Кто виноват?

Евгений Френкель
ИЩЕМ ПРИЧИНЫ
В начале Бог сотворил человека индивидуумом мужского пола (Быт.2;7), которого в силу того, что человек отдельно взятый индивидуум, Бог назвал несовершенным (18). Такой человек не может плодиться, размножаться, наполнять землю праведными людьми, владеть всею землёю и владычествовать над нею (Быт.1;26). Для того, чтобы выполнять это своё предназначение, человек должен иметь познание о Боге, быть благодарным Ему (Рим.1;21), любить Бога и ближнего. Вот почему человеку оказался нужен помощник, соответственный ему (Быт.2;18). Цель дъявола – оторвать людей от Бога и друг от друга, и сатана приложил все усилия к тому, чтобы люди осознали себя существами, оторванными от Бога (Быт.3;5) и друг от друга, внезапно увидевшими наготу (слабые места) один другого (7,10,11), защищающими, оправдывающими каждый сам себя индивидуально (12,13). Самозащита, самооправдание, уход от ответственности мешают нам исполнять Божию волю. Человеческие рассуждения всегда рассуждения самозащиты и самооправдания. Грешный человек всегда отстаивает своё право быть независимым от Бога и всегда находит причину своих согрешений вне себя.

БОГ
Бог – причина всех причин. Если бы Бог не посадил это злополучное дерево посреди рая и не запретил есть от него, то ничего этого не случилось. Если бы Бог не дал человеку жену, защищает себя человек, всё было бы прекрасно (12). Таковы человеческие рассуждения.

САТАНА
Если бы Бог не сотворил столь неудачного люцифера, никто бы не обольстил жену. Быт.3;13: «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». Соврала жена Богу. Не змей обольстил её, но сама она прельстилась сатанинской ложью. Но она рассуждала по-человечески.

ДРУГИЕ ЛЮДИ
Быт.3;11,12: «И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Ну, то что Бог во всём виноват, это мы уже знаем. Но Адам идёт в своих человеческих рассуждениях дальше. Он рассуждает лукаво. Если Бог не виноват, то уж точно жена виновата. «Она дала мне от дерева, и я ел».

СТРАХИ
Проблема в том, что грешный человек воспринимает себя живущим вне зависимости от Бога и тогда, оказываясь один на один с обстоятельствами, рассуждая по-человечески, оказывается во власти страхов и беспокойств. Быт.12;10-20. Из страха за свою жизнь Аврам принимает решение назвать свою жену своею сестрою, но Бог заступился за Своего пророка (Быт.20;7).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Воспринимая себя один на один с обстоятельствами, грешный человек избирает действовать не из Бога, а из обстоятельств. Яркий пример жизни из обстоятельств – одна из историй с царём Саулом. Царь Саул должен был дождаться пророка Самуила для приношения всесожжения в Галгале в срок назначенный Самуилом. Но тут возникла трудная военная ситуация, и весь народ, бывший с Самуилом в Галгале находился в страхе (1Цар.13;8-14) «И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: "теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа", и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом».  По человеческому рассуждению Самуил был прав. Ситуация была действительно критическая. Но по-божьи, совершенно не прав. Господь говорит (Пр.3;5-7): «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих». 

САМОСТЬ
Таким образом, по своим надменности и тщеславию мы объявляем виноватыми в наших прегрешениях Бога, сатану, других людей, наши страхи, наши обстоятельства. Это происходит потому, что мы присвоили себе право жить и поступать по своей самости, так, как будто Бога не существует. По истине же мы, каждый и каждая, были созданы Богом в утробах наших матерей таким образом, что в книге нашего Создателя все дни нашей жизни, назначенные нам, были записаны, когда ни одного из них ещё не было (Пс.138;16). Мы живём, движемся и существуем Богом, если ищем Его (Деян.17;27,28). Но проблема в том, что грешный человек воспринимает себя живущим вне зависимости от Бога. Иак.4;13-17: «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Наша жизнь - пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Наша ничтожность – не самоуничижение, а объективный факт. И вот, когда мы, зная как мы малы и ничтожны пред Богом и зависимы от Него, РАССУЖДАЕМ так, как будто бы мы не зависимы от Него, - такое рассуждение есть надменность, тщеславие, зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

КТО ЖЕ ВИНОВАТ?
Вникая в себя и в учение, мы обнаруживаем когда и как мы в наших мотивах или поступках обвиняем  Бога, сатану, других людей, наши страхи, наши обстоятельства. То нам виноваты наши несовершенства, отсутствие способностей, талантов; то нашёптывания сатаны, то пресловутая наша плотская природа; то наша семья, наши дети, наши близкие, родные, друзья, знакомые, приятели, члены учебных и трудовых коллективов, посетители и члены наших церквей, наши наставники, душепопечители, лидеры церковных служений, пресвитеры, духовные власти и начальства, наши соседи, наши селения, наши учителя, начальники, шефы, наши страны, светские власти и начальства, наш президент или кто там за него; то страх смерти, то утери благополучия, здоровья, комфорта, спокойствия, то трудные обстоятельства, общая ситуация, система. Словом, виноваты все и вся – мы одни не виноваты.