Покаяние

Евгений Френкель
СЕКУЛЯРИЗМ
Наше общество провозгласило себя секуляристским, то есть обществом, в котором церковь отделена от государства. Это значит, что в стране не должно быть государственной церкви, провозглашена свобода вероисповедания, свобода совести - свобода граждан страны самостоятельно формировать и отстаивать свои убеждения и ценности. Современный секуляризм как социальная концепция стал складываться в борьбе с засилием католицизма, бывшего помимо прочего крупнейшим европейским феодалом. В свободном обществе ни одна философия, ни одна религия, ни одно личное убеждение не могут быть поставлены выше других. Государство не имеет права навязывать своим гражданам каких бы то ни было убеждений. Религиозные организации не имеют права навязывать свои убеждения государственными (военными, полицейскими, бюрократическими, СМИ) средствами. В Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 году сказано: «Никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». Вместе с тем государственные доктрины, программы, подходы к решению общественных проблем в секуляристском обществе должны быть светскими, не религиозными на том основании, что они должны быть рационально доказанными. Однако в отыскании истины определяющую роль играет не последовательность доказательства, а верность оснований, и так как в секуляристском обществе религии по умолчанию отказывается в обоснованности, на деле происходит умаление, изживание религии в обществе. Мы не зовём страну назад к средневековью. У нас действительно должны быть свобода совести и свобода вероисповедания, религия несомненно должна быть отделена от государства, однако подходы надо менять, потому что христианство более обосновано, нежели наука. Напротив, современная наука всё более и более обосновывает христианство, и в нашем безбожном мире нам надо вновь разъяснять людям, что Бог не только есть, но и предоставил верные доказательства и свидетельства Своего существования. В частности, непременное исполнение библейских пророчеств есть отвечающее всем критериям научности доказательство бытия Бога и истины Его слова.

ДАВИД
Библейский царь Давид написал (Пс.13;1): «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога»». Неужели во времена Давида были такие люди? Были. Были и последствия такого умонастроения. Пс.13;1,3: «Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро... Все уклонились... нет делающего добро, нет ни одного». Как это похоже на философии нашего времени, на образ нашего безумного мира.

ИИСУС
Через тысячу лет после Давида Иисус Христос рассказал притчу о блудном сыне. Лк.15;11,12: «У одного человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отец! дай мне причитающуюся мне часть наследства». Сын попросил отца дать ему его наследство, то есть сделать то, что делается после смерти отца. «Я ещё есть» – подумал отец. «Тебя для меня нет» – подумал сын. Современное человечество оставило веру в Бога. Сын (Лк.15;13) «пошел в дальнюю сторону и там расточил свое состояние, живя распутно». Оставившее Бога человечество пустилось во все тяжкие. Лк.15;14: «Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране». Это транжирство привело к великим бедствиям. И тогда сын (17) пришёл «в себя». Это значит, что во всё предшествующее этому время он был не в себе. Сын (17-19) «придя же в себя, сказал:... встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отец! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число твоих наемников. Он принял решение. Более того (20) «Встал и пошел к отцу своему». Встал и пошёл. Это образ покаяния – решительного поворота от прежней жизни и обращения к Богу. Читаем там же: «когда он был еще далеко», то есть когда он был в той далёкой стране и сделал свой первый шаг навстречу отцу (Лк.15;20-23) «увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отец! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться твоим сыном. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться». Это чудесный по силе образ действия Божия по отношению к кающемуся грешнику, когда Небесный Отец полный любви к Своему блудному сыну бежит к нему навстречу, поддерживает его ещё там, в далёкой стране, и там безо всяких условий прощает его и возвращает ему сыновство. 1Ин.3;1: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими».  Рим.5;8-10: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его», ибо (Ин.3;16) «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Движимые благодарностью к Богу и спасающей Божией благодатью, мы покаялись, то есть решительно отвратились от наших согрешений и от самой, унаследованной нами от Едема, греховности, и крестились, то есть от всего серддца обратились к Богу, отверглись себя, взяли свой крест и последовали за Иисусом Христом (Мтф.16;24), куда бы Он ни пошёл (Отк.14;4). В ответ на наши покаяние и крещение Бог дал нам в сердца Своего Святого Духа, чтобы мы духом умерщвляли наши плотские дела, жили (Рим.8;13,4), поступали по духу, водились духом (Гал.5;16,18). «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью» Иисуса Христа, со Отцом (Ин.14;20) излившегося (Рим.5;5) «в сердца наши Духом Святым, данным нам».