О Гаврилиаде, её авторе и Библии

Аглая Культикова
Эта статья является откликом на статью Евгения Обухова-Петрик " Об отношении Пушкина к женщине", опубликованной на проза.ру. По каким-то техническим причинам опубликовать её в рецензиях мне не удалось, и поэтому я решила разместить её на своей странице.

Очень интересно было прочитать Вашу статью, Евгений, как почитательнице поэзии, христианке и женщине. Моя Вам искренняя благодарность, сочувствие, уважение и лучшие пожелания!
Я думаю, что "Гаврилиада" была несомненно пародией, помимо того, что была ещё и гимном жизни, но не на священное писание, а на воспритие его современниками, возможно духовными отцами, преподававшими Пушкину закон Божий.
Не сказала бы, что восприятие Пушкиным физического аспекта любви радикально отличается от библейского взгляда на неё. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно открыть книгу Библии "Песнь песней" Соломона. В ней найдётся гораздо больше физиологических образов и утончённого, чистого эротизма, чем в "Гаврилиаде". Я не стану цитировать по той причине, что в качестве цитаты пришлось бы привести не менее половины текста.
Это в общем-то не странно: древние иудеи, писавшие эти гимны,жили в тесном соприкосновении с природой и занимались земледелием и скотоводством куда более интенсивно, чем политикой. Таким образом их внимание постоянно было нацелено на процесс воспроизводства, и им в общем-то было не преред кем и незачем оправдываться в своих действиях, кроме Бога,сотворившего человека способным к размножению, и давшим ему повеление:" Плодитесь, размножайтесь и населяйте землю."
Абсурдно думать, что Бог порицает физиологию и её влечения, которые Сам создал и благословил.
Творец не может отрицать Своё творение. Это может делать падший Серафим - высшая степень, предстоящая Богу,призванный оценивать и прославлять творение.Дьявол, Денница, Люцифер - отец лжи, сеющий хаос, овладевающий умами людей через ложь.
При этом ни один жизненный аспект в творении не может быть противопоставлен другим. То есть инстинкт размножения не может быть важнее инстинкта материнства, или дружбы,или творчества, или милосердия друг к другу. Ведь поставление во главу угла какого-то одного отрицает остальную природу.
В сфере действия духа не может быть никаких противоречий - в нём всё направлено к гармонии, единству и взаимоподчинению.
В сфере действия ума - всё направлено к вычленению, дроблению и сопоставлению, поэтому в нём рождается конфликт.
Очень важно в каком состоянии ума человек оценивает реальность, потому что логика - лишь инструмент, который можно употребить как во благо, так и на зло.
Но в человеке, как в падшем творении, изначально - тайно для него - преобладает конфликтующее начало. Проще говоря: наш ум предрасположен к смятению, увлекаемый концентрацией на одном каком-то объекте, с потерей широты кругозора.
Ведь очевидно, что это порочная практика - не так ли? Но это наше качество и приобрести другое можно только извне. Вот из этого осознания особенностей своего инструмента мышления и вытекает осознание необходимости Божьего спасения самих от себя.
В моём восприятии имя Пушкина - восторг! - а ещё человек( со всеми прилагающимися плюсами и минусами).
Пушкин был очарован мечтой о любви и женщине, как её объекте.Но о реальных женщинах, окружавших его, был не лучшего мнения. Достаточно вспомнить его высказывания о Керн - "гении чистой красоты". Они грубы, жестоки, циничны и незаслуженны, как наглядно демонстрирует история - благодаря Анне мы обладаем самыми чуткими, добрыми и достоверными свидетельствами о нём.
Он был противоречив в своих отношениях, согласно человеческой природе.Не только в отношениях с людьми, но и с Богом, и с самим собой. Анна Керн и прекрасная Натали своей жизнью подали нам пример забвения худшего ради памяти лучшего.
Не буду анализировать суждение Розанова о евреях по поводу дара забвения - оно не тема диалога, но у Бога то этот дар явно есть: ведь Иисус сказал разбойнику, попросившему Его не простить, а всего лишь помянуть его в Царствии Своём: " Нынче же будешь со Мной в раю." А не было бы этого дара у Бога, не было бы и понятия о нём у людей - по определению Его источником всех явлений.