданства. В. Н. Мантулин ждал, но не дождался, возвращения ему своего русского гражданства. Скончался 23 сентября 2017 года в США.




«Белая армия осталась недостижимым моральным и эстетическим идеалом. Покидающие Крым врангелевцы оказались на свободе. А победители-большевики чувствовали себя словно в плену. В плену партии, комиссаров, ЧК, политотделов, особых отделов, ЧОНов (частей особого назначения) и даже своих жен, до самого распада СССР таскавших в парткомы жалобы на мужей. Так же, как Сталину, тринадцать раз посмотревшему «Дни Турбиных», втайне хотелось быть царем, а не самозванцем-диктатором, так и бесчисленные краскомы (красные командиры) предпочли бы хоть на день почувствовать себя настоящими офицерами – не из-под палки, а по духу. Белые увозили легенду, доказывая, что иногда лучше оказаться побежденным, чем победить недостойным образом».
©Олесь Бузина


А потом красные убивали друг друга, объявив больше половины красного партактива шпионами и предателями.



Памяти Михаила Глузского

"Вы не партия. Вы банда гнусных подонков. Ваш Ленин – каторжник, который продал Россию за миллион немецких марок!", — своими словами Михаил Глузский в фильме Сергея Герасимова "убивал" зрителя наповал.

Именно эти слова есаула Калмыкова, характеризующие образ "белого" офицера, непримиримого врага революции, Ленина и большевиков, впечатлили и советского зрителя, и кинокритиков: после выхода фильма на экраны Глузский получил первую хвалебную рецензию в свой адрес.

О своей роли актер говорил: "Есаул Калмыков интересен для меня был не как враг Советской власти, а как человек, верный своим идеалам, своей субъективной правде. Это очень цельная личность, и в этом плане играть такую роль было нетрудно".

Есаул Калмыков дал Глузскому возможность поработать с Сергеем Герасимовым, который стал для него непререкаемым авторитетом. В одном из интервью актёр признался, что участие в "Тихом Доне" было для него чем-то большим, чем просто актёрский опыт и очередной шаг на пути к известности: изменилось его мировоззрение. "Эта роль поселила во мне веру, что у этих людей была своя правда, свои убеждения», — признавался Глузский. Некоторые критики впоследствии напишут, что своей игрой в "Тихом Доне" Глузский сломал стереотип белого офицера, и это пример того, насколько масштабной может стать даже второстепенная роль.