Евреи

Евгений Френкель
ЕСТЬ ЛИ  БОГ?
Средневековые схоласты приводили свои доказательства бытия Божия, потому что невнимательно читали Библию, не знали живого Бога и не имели свидетельства в самих себе, в то время как Апостолы и первохристиане внимательно читали древнееврейские Священные Писания, знали живого Бога и в самих себе имели свидетельство, состоящее в том (1Ин.5;11), «что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его», что «имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (12) и что Иоанн Богослов написал это верующим (13), дабы они знали, что веруя и Сына Божия, они имеют вечную жизнь, ибо (8) в душе человека ему свидетельствуют его дух, пророческое слово и действительная реальность, и эти три об одном ; а в духе человека (7) ему свидетельствуют Отец, Слово и Святой Дух, и эти три суть едино. Поэтому Апостолы и первохристиане знали, что Бог есть и что слово Его истина.

ЕВРЕИ В МЕЖДУРЕЧЬЕ
Библия сообщает, что колыбель человечества находилась  в верховьях Тигра и Евфрата (Быт.2;14), что не противоречит науке, потому что Библия под человеком, разумеет живое существо, способное водиться Богом (Быт.2;7), а наука – нечто другое. С 4155 г. до н.э. первые люди занимались кочевым скотоводством и земледелием (Быт.4;2), строили города (17), занимались ремёслами (21,22) и войнами (23,24). После завершившегося в 2498 г. до н.э. всемирного потопа обновлённое человечество оказалось на Араратских горах (Быт.8;4). Семиты: Элам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам распространились в Междуречье и в прилегающих к нему областях. Потомки сына Арама, Маша (Быт.10;23) – это арамейские племена, расселившиеся в верховьях Тигра и Евфрата на Араратских горах и долинах Армении. Быт.11;1: «На всей земле был один язык и одно наречие».  Очевидно, это был язык древних арамеян. Сим был отцом и евреев, «всех сынов Еверовых» (Быт.10;21). Внук его сына, Арфаксада, Евер – отец сынов Еверовых. От него произошёл Аврам – первый человек, названный в Библии евреем (Быт.14;13). Наряду с этим сын Авраама, Иаков, назван странствующим арамеянином (Вт.26;5). Народы, расселившиеся в Междуречье и в прилегающих к нему областях, были родственными, имели сходный менталитет и, по словам Иосифа Флавия, антиеврейских настроений среди них не было.

ЕВРЕИ И ЕГИПТЯНЕ
Евреи поселились в Египте в 1916 г. до н.э. Их угнетение началось при жизни Иосифа в 1886 году, когда Иосифу было 80 лет. Их порабощение началось в 1716 году, 130 лет спустя после смерти Иосифа, случишейся в 1846 году. В основной своей массе евреи в Египте жили, занимаясь овцеводством, обособленно, «ибо мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт.46;34). Начало порабощения евреев (Исх.1;7-10) новый фараон, который не знал Иосифа, мотивировал тем, что «вот народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей». В V в. до н.э. иудаистская вера была уже древней, под влиянием строгого руководства свято соблюдала древние обряды и запреты. Евреи не признавали и не могли признавать иных богов, кроме Единого. Чужеродность и обособленность иудаизма издревле порождали в контактирующих с ним народах подозрительность, страхи, слухи, болезненные фантазии и злые наветы, способствовала возникновению антиеврейских настроений. Эти настроения были подхвачены греческими властями, когда иудеи в III в. до н.э. резко воспротивились эллинизации.  В III  в. до н.э. египетский жрец Манефон в своей истории Египта, критиковал описание Исхода в  еврейском Священном Писании, как глубоко оскорбительное и отвечал на него своими оскорблениями, видя в евреях человеконенавистников.

ЕВРЕИ, ГРЕКИ И РИМЛЯНЕ
Критика в адрес евреев резко возросла, когда Хасмонеи противостали греческому влиянию. О евреях фабриковались басни, затем бесконечно повторяющиеся. Они были следствием не только вульгарных слухов, но и сознательной деятельности писателей, преимущественно греков, таких как Аполлоний Молон, Посидоний, Демокрит, Апион, Плутарх, Тацит.

Страбон, историк и географ Римской Греции второй половины I в. до н.э. и первых десятилетий I в. н.э. писал, что в его времена в Египте было около миллиона евреев, в двух из пяти районов Александрии евреи составляли большинство. «Они были весьма многочисленны в Киренаике и Беренике, в Пергаме, Милете, Сарде, в фригийской Апамее, на Кипре, в Антиохии, Дамаске и Эфесе, а также по обоим берегам Чёрного моря. Они прожили в Риме 200 лет и образовали там значительную колонию; из Рима они распространились по всем городам Италии, а затем в Галлию, Испанию и через море в Северо-Западную Африку» (1. Стр.111). «Римляне, бывшие некогда союзниками евреев, первоначально даровали еврейским общинам в крупных городах определённые привилеги – например, право не работать по субботам. Но с образованием империи и формированием культа императора взаимоотношения римлян и евреев стали быстро портиться» (1. стр.113).

1. История евреев / Пол Джонсон; пер. с англ. И.Л. Зотова. – М. : Вече, 2007.


ИУДЕЯ
Иудейский царь из династии Хасмонеев Александр Яннай (125-76 до н.э.) сделал правителем Идумеи Антипа;тра. Войдя в милость к Помпею, Антипатр стал фактическим правителем покорённых римлянами евреев. После взятия Иерусалима Помпеем в 63 г. до н.э. царевич Александр Яннай II, его родители, братья и сестры были отправлены в Рим в качестве военнопленных. Александр бежал с пути, вернулся в Иудею, собрал войско из 10000 пехоты и 1500 человек конницы и в 57 году до н. э. объявил войну Риму. В 55 году, после бегства своего отца и брата Антигона из римского плена, снова задумал восстание против римлян, победил выступившие против него римские отряды, принудил врага отступить к горе Гаризим. Во время борьбы Помпея с Юлием Цезарем Александр был обезглавлен в Антиохии, в этом же году в Риме был отравлен его отец Аристобул. Антипатр был отравлен в 43 году до н. э.

В начальный период римского владычества над Иудеей, зелот, глава еврейского повстанческого отряда Иезекия совершал рейды на греческие города на сирийской границе. После отравления Аристобула Иезекия собрал остатки царской армии в галилейских горах и повёл удачную партизанскую войну против римлян и сирийцев, рассчитывая вызвать общее восстание евреев против Рима. В 48 году до н. э. сын Антипа;тра, Ирод, будучи тетрархом (одним из четверовластников) в Галилее, лично, не взяв разрешения у царя, выступил против Иезекии, взял его в плен и казнил без суда вместе с многими приверженцами. Сын Иезекии, Иуда Галилеянин, после смерти царя Иудеи Ирода Великого, собрал толпу и захватил царский арсенал в городе Сепфорис. Его поддержали местные фарисеи во главе с Саддуком, протестовавшие против переписи 7 г. н.э., проводимой римским прокуратором Квиринием. Восстание было подавлено, а Иуда был убит. Когда после воскресения Иисуса Христа, в 30-е годы I в. н.э. Апостолы проповедовали о Нём в храме (Деян.5;17-20,27,34-) первосвященник и саддукеи наложили на них руки и заключили их в темницу. «Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни. Они, выслушав, вошли утром в храм и учили». Тогда, приведя их, поставили их в синедрионе. «Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время» и напомнил синедриону о Февде и Иуде Галилеянине, что «во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались».

Возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. религиозное и социально-политическое движение зелотов (ивр. канаим - приверженцы), ставившее своей целью упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества, к середине I в. н.э. оформилось в политическую партию для борьбы с наследием Ирода Великого. После незаконного изъятия римским прокуратором большой части храмового серебра зелоты организовали так называемое Великое еврейское восстание, приведшее к войне 66-73 гг. н. э. Подоспевшие на помощь римлянам войска Цестия Галла из Сирии были разбиты повстанцами. В результате, Иудея была разгромлена римской армией, а Второй Иерусалимский Храм уничтожен. Но на этом Иудейская война не закончилась. Выросло сопротивление евреев диаспоры, что привело ко Второй Иудейской войне 115-117 гг. и к восстанию Бар-Кохбы, завершившееся в 135 году, в которых в результате поражения в них иудеев была полностью уничтожена иудейская государственность. Великий иудейский богослов и законоучитель Рабби Акива, знавший время посещения народа Мессией, объявил Мессией Бар-Кохбу, принимал активное участие в восстании.

ЧТО ЗНАЛ АКИВА?
Акива знал, что о времени посещения Мессией Своего народа существует единственное пророчество в Дан.9;25 (Библия с построчным переводом): «И узнаешь и уразумеешь от выхода слова... чтобы построить Иерусалим до помазания начальника седмиц семь и седмиц шестьдесят две». Слово о строительстве Иерусалима вышло (Ездр.7;7) в седьмой год правления персидского царя Артаксеркса I (464-424) в 457 г. до н.э. Согласно даниилову пророчеству Мессия должен быть помазан через (7x(7+62) через 483 года после выхода слова о строительстве Иерусалима, в (483-457+1), в 27 г. н.э. В начале нашей эры многие приходили под видом Мессии.

ПОЧЕМУ ЕВРЕИ ВЕРЯТ В БОГА?
Евреи верят в Бога потому, что древнееврейские Священные Писания преисполнены уникальных по широте охвата истории и земной территории, точных в отношении деталей событий, места, последовательности и часто сроков исполнения пророчеств, многие из которых уже исполнились; верят, что если до сих пор все предыдущие пророчества неизменно исполнялись, то и все последующие пророчества обязательно в точности исполнятся. Великий еврейский пророк Исаия, отстаивая правоту учения Торы, писал (Ис.41;21-23 / 42;9 / 41;20): «Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам... чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие». Исаия видит в исполнении пророчеств доказательство истины Бога и Его слова.

Непременное исполнение пророчеств Священного Писания с древнейших времён до конца мира указывет на необъяснимое предзнание Божие, не аргументирует, а именно доказывает реальность Бога и истину Его слова и, напротив, доказывает неистинность и ничтожность языческих религий, философий, социологических теорий и государственных идеологий, таких пророчеств не имеющих. Бог есть, и слово Его – истина. Нам нет надобности доказывать реальность Бога и истинность Его слова: Бог доказал и доказывает Себя Сам и делает это, как Он Сам говорит, для того, «чтобы увидели, и познали, и рассмотрели, и уразумели», что Он сотворил это (Ис.41;20).  Непременное исполнение пророчеств Священного Писания есть отвечающее всем критериям научности доказательство бытия Бога и истины Его слова.

ИСТОРИЧНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА
Иудейские ортодоксы – саддукеи, книжники, фарисеи ещё при земной жизни Иисуса Христа встретили в штыки Его учение, потому что искали праведности не в вере, а в делах закона, и преткнулись о камень преткновения, как написано (Рим.9;31-33) «Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится». Они занимались буквальным и мелочным, нанизывая заповедь на заповедь (Мк.7;7-13), оставляя «важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мтф.23;23), осудили Христа на распятие и начали гонения на христиан. Деян.8;1: «Произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Среди еврейских сект, практиковаших отшельнический образ жизни были терапевты, ессеи и кумранская община. Некоторые элементы организации и верований этих сект близки между собой и с возникшим христианством. Далеко нестабильное положение в Иудее, обилие религиозных течений и партий, в том числе и враждующих между собою, неприятие христианства саддукеями, книжниками и фарисеями поначалу сделали христианскую проповедь незаметной для римских историков. Христианство оказалось внутренним иудейским и внутренним христианским  делом, чем можно объяснить практическое отсутствие внешних свидетельств о Христе. Иное положение стало складываться с усилением проповеди Христа среди яыческого Рима. К обычным неудобствам и без того неудобных евреев добавились неудобства их внутренних религиозных разборок и мессионерская деятельность христиан. Если об историческом Иисусе Христе внешних свидетельств практически нет, то об историческом христианстве преизбыточно. Никто не станет утверждать, что христианства не существовало. 

БЫЛ ЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ИИСУС ХРИСТОС?
Мы должны признать, что основным, если не единственным свидетельством  историчности Иисуса Христа оказался Новый Завет Библии – его четыре Евангелия и другие его книги. Исследователи Библии считают, что первым из Евангелий было написанное в 60-е годы I в. н.э. Евангелие от Марка. Затем было написано в 60-е годы Евангелие от Луки, в период с 70 до 100 годов Евангелие от Матфея и последним, написанное в 80-95 гг. н. э. Евангелие от Иоанна.  Необходимый, хотя недостаточный, аргумент в пользу историчности Иисуса Христа – это доказанность существования Бога и истинности древнееврейских Священных Писаний. Евангельский  Иисус Христос оказался осуществлением всех, бывших о Нём ветхозаветных пророчеств. Именно этот аргумент лёг в основу евангельской вести (Лк.24;25-27,44-46 и др.), но он же положен в основу выводов мифологической школы, утверждающей, что Иисус Христос мог быть реконструирован из ветхозаветных пророчеств. Относительно этой идеи есть возражение апологетов Христа о том, что полнокровный, живой образ Спасителя, представленный в Евангелиях не может быть реконструкцией и выдумкой. «Жизнь и смерть Иисуса суть жизнь и смерть Бога. Скажем ли после этого, что евангельская история произвольно вымышлена? Друг мой, вымыслы бывают не таковы, а деяния Сократа, в которых никто не сомневается, менее засвидетельствованы, чем деяния Иисуса Христа. В сущности это значило бы переносить в другое место трудность, а не устранять ее; непостижимым было бы еще более предположение, что несколько человек сообща сфабриковали эту книгу, сюжет для которой доставило одно лицо. Иудейские писатели никогда не выдумали бы ни этого тона, ни этой морали; Евангелие заключает в себе столь поразительные, столь неподражаемые черты истины, что изобретатель был бы еще более удивительным, чем сам герой». (Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. IV, § 347). Но наиболее веским аргументом в пользу историчности Иисуса Христа является доказанность истины не только древнееврейских Священных Писаний, но и Библии в целом (см. мою статью «Библия и пророчества»). Помимо этого книги Нового Завета Библии истинны на том же основаниии, что и книги её Ветхого Завета. Поэтому, когда мы читаем Новый Завет Библии и задаёмся вопросом: «Правду ли мы читаем?», Бог отвечает нам: «Правду».