Обзор весеннего лонга от Амирама Григорова

Литературный Фестиваль Рунета
Белый Ящик «1972» http://stihi.ru/2022/07/10/7332

Пятое место. В основном, за связность текста и единую мысль, прослеживаемую чётко и последовательно. Закольцованность многое искупает, но хотелось бы большего. Чего именно – не скажу, но вот большего, и всё тут.

В тот год торфяники горели –
и горький дым душил ночами.
А в каждом доме возле двери
этажились узлы с вещами.
В то лето жаркое, сухое,
тот, кто и в бога-то не верил –
на всякий случай шёл к иконе…
Вокруг торфяники горели.

Вокруг торфяники горели.
Леса проваливались в ямы.
И снова, словно в сказке древней,
ходили сторожа ночами.
Кружили по деревне сонной
и колотушками стучали,
чтоб те, кто спал в тревожной дрёме, –
под этот стук спокойней спали…

…Я помню год тот с малолетства –
и страх, и запах гари в доме.
И что ровнее билось сердце
под мерный стук – прекрасно помню.
И, повзрослев тогда, наверно, –
забыть смогу теперь едва ли:
жара… торфяники горели…
и колотушки в ночь стучали.
 

Елена Евгеньевна Лещинская «Блажь» http://stihi.ru/2023/03/07/9026

4 место. Стоит признать, что тривиальная концовка немного испортила общее впечатление. А начало хорошее, годное. Я бы сказал, отменное. Но хорошее начало предполагает дальнейший подъём, но не спад. А тут, по мне, именно второе.
Сорвался с ёлки шарик – что за грусть?
Осколки – вымести.
Но ты же знаешь, я всегда боюсь
необратимости.

Тебе позволю обозначить эту блажь
дурной привычкой – ну,
вот, например, когда меня предашь,
тебя не вычеркну.

Умолкнет чёрная дыра внутри-внутри,
уснёт волчок на краю.
Всё не вычёркиваю, что ты ни твори,
и не вычёркиваю.

Почти не больно. А тебе? Расскажи,
хоть переври падежи.
Мне надо, чтобы ты остался жив.
И ты останешься жив.


Сергей Кривонос «Цветы и поле, поле и цветы...» http://stihi.ru/2012/07/25/6573

Немного недотянул автор до уровня лиризма, присущего образцу, из которого взят эпиграф – так вижу. Третье место. Но сама попытка написать классическое созерцательное русское стихотворение, отличное от летящего из каждой водосточной трубы опрелого модернизма -  заслуживает поощрения. Как говорил классик (к сожалению, не только публицистики): «правильной дорогой идёте, товарищи».
Но почему недотянуто? Всё-таки, ловля ветра на лету, это немного не то. Это из школьного альбома. Но вот это:
Прерывисто дыша, спешит вода
За горизонт, куда скатился Млечный.
И дремлет одинокая скирда,
Рассветной дымкой прикрывая плечи, - это великолепно.
    *   *   *
                ".. .Легче там, где поле и цветы"
                Николай Рубцов

Цветы и поле, поле и цветы.
Река. И вздох проснувшейся планеты.
И никого вокруг. Лишь я и ты,
И тишина на сотни километров.

Вот так бы и ходить среди полей,
Не чувствуя былой обидной боли,
Влюбляясь каждый раз еще сильней
В зарю и это небо голубое.

Прерывисто дыша, спешит вода
За горизонт, куда скатился Млечный.
И дремлет одинокая скирда,
Рассветной дымкой прикрывая плечи.

Спасибо, мир, за поле и цветы,
С которыми душа моя навеки,
Непогрешимо оживляешь ты
Все то, что человечно в человеке.

Здесь неизменно умирает ложь,
А ковыли к ногам бегут, встречая.
Светлеет день. Он тем уже хорош,
Что в глубь полей запрятал все печали.

Я тихо стану на краю мечты,
Поймаю на лету случайный ветер...
Среди рассвета — только я и ты,
И тишина на сотни километров.


Шабалина Людмила «Пробуждение» http://stihi.ru/2023/02/20/5431

2 место, весьма хороший текст, завораживающий. Но – представьте себе – выходит парусник, весь такой белый, с развевающимися флагами, и тут вдруг, бац - и появляется «грош луны», штамп штампов. Это же что-то вроде чернильной печати со словом «ноги» на советской больничной простыне. А дальше парусник получает пробоину в корпусе. Но не тонет. Потому что концовка очень хороша. И послевкусие остаётся, как это бывает у хороших стихов.
тусклая звезда
кромешный снег
грош луны скользит сквозь дымку ночи
мухой бьётся в стёкла человек
потому что в спячке быть нет мо;чи
грязные сугробы выше крыш
в дрёме вязкой
не дают прохода
а под гнётом будто гладь да тишь
а под снегом чувства
пенят воду
пусть ещё не слышно ни черта
наступает март
на те же грабли
а калитка в сад не заперта
и маячит свет
белёных яблонь


Лера Манович *** http://stihi.ru/2023/04/28/6465

Первое место у стихотворения Леры Манович. Притом, я знаю автора – это в основном, драматург. Стихи она пишет редко. Я вот практически в восторге от этого стихотворения.
Не помню уж, кто сказал, что в стихах главное это нетривиальная мысль, или тривиальная мысль, но высказанная через нетривиальные образы, неохота гуглить.
Власяница, рубашка кающихся, сделанная из грубого сукна, доставляющая неудобства носящему – я вижу тут  этот предмет, и данный образ не позволяет сомневаться в искренности высказывания. Вряд ли можно было по-другому выразить этот контекст, который, по сути, набил оскомину – женщина, утратившая юность, переживает об этой утрате – неизбежной, замечу, утрате, и понимает, что жизнь конечна, ведь женщинам часто это приходит через осознание того, что изменилась  внешность, и  свежесть молодости сошла.  Об этом можно сказать по-разному, к примеру, довольно прямолинейно, как советская латышская поэтесса Рустайкис:
Снегопад, снегопад, не мети мне на косы,
Не стучись в мою дверь, у ворот не кружи.
Снегопад, снегопад, если женщина просит,
Бабье лето ее торопить не спеши.
А можно и так, сложнее, и это особенно ценно для образованного читателя.
Если кто не держал кошек, не поймёт абракадабры с кормом. И, как ни странно, это не портит, а только придаёт. Тут вообще, нет ничего лишнего. Ни строчки, ни слова.

Всё. Под глазами мешки и морщины,
в сердце опять пустота
я изгнала из постели мужчину
чтоб разместить там кота

Кошки прекрасны. Но им не хватает
гладкости бедер и спин
мне регулярно курьер доставляет
шебу, пурину, канин

Поздно гадать, что в судьбе это значит
поздно идти к алтарю
вот же я, Господи, в шерсти кошачьей
перед тобою стою!


====================
О нашем эксперте:

АМИРАМ ГРИГОРОВ
Родился в 1969 году в Украине, детство и юность провёл в городе Баку (Азербайджан). По профессии — врач-биофизик. Автор стихов и прозы. Неоднократно публиковался в различных изданиях. Победитель Кубка издательства «Стихи». Член Союза писателей Иерусалима.