1. Мудрец и Лев

Владимир Гусев Тульский
Мудрец и Лев

                1.  МУДРЕЦ.

Побывав  здесь  однажды ,  ты уже  никогда   не  сможешь  забыть  эту  святую  землю:
Будешь  стараться  приехать  сюда  вновь  и  вновь.  А некоторые  остаются  здесь  навсегда,  чтобы  посвятить  свою  жизнь  служению  БОГУ:
Оптина  пустынь
С  Козельском  рядом, сразу  за  рекою
Земля  в  мир  дивных  грёз  погружена.
Здесь  уголок  душевного  покоя,
Здесь  властвует  повсюду  тишина.
Всё  для  сердец  здесь  наших,  русских,  мило:
Бежит  река.  Сосновый  лес  стеной...
Кому  безумство  бренных  дней постыло,
В  монастырях  кончают  путь  земной.
Церковное  подворье  за  рекою,
Чаруют  храмы  строгой  красотой...
Здесь,  в царстве  благодати  и  покоя,
Везде  и  всюду  дышит  Дух  Святой!
Пруд  небольшой.  Дорога  возле  пруда
Через  сосновый  бор  до  родника.
А  в  роднике  вода-  такое  чудо:
Она  чиста,  прозрачна  и  сладка!
Заплачет  где-то  вдалеке  кукушка,
Пьянят  лесные  запахи  слегка.
И  наполняют  светлой  грустью  душу,
Плывущие  по  небу  облака!

Рано  утром  8 октября   1839  года  в  ворота  монастыря  вошёл красивый  молодой  человек..
Это  был  Александр Михайлович Гренков учитель  начальных   классов Липецкого духовного училища.   Вошёл  и  проникся  таким   благостным  чувством  к  миру,  в  который  попал,  что  уже  не  смог  покинуть  его, решив  остаться  здесь  навсегда .
Это  решение  не  было  скоропалительным.    До  этого  Александр  Михайлович  тяжело  болел  и,  чувствуя  приближение  смерти, в  молитвах  пообещал,  что  посвятит  свою  жизнь  служению  БОГУ,  если  выздоровеет.
Он  выжил.
Но  разве  учить  малышей  Закону  Божьему  -  это  не  служение  БОГУ?
Колебался  несколько  лет,  но  потом Гренков решил  хотя  бы  одним  глазком  взглянуть  на  монастырскую  жизнь.
Приехал  и  остался  навсегда.

Таких  на  свете  мест  немного,
 Где  люди  благость  обрели,-
Свеча,  что  светит  лику  БОГА,
От суеты  мирской  вдали!
Не  видел  дивней  панорамы:
Сверкали  куполами  храмы,
Река,   пологий  берег,  лес
И  голубая  ширь  небес!
Душа   дышала  красотой,
От  восхищенья  замирая,-
Казалось,  что  ворота  Рая
Приотворил  ей  Дух  Святой!

В  апреле  1840  года  он  был  уже  не  гостем,  а  послушником  монастыря.Его  послушанием  стала  работа  в  пекарне.  Некоторое  время  был  келейником  /помощником/  старца  Льва  и  его  чтецом.  Многие  престарелые  старцы  уже  плохо  видели  и  сами  читать  при  свете  свечей  уже  не  могли.
Общение  со  старцами Львом, Леонидом,  Макарием,  строгие  порядки
Предтеченского  скита,  куда  послушника  Александра    перевели в  ноябре  1840  года,  вся  обстановка  Оптиной  пустыни,   способствовали    быстрому  духовному  росту  молодого  человека.

.. В 1842 году он принимает  постриг   с именем Амвросий (в честь святителя Амвросия Коломенского).  В 1843 году последовало рукоположение в иеродиаконы, а через три года — в иеромонахи...
Возможно,  именно  тогда  БОГ  уже   наделяет  его  необыкновенными  даром:
пророчествовать,    наставлять  на  путь  спасения  и  исцелять  людей.
Но  ещё  большую  духовную  силу Амвросий  обрёл    во  время  своей  хронической  болезни,  обострившейся  в  сентябре   1846  года.
Физически  Амвросий  был   теперь  столь  немощен,  что  уже  не  мог даже проводить  богослужения.  Но  быть   простым  инвалидом  на  попечении  монастыря    он  не  хотел,  трудился,  превозмогая  свою  физическую  слабость  и  боль.
Больной и немощный  физически,  он    наделён   был  той  могучей  духовной  силой,  которую  просто  не  могли  не  заметить  его  наставники.
/ Из  интернета/
Отец Амвросий получил благословение на духовное окормление братии в очень молодом по монастырским меркам возрасте — ему не было и 40 лет, но таково было доверие к нему опытных отцов, видевших его редкие дарования. Когда старец Макарий скончался, отец Амвросий постепенно был поставлен на его место, но он не сразу был признан братией преемником старца. С течением времени слух о духовной опытности и мудрости отца Амвросия все более и более распространялся, число обращающихся к нему возрастало. Иеромонах Антоний (Бочков) писал об отце Амвросии, что обитель Оптинская «от него получает укрепление и назидание. Причиною тому служат: его кротость, доброта и простота. Его благой пример и советы могут сотворить чудо... Хвалить его напрасно. Дела лучше слов говорят за него... Видно, назначено ему спасаться болезнями; редкое его незлобие и младенчество христианское все переносит благодушно: и Божие наведение, и человеческие неправды ...»
/ Конец  цитаты/
Многих  мирян,  приезжавших   в  монастырь  за исцелением  и  советом  тоже  теперь  отправляли  к  отцу Амвросию.
Исцелял  тех,  кому  не могли  помочь  врачи, давал  мудрые  советы  людям,
оказавшимся  в  сложной  жизненной  ситуации.  Он  знал  о  людях  то,  что  порою  не  знали  они  о  себе  сами.
Поток  людей,  мечтавших  увидеть  его  и  попросить  помощи,  рос  с  каждым  днём.
Старец  и  сам  постоянно  болел:
/Из  интернета/:
«...то усиливался у него гастрит, то открывалась рвота, то ощущалась нервная боль, то простуда с лихорадочным ознобом и просто жестокая лихорадка»[12]. В 1862 году старец Амвросий получил вывих руки, неудачное лечение которого ещё больше ослабило его здоровье, так что он уже не мог ходить на богослужения в храм, а зимой совсем не мог выходить из помещения[13]. В августе 1868 года он опасно заболел геморроидальным кровотечением. Игумен Исаакий послал в село инока с просьбой принести в Оптину пустынь Калужскую икону Божией Матери. Чудотворную икону доставили в монастырь. После молебна с акафистом Богородице в келье старца и молитв, Амвросий получил облегчение в болезни, которая посещала его периодически до самой кончины...
Это положение сильнее аскетических подвигов способствовало его духовному укреплению, он, можно сказать, привык находиться на грани жизни и смерти, что само по себе освобождает от всяких земных привязанностей, заставляет жить одной надеждой на помощь Божию. Отец Амвросий переносил болезнь без ропота, с благодарностью Господу. Всё это время незримо происходило возрастание в немощном телесно монахе разнообразных духовных дарований...»
/ Конец  цитаты/.
Посетителей  было  много.  Иногда,  преодолевая  свою  немощь,  принимал  людей  допоздна.  Даже  когда  врачи  пытались  уложить  его  в  постель, он  продолжал  принимать  людей  и  помогать   им.
Мы  с  восхищением  вспоминаем  болгарскую  целительницу  Вангу, - честь  ей  и  хвала!- но  почему-то  очень  редко  говорим  о  подвигах  собственных  святых.
 Преподобный  старец  Амвросий   был одним  из  них.
/
Молва  прошла  о  чудотворце  новом,
Что  может   исцелить  любой  недуг
Духовным  наставленьем,  тихим  словом
Или  простым  прикосновеньем  рук.
Амвросия  узнала  вся  Россия.
О  нём  с  почтеньем  говорил  народ:
«Он  исцеляет  данной  БОГОМ  силой
И  деньги  за  леченье  не  берёт.!»
В  измученном  недугом  тяжким  теле
Душа  Христова  воина жила
Его  увидеть  многие  хотели.
Ведь  он  спасал  от  скорбей  и  от  зла.
Всегда  народу  приходило  столько,-
Часами  люди  ждали  встречу  с  ним,-
Терпел  свои  болезни  старец  стойко,
Ведь  надо  было помогать  другим.
Вставал  всегда  он  в  предрассветной  рани,
А  после  допоздна  работать  мог.
Он  много  лет  ходил  по  тонкой  грани.
Но  БОГ от  ранней  смерти  уберёг.
Он  не  считал,  что  келья  хуже  дома,-
Жизнь  на  земле  один  лишь  только  миг!
Топчан,  матрас с душистою  соломой
Стол.  Полка  для  его  любимых  книг.
Ну,  ладно   бы  лишь  только  Божье  Слово,-
На  небольшом  дощатом  островке
Нашлось  и  место  томику  Крылова.
Искал он  мудрость  в  русском  языке.
/Из  интернета/
К  старцу  приезжали великие  чьи  громкие  имена  нами  уже  забыты  и  те, которых  мы  знаем  со  школьной  скамьи до  сих  пор:
Н. В. Гоголь, А.П. Толстой, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой
Преподобный  Амвросий  любил  литераторов  и  никогда  не  отказывал  им  во  встрече .
В  беседах  с  нашими   великими  он  узнавал  о  политической  и  экономической обстановке в  стране,  о  духовном  состоянии    русского  народа.
То  что  он  узнавал,  пугало  его.  Он  отчётливо  видел,  что  Россия  катится    в  пропасть  и  призывал  русскую  интеллигенцию  удержать  страну   от  страшного  падения  через  духовное вразумление  народа.

/ Продолжение  следует/