Что делать?

Евгений Френкель
БЕЗУМЦЫ
Священное Писание утверждает, что все неверующие – безумцы. Так и написано (Пс.13;1-3): «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».

Евангелист Лука, из язычников, прозелит, знаток древнееврейских Священных Писаний, историк, врач деловито начинает своё Евангелие словами (Лк.1;1-4): «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».  Далее следует описание жизни и учения Иисуса Христа, завершающееся встречей воскресшего Христа с учениками. Так, ученикам, идущим по дороге в Эмаус, Иисус сказал (Лк.24;25-27): «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании», а спустя некоторое время, явившись одиннадцати Своим ученикам, сказал (44-46): «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день». Благая Весть, образец которой впервые преподнёс Сам Спаситель, состоит в том, что жизнь и учение Иисуса Христа есть точное исполнение всего, что предсказывали о Нём Моисей и пророки, и это твёрдое основание учения, в котором наставлены христиане.

НУЖДА В СПАСЕНИИ
В 4155 г. до н.э. Бог (Быт.5;1,2) сотворил человека, мужчину и женщину, и нарёк им имя: человек (Адам).  В результате происшедшей в Эдеме катастрофы одним человеком, мужчиной и женщиной, грех вошёл в мир, и грехом смерть, и смерть перешла во всех людей, потому что в Адаме все согрешили (Рим.5;12,14). Мы, ставшие грешными и мёртвыми во-первых, от Эдема по рождению; во-вторых, от своей греховности по месту нашего обитания – то есть миру, в котором всё – наши плотские желания, зависть, гордость и надмение (1Ин.2;15,16); в-третьих, от закона заповедей по собственным нашим грехам и преступлениям, жили по обычаю мира сего, по воле князя этого мира, сатаны, по нашим плотским похотям, исполняя наши плотские желания и помышления (Еф.2;2), «не имели надежды... были безбожники в мире» (12) и нуждались в оправдании, в прощении грехов, в спасении от власти над нами нашей греховной природы, преступного мира и князя этого мира, сатаны, то есть нуждались в спасении от плоти, мира, сатаны, греха, разврата и преступления.

СПАСЕНИЕ
Еф.2;4: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас», жертвою Сына Своего, Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа оправдал нас. Мы освящены «единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр.10;10); освободил нас от, имевшего над нами власть, закона греха и смерти (Рим.8;2); освободил нас от власти над нами плоти, мира и сатаны. Во имя Иисуса Христа, ради Его совершенной жертвы на голгофском кресте, мы покаялись – исповедали наши грехи, попросили Бога простить нам наши грехи, решительно отвратились от наших согрешений и от самой, унаследованной нами от Едема, греховности – и крестились - решительно обратились к Богу, попросили у Него дарования нам чистой совести (1Пет.3;21), чтобы стать Ему верными, не лукавыми и не ленивыми рабами. В крещении мы отвергаемся себя, берём свой крест и следуем за Иисусом Христом (Мтф.16;24), куда бы Он ни пошёл (Отк.14;4). В ответ на наши покаяние и крещение Иисус Христос со Отцом (Ин.14;20) излились в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5;5), и всё в наших сердцах, рождённое от Духа, стало нашим духом, а всё, не  рождённое от Духа, осталось подобием греховной плоти (Ин.3;6). В результате мы родились от слова благовествования (1Кор.4;15) и от Святого Духа (Ин.3;5), родились свыше (3), стали возрождёнными свыше новыми творениями (2Кор.5;17).

УСТРЕМЛЁННОСТЬ К БОГУ
В благодарности за то, что мы искуплены жертвой Иисуса Христа, оправданы, освящены Его Святою Кровью, спасены Им от грядущего гнева, за то, что нам отпущены наши беззакония и грехи наши покрыты (Пс.31;1), мы устремились нашими сердцами к Богу: призываем Его имя (Отче), дабы частью причаститься (наш) к Его естеству; к Его народу, ибо мы одним Духом крещены в одно тело и все напоены одним Духом (1Кор.12;13); к Его творению, ибо (Рим.8;22,19) «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне... с надеждою ожидает откровения сынов Божиих». Мы поклоняемся Богу, преклоняем колени пред Его лицом (Пс.94;6), ибо Он, восседающий над кругом творения Своего (Ис.40;22), Бог Вседержитель (Сущий на небесах); славим Его святое имя (да святится имя Твоё); жаждем Его Царствия (Да приидет Царствие Твоё) – Его праведности, мира и радости в Его Святом Духе (Рим.14;17).

ОТВРАЩАТЬСЯ ОТ ГРЕХА
В жажде Бога устремляемся мы к праведности: стараемся не грешить, хранить себя в чистоте дел и помышлений, жить, отвращаясь от всякого рода греха. 1Ин.2;1: «Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника». Когда мы стараемся не грешить и в покаянии во имя Иисуса Христа достигаем совершенной Божией праведности, мы достигаем Царства Божия. Божией праведности в себе мы не воспринимаем, но Бог свидетельствует нам о Своей праведности миром и радостью Своего Святого Духа. Иак.3;2: «Мы много согрешаем». 1Ин.1;8, 10,9: «Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас... Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

ОСТАВИТЬ ТРЕВОГИ
Бог заботится о нас. Нам надо прекратить тревожиться боязливо. Флп.4;6,7: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».

ЗАБОТИТЬСЯ О ЧИСТОТЕ МЫСЛЕЙ
Нам надлежит помышлять о том, (Флп.4;8) «что только истинно, что честно, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала», искать (Кол.3;1,2) «горнего, где Христос сидит одесную Бога», помышлять «о горнем, а не о земном», для чего, приняв всеоружие Божие (Еф.6;13-17): истину, праведность, готовность благовествовать мир, веру, спасение и слово Божие, сими ниспровергать «замыслы, и всякое превозношение, восстающее против познания Божия», и пленять «всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10;5).

КАК?
Отвращаться от греха, не тревожиться боязливо, заботиться о чистоте мыслей, пленять замыслы, всякое превозношение, всякое греховное помышление в послушание Христу нам надлежит постоянно держась учения Апостолов, общения, хлебопреломления, молитв (Деян.2;42), покаяния, поклонения Богу, преклонения пред Ним (Пс.94;6), славословий, песнопений, благодарений (Еф.5;18-21), хвалы, благотворения и общительности (Евр.13;15,16).

ИСКАТЬ ЦАРСТВИЯ
Делать это надо не для того, чтобы этим умилостивить Бога – не умилостивим, не для того, чтобы этим угодить Богу – не угодим, не для того, чтобы этим оправдаться – не оправдаемся, но для того, чтобы душами своими приближаться (Евр.7;19) к Богу, достигать Его (1Кор.14;1), ясно сознавая, что мы не можем достигнуть Бога без того, чтобы Он позволил нам достигнуть Его. Бог суверен. Ин.3;8: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Поэтому цель нашего приближения к Богу и нашего достижения Его не достигнуть Бога, а приготовить свои души к тому, чтобы достигнуть Бога. Здесь поле приложения наших сил и поле нашей деятельности. Достигая Божия Царства, мы входим в присутствие Божие, о чём Бог свидетельствует нам миром и радостью Своего Святого Духа, миром и радостью, которые нам надо бережно и трепетно хранить.

ДУХОВНЫЙ ДОМ
Входя в присутствие Божие мы входим в духовный дом Господень, о котором неоднократно упоминается в псалмах. Пс.22;6: «Я пребуду в доме Господнем многие дни». Пс.26;4: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». Пс.83;5,11: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя... Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». Образом дома Божия были отношения патриархов с их истинными духовными наследниками – сыновьями: отношение Исаака с Авраамом, Иакова с Исааком,  Иосифа с Иаковом. Сыновья жили в шатрах своих отцов, хранили их заветы. Не так Измаил и Исав. О них можно сказать словами притчи о блуднице (Пр.7;11) «шумливая и необузданная; ноги её не живут в доме её». Находиться в доме отца не значит получать его указания, поучения, наставления, но это значит быть готовым получить их. Давать наставления – нахОдится в воле отца, а вот быть в доме отца – это дело исключительно сыновьей воли. Верою ходить с Богом значит душою пребывать в Его духовном доме, в Его святом присутствии. Быть в доме Господнем – это определённый этап наших отношений с Богом. В молитве «Отче наш» он завершается стремлением к Царству Божию.

ПРОСИ/ТЕ
Мы не претендуем на более близкие отношения с Богом, нежели пребывать в доме Его, тем более, что мы ничем не заслужили да и ничем не можем заслужить таких отношений. Нам только бы пребывать в доме Господнем. Вместе с тем Бог даёт обетования, что (2Прлп.15;2,4) если мы будем с Ним, Он будет с нами, и если будем искать Его, Он будет найден нами, и если взыщем Его, Он даст нам Его найти. Бог наставляет нас, чтобы мы просили, искали, стучали, «ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»; чтобы мы просили у Бога благ (Мтф.7;7,8,11), мудрости (Иак.1;5), приступали «с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4;16); просили, чтобы та воля, которая в нашем духе, была в наших душах и телах наших (Да будет воля твоя и на земле, как на небе), просили хлеба насущного на каждый день (Хлеб наш насущный дай нам на сей день), то есть просили и слова Божия, ибо (Вт.8;3) «не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек», и водительства Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа, ибо Сей есть (Ин.6;35,41) хлеб жизни, сшедший с небес.  Что нам мешает встать на эти обетования?

ЖИЗНЬ
Когда мы в молитве «Отче наш» просим Божией воли и хлеба Божия, мы вплотную подходим к следующему этапу наших отношений с Богом. Мы делаем то же самое: призываем имя Отца, ищем причаститься Его естеству, Его народу и Его творению, поклоняемся Богу и преклоняемся пред Ним, славим Его святое имя, призываем Его Царство, получаем свидетельство Божиих мира и радости. В надежде исполниться Святым Божиим Духом (Еф.5;18), чтобы пребыть в Иисусе Христе (Ин.15;4), просим у Бога Его воли, Его слова, водительства Сына Его, Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа. Этот новый этап отношений с Богом стоит на плечах предыдущего, вырастает из него, является его продолжением и отличается от него активным действием суверенного Духа Божия. Мы в Божием  мире и радости. Вот Он, Господь, при дверях. Что делать? Жить нашей реальной жизнью в наших обстоятельствах.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ БОГА
Иак.4;13-17: «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Наша жизнь - пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Наша ничтожность – не самоуничижение, а объективный факт. И вот, когда мы, зная как мы малы и ничтожны пред Богом и зависимы от Него, рассуждаем так, как будто бы мы не зависимы от Него, - такое рассуждение есть надменность, тщеславие, зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
 
У РЕКИ
В седьмой год персидского царя Артаксеркса II (Ездр.7;8), в 457 г. до н.э., в 12-й день месяца нисана (вместе со священниками и потомками царя Давида) порядка полутора – двух тысяч иудеев под предводительством Ездры отправились от реки Агавы (Ездр.8;31), чтобы отнести в дом Бога в Иерусалиме весом серебро, золото и серебрянные и медные сосуды и золотые чаши (26,27). Но перед этим там, у реки Агавы Ездра провозгласил пост, «чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего» (21), ибо «рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его - могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (22,23). Это значит, что всякое предприятие, которое не по молитве, обречено на провал. Это не жизнь, если не по молитве. Жить значит жить по молитве.

ОТЧЕ НАШ
Иисус Христос по обыкновению молился на Элеонской горе (Лк.22;39) и не только там. Лк.11;1-4: «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Если жизнь – это молитва, то, выходит, ученик сказал Иисусу: «Научи нас жить». И Иисус ответил: «Призывайте имя Отца, ищите причаститься Его естеству, Его народу и Его творению, поклоняйтесь Богу и преклоняйтесь пред Ним, славьте Его святое имя, призывайте Его Царство, получайте свидетельство Божиих мира и радости. В надежде исполниться Святым Божиим Духом, чтобы пребыть во Христе, просите, чтобы та воля, которая в вашем духе, была в ваших душах и телах ваших, просите Божия слова и водительства Иисуса Христа и ЖИВИТЕ (1Тим.4;16,17), вникая в себя и в учение, занимаясь сим постоянно, ибо так поступая, и себя спасёте и слушающих вас. На этом пути жизни Бог станет (2Тим.3;16) через Писание, через учение Апостолов, через общение, хлебопреломление, молитвы научать, обличать, исправлять вас, наставлять в праведности, совершать вас, дабы вы были приготовлены ко всякому доброму делу, даст вам возможность духом умерщвлять ваши плотские дела. Тогда вы в покаянии станете просить Отца (Мтф.6;12,13): «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». На этом жизненном пути вы станете во Христе Иисусе делать добрые дела, которые Бог предназначил вам исполнять».