О здоровье на здоровье!

Олег Скрынник
Стихотворение «Здоровье», автор Вячеслав Попов
26 мар в 17:06 · в Стихотворения начинающих поэтов

Я готовил этот текст как комментарий к названному выше произведению, что было бы более уместно. Но, убедившись в том, что у меня, как участника группы, отсутствует возможность комментировать, выпускаю его – что делать! – отдельным постом.

Тема хорошая, актуальная. Образность изложения («Наше тело есть робот, /А душа в заключении». «Мы хрупки как хрусталь, /А порой крепче стали» и т.п.) Ритм энергичный, для предложенных рассуждений вполне подходящий. Иллюстрация крутая, хорошо представляет тему (в своё время был санпросветовский плакат с похожей машинерией, заключённой в контур человеческого тела, и слоганом: «Наш организм – сложный механизм. Береги его!») Неплохие находки в рифмах (робот – повод, хрусталь – состарит, на случай – послушал и т.п.)

Тем более обидно, когда ни с того ни с сего натыкаешься на потери рифмы, с которыми автор почему-то мирится (друга – люто, как же – иначе, постели – мигрени). В практике бывает, что поэт сознательно идёт на потерю рифмы. Но в таких случаях обычно хорошо видна цель, с которой это сделано, и уж во всяком случае, этим приёмом не злоупотребляют. Скажем, на стихотворение такого объёма применяют не более, чем один раз.  Здесь же очевидной цели не наблюдается, и потери эти лишь наводят на мысль об авторской небрежности. И конечно, тут же на свет божий выплывают пресловутые глагольные рифмы. Такое ощущение, что тема наскучила автору, прежде чем он закончил стихотворение.

Но вдруг приходит мысль: а может быть, это не так уж и плохо, что она ему наскучила? Подсознанию автора надоело перепевать на разные лады одно и то же, многократно повторять уже сказанное и ничего не добавляющее для освоения выбранной темы, и оно всеми силами пыталось отмазать его от этого неблагодарного занятия. Если б автор отнёсся повнимательнее к бесценному для любого человека голосу своего подсознания, он бы наверняка увидел, что всё, что находится между вторым четверостишием и двумя последними строками стихотворения, может быть с успехом изложено в одном-двух четверостишиях. И тогда у него хватило бы рифм, и родились бы одна-две точные, афористичные фразы, и всё стихотворение наполнилось бы сжатой энергией, которая просто не смогла бы оставить читателя равнодушным.

В заключение хочу пожелать автору успехов в выбранном деле. Пишите обо всём, о чём душа просит. На здоровье!