А был ли русский мальчик?

Слава Штурман
А был ли "русский мальчик"? Немецкое общество и кремлевская ложь.


Когда весной прошлого года на Украину начали падать российские ракеты, многие русскоязычные пользователи социальных сетей были обеспокоены судьбой не украинцев, а русских, причем в Германии. Россияне спрашивали своих уехавших родственников, как им живется среди "этих немецких русофобов".


В соцсетях курсировали фотографии и видео с пылающими мусорными баками у домов и квартир русскоязычных жителей ФРГ, оскорбительные надписи на дверях, а также рассказы о ругани и плевках на улице ­– якобы лишь за русский язык. Кульминацией стал пост, распространенный Алиной Липп, 28-летней гражданкой Германии с российскими корнями. В своем телеграм-канале Липп разместила видео русскоязычной женщины из пригорода Бонна, рассказывающее, как некий 16-летний Даниэль якобы был до смерти избит украинскими беженцами. Опять же – за русский язык. "Страдания его матери трудно себе представить", – гласила подпись под видео, которое было изначально опубликовано в тиктоке. Двести тысяч подписчиков Липп благодарно распространили его. Фейк был подхвачен Федеральным агентством новостей – структурой Евгения Пригожина – и российскими телеканалами. Алина Липп писала: "Я думаю, это только начало". Сейчас она разыскивается в связи с заведенным на нее уголовным делом. Предполагается, что она скрылась в России.



Хотя полиция федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия среагировала сразу же после публикации видео 20 марта, остановить запущенную дезинформацию было уже невозможно. Призывы на немецком и русском языках не распространять видео, прозвучавшие из МВД ФРГ, не смогли остановить волну репостов. Даже после того, как автор первого поста опровергла аутентичность "убийства русского мальчика", удалить ложь из виртуального пространства было уже невозможно. До сих пор отголоски кампании о гонениях на этнических русских в Германии слышатся в прокремлевских СМИ и российских соцсетях.

Истории с притеснением "девочек" и "мальчиков", видимо, относятся к излюбленному арсеналу российской пропаганды. В 2016 году корреспондент Первого канала Иван Благой распространил мощный фейк о 13-летней "девочке Лизе" родом из России, которая якобы двое суток подвергалась насилию со стороны мусульманских мигрантов. Тогдашний министр иностранных дел ФРГ (ныне президент страны) Франк-Вальтер Штайнмайер обратился к своему российскому коллеге Сергею Лаврову, предоставив точные факты по делу берлинской школьницы, которая лишь скрывалась у друга от родителей, боясь взбучки из-за пропусков в школе, а не была заложницей мигрантов. Однако факты не помогли. Выдуманная история прочно засела в головах потребителей российской пропаганды.



Тогда впервые русскоязычные жители Германии вышли на митинг перед администрацией канцлера. На их плакатах было написано: "Меркель должна уйти!" Как обращение тети "девочки Лизы" к корреспонденту Первого канала, так и демонстрации проводились при содействии правопопулистской партии "Альтернатива для Германии". Сейчас Кремль также пользуется поддержкой правых сил в ФРГ для своей информационной войны.

Глава Ведомства по охране конституции (контрразведывательная служба) Томас Хальденванг на днях в очередной раз призвал немецкую общественность к повышенной бдительности. Представляя доклад о работе ведомства в 2022 году, Хальденванг подчеркнул, что российская "полномасштабная война помогает экстремистским силам в Германии распространять свою агитацию, через пропаганду и дезинформацию влияя на германскую общественность".

Эксперт Немецкого общества по международной политике (DGAP) Штефан Майстер подчеркивает в разговоре с Радио Свобода, что Россия уже многие годы ведет информационную войну против Запада и Украины. С 2014 года эта война, по концепции Кремля, стала "центральным элементом ослабления противника". Теперь она сопровождает настоящую войну России в Украине, отмечает политолог.



Пропагандисты действуют разнообразно. Так, министерство внутренних дел ФРГ в августе 2022 года обратило внимание на то, что через фейковые аккаунты в социальных сетях распространяются ссылки на поддельные веб-сайты серьезных СМИ. Причем эти фейковые порталы в совершенстве имитируют настоящие. Цель проста – внести смятение, подорвать доверие к общественным и государственным институтам.

Ведомство по делам прессы правительства ФРГ выделяет четыре направления российской дезинформации. Первое нацелено на общественность в самой России. В кремлевской методичке по легитимации войны в Украине – постановка под сомнение суверенности украинского государства, сказки про неонацистов, пришедших к власти в Украине, и преступления украинцев против русскоговорящего населения, а также про угрозу России со стороны НАТО, превратившего Украину в "анти-Россию" (слова самого Путина).

Вторая целевая аудитория – общественность в Украине, у которой российская пропаганда пытается вызвать ощущение, что поддержка Запада ослабевает. При этом, например, используется фейковый тезис о нежелании Германии поставлять оружие, отказываться от закупок российской энергии, об обходе санкций или отказе немецких предприятий покидать Россию. Это дискредитирует ФРГ в глазах населения Украины, ослабляя солидарность двух стран.

Третий адресат российской дезинформации – аудитория в странах, которые оказывают помощь Украине. НАТО представляется как агрессор, Украина – как нелегитимное государство, а агрессия России – как освободительная миссия. Кроме того, цель пропаганды – отвлечь от преступлений российских войск и заострить внимание на якобы совершаемых Западом и Украиной деяниях, представить Россию как жертву, а Украину – как преступника. Одно из плодородных полей дезинформации здесь – рассказы о том, что введением санкций против России Запад сам себе нанес колоссальный ущерб. Как аргументы приводятся высокие цены на энергию и продовольствие.

Так, примером страданий немцев от санкций стали рассказы о том, как берлинцы вырубили сто гектаров деревьев в центральном парке Тиргартен – в целях заготовки дров для обогрева суровой зимой. При этом пропаганда использовала реальную информацию агентства Bloomberg о ситуации... в конце Второй мировой войны. К фейку о вырубке деревьев добавлялись сообщения о том, что немцы едят домашних животных, чтобы не умереть от голода в результате баснословного скачка цен на мясо. Сообщения о страданиях немецкого народа от своих же санкций активно использовались партией "Альтернатива для Германии" в целях популистской критики правительства.


Порочность санкционного режима – главный нарратив на четвертом направлении российской дезинформации, рассчитанном на страны Африки и Азии. Там пропаганда рассказывает о том, что санкционная политика Запада стала причиной мирового продовольственного кризиса. При этом о бомбардировке гражданских целей, блокаде украинских портов, из которых осуществлялся вывоз зерна, сожженных и заминированных российскими войсками полях в Украине не говорится ни слова. Запад представляется как "колониальный монстр", ненасытный и кровожадный, которому противостоит гуманная Россия, готовая залить развивающие страны дешевой нефтью и завалить зерном. Подобные аргументы находят почву и в Германии – их, например, активно использует популистская Левая партия.

Эксперт фракции Христанско-демократического союза в бундестаге Родерих Кизеветтер рассказал Радио Свобода, что депутаты от "Альтернативы для Германии" и Левой партии распространяют подобные нарративы и в парламенте. Политик подчеркивает, что Кремль использует в своих целях демократические структуры и свободу прессы, одновременно подрывая их. Ведь ради плюрализма мнений немецкие СМИ предоставляют слово правым и левым популистам, которые намеренно или невольно повторяют тезисы российской пропаганды. "Здесь мы находимся в поле напряжения между свободой мнения и дезинформацией", – отмечает Кизеветтер.



Общественная поляризация, распространение теорий заговора, потеря доверия к СМИ и политикам, усиление антиамериканизма и в итоге рост популярности радикальных правых и левых партий – таковы, по мнению политолога Штефана Майстера, результаты кампании России по дезинформации внутри ФРГ. Майстер считает, что Германия в этом отношении особенно уязвима, поскольку заметная часть немецкого общества, несмотря на войну, заражена антиамериканизмом и дружелюбно настроена по отношению к России. С этим согласен и Родерих Кизеветтер: "Угроза гибридной войны и дезинформации полностью вытеснена из сознания части наших граждан". По его мнению, в некоторых сегментах общества укоренена "смесь националистического мышления, прорусской романтики и пацифистского антиамериканизма".

Правительство ФРГ отмечает, что с начала полномасштабной войны в Украине стали сильнее потоки дезинформации, поступающей напрямую от российских органов власти, государственных СМИ и с официальных аккаунтов в соцсетях. Инструментов для этого достаточно: можно манипулировать и сокращать новости или вырывать их из контекста. Через соцсети фейки могут быстро распространяться и достигать большого количества читателей. Российские телеканалы, например RT, которые официально запрещены в Евросоюзе, находят пути обхода санкций. Миллионы русскоговорящих жителей Германии продолжают принимать российские спутниковые каналы.


По мнению Кизеветтера, путем целенаправленных долговременных кампаний – через русскоязычные СМИ, пропагандистские передачи инфлюенсеров в соцсетях и деятельность троллей – Кремль пытается активизировать русскоговорящие меньшинства в Европе и настроить их против властей стран пребывания. Случай с "девочкой Лизой", а также пророссийские автопробеги весной 2022 года показывают, что ему это удается. Политик уверен, что эти демонстрации были организованы немецкими экстремистскими группами при помощи пропагандистской кампании Кремля.

В 2017 году тогдашний канцлер Ангела Меркель, напуганная резонансом истории о "девочке Лизе", поручила Ведомству по охране конституции и Федеральной разведывательной службе подготовку доклада о возможностях отпора российской пропаганде. "Однако до сих пор универсального решения проблемы не найдено", – пишет известный журналист-расследователь Георг Масколо в газете S;ddeutsche Zeitung. "В правительстве уже сформировался консенсус, что неповоротливая немецкая система часто сама преграждает себе путь, нуждаясь в постоянных согласованиях и визировании", – отмечает Масколо. Для повышения скорости реакции на кремлевскую пропаганду правительство на днях одобрило документ с длинным названием – "Общий план действий на уровне центра и федеральных земель для борьбы с дезинформацией и в защиту демократии".


"Германии нужно центральное учреждение, которое должно координировать все действия по отпору дезинформации, а не отдельные команды в каждом министерстве или ведомстве", – считает эксперт DGAP Штефан Майстер.

Попытка создать нечто подобное уже предпринята. Как рассказал Радио Свобода представитель МВД ФРГ, непосредственно после 24 февраля 2022 года в операционной группе "Гибрид" Министерства внутренних дел была создана рабочая группа "Россия/Украина", которая должна служить координации борьбы с гибридными угрозами на уровне правительства. Ее задачи – межведомственный обмен информацией для распознания гибридных угроз, особенно дезинформации в связи с войной в Украине. Группа проводит консультации еженедельно, виртуально и иногда очно. Эксперты наблюдают за изменением ситуации и обсуждают меры по "идентификации российских нарративов".

Политолог Штефан Майстер видит проблему в неспособности общества адекватно оценивать различную информацию. Многие люди не понимают, что такое дезинформация, черпая факты, суждения и оценки из "определенных информационных пузырей". Правительство осознает эту проблему. Поэтому новое спецподразделение ищет пути распространения проверенных фактов и повышения сопротивляемости общества угрозам. Сейчас на повестке дня группы не только борьба против фейк-ньюс, но и роль искусственного интеллекта, в частности ChatGPT, при фабрикации лживой информации или полуправды.



"Лживые утверждения не действуют. Мы не устаем противостоять им фактами", – заявила министр внутренних дел ФРГ Ненси Фэзер. По мнению экспертов из министерства, как только факты четко оспаривают фейки, последние исчезают сами собой. Например, так было с сообщениями о якобы предстоящих в Германии массовых протестах из-за повышения цен на энергию. Когда протесты не состоялись, тема пропала из пропагандистской повестки.

Евросоюз опровергает главные тезисы дезинформации в отношении полномасштабной войны в Украине с помощью фактов на своем портале на английском языке. На первом общественно-правовом канале немецкого телевидения ARD также существует портал, на котором фейки российской пропаганды опровергаются на основании фактов. Однако, по оценке Федеральной разведывательной службы, информационная война России далеко не достигла своего пика. В Германии обсуждается возможность заранее принимать меры против дезинформации, реагируя на соответствующие сообщения спецслужб. Для этого планируется создание центра мониторинга по распознаванию новых волн фальшивых новостей из кремлевских фабрик лжи.

Лживые утверждения не действуют. Мы не устаем противостоять им фактами
Правительство должно лучше разъяснять свою политику и постоянно рассказывать, почему делает те или иные шаги, считает политолог Майстер. Пока что этого недостаточно. Молчание канцлера Олафа Шольца по поводу поставок вооружения Украине или закупок российского газа интенсивно критиковалось в немецких СМИ. Нынешний глава правительства считается не особенно разговорчивым лидером, и это бумерангом возвращается его правительству. Родерих Кизеветтер осуждает несогласованность и отсутствие стратегии в коммуникации исполнительной власти. По его словам, это создает у граждан неуверенность, которая вынужденно компенсируется дезинформацией.

Этот оппозиционный политик предлагает и более жесткие меры – например, запрет спутниковой и стриминговой трансляции российских телеканалов по примеру Латвии. Далее, по мнению Кизеветтера, необходимо противостоять конкретной опасности путем запрета выдачи туристических виз россиянам, основательной проверки уклоняющихся от мобилизации беженцев и дальнейшей высылки российских агентов, работающих под видом сотрудников дипмиссий.

Пока что правительство ограничилось созданием нового центрального подразделения по борьбе с гибридными угрозами и принятием плана действий по противостоянию дезинформации. Главный акцент в нем делается на привлечении гражданского общества и школ к распространению реальных фактов. Как гласит немецкая пословица, "у лжи короткие ножки", и чем больше правды будет распространяться по различным каналам, тем меньше шансов получат пригожинские тролли и фейки кремлевских пропагандистов.