Счастье

Евгений Френкель
ДО ТОГО
Во вторник 23 сентября 27 года Иисус Христос принял водное крещение от Иоанна Крестителя (Мтф.3;13-17). Он (Лк.4;1), «исполненный Святого Духа, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню» (Мтф.4;1) «для искушения от диавола». После этого Он возвратился (Лк.4;14,15) «в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем». Мтф.4;  23-25: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана». Из этого и других мест Писания можно сделать вывод о привлекательности Иисуса Христа и о том, что и внешность Его не была отталкивающей, как это описано у пророка Исаии. Описание Исаии, изобразившего Иисуса (Ис.53;3,5) презренного и умалённого пред людьми, мужа скорбей и изведавшего болезни, презираемого и уничижённого, изъязвленного за наши грехи и мучимого за наши беззакония, определённо относится ко Христу, принявшему страдания и смерть на Голгофе.

ЧУДЕСА
Мтф.9;36: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря». Мтф.5;1: «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его». Мы знаем об Иисусе Христе, что у Него была склонность «по обыкновению» (Лк.22;39) молиться на горе. Обстоятельства нагорной проповеди Лука описывает так. Лк.6;12: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу». Затем призвав Своих учеников избрал из них двенадцать. Затем, сойдя с горы, Он стал (17) «на ровном месте и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись, И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих...». Словом, там происходило что-то очень не простое, подобно как некоторое время спустя, в воскресенье, 13 мая 31 года, на шавуот, день Пятидесятницы, когда в девятом часу утра (Деян.2;15), «внезапно» (2), как взрыв или как звук от резкого порыва ураганного ветра «сделался шум», собралось большая толпа народа, около трёх тысяч человек из которой в тот день покаялись и крестились (41). Петр с одиннадцатью учениками, став пред этим множеством народа, предположительно, на терассе горницы «возвысил свой голос и возгласил» (14). Вам когда-нибудь приходилось возвысить свой голос и возгласить перед многотысячной толпой без рупора и современной радиоусилительной аппаратуры? А Петр ещё говорил и перед разноязычной толпой так, что каждый из толпы слышал собственное наречие, в котором родился (8). Но это в Пятидесятницу. В день, когда прозвучала нагорная проповедь, около Иисуса на горе также собралось множество народа из разных мест. Люди теснились около Христа, ища слушать Христа и исцелиться от Него. Иисус спустился с народом с горы так, чтобы народ расположился у подножия горы, а Иисус оказался на некотором возвышении, сел, или стал на горе и говорил так, что каждый слышал и понимал Его. В общем, там было нечто божественное.

УВИДЕВ НАРОД
Советский российский театральный режиссёр Юрий Петрович Любимов спрашивал: «Чем будем удивлять публику?». Бог умеет и любит удивлять. Видя толпы народа, Иисус сжалился над ними. Толпы народа видели не мы, а Иисус; а Иисус видит иначе, чем мы. Иисус, глядя на народ,  видит каждого человека, прозревая его тайное, говорит с человеком, отвечая на его сердечную нужду, подобно тому как Он говорил с Никодимом или с самарянкой. Он видел, что перед ним стояли не обычные люди, а УЧЕНИКИ – люди, пошедшие за Ним: 1) нищие духом; 2) плачущие; 3) кроткие; 4) алчущие и жаждущие правды; 5) милостивые; 6) чистые сердцем; 7) миротворцы; 8) те, которых будут изгонять за правду; 9) которых будут поносить, гнать и всячески неправедно злословить за Него.
Итак, девять человеческих качеств. Что это за качества? 1) Нищие духом – это, во-первых, все, без исключения, стоящие перед Христом. Становясь перед учением Христа, перед Его совершенной богочеловечностью, все, всякий человек и все собравшиеся чувствуют всегда в полноте свою бесконечную духовную бедность. Во-вторых, это люди с открытыми сердцами, с неповреждёнными, неизвращёнными умами. 2) Плачущие – это плачущие ныне, сегодня (Лк.6;21) от скорбей, обижаемые смиренные и кроткие, испытывающие страдания, данные им для испытания веры. 3) Кроткие – это смиренные, незлобивые, скромные, тихие (греч. праос). 4) Алчущие и жаждущие правды (греч. дикиосини) – это алчущие и жаждущие не праведности (это другое слово), не истины (это другое слово),- и, хотя «дикиосини» имеет множество значений, в этом месте вероятнее всего оно означает правду Божию, хождение, жизнь с Богом, и само выражение означает жажду Бога так, как об этом говорится в Пс. 41;3, в Пс.62;2, в Ис. 55;1-3, в Амос. 8;11,12. 5) Милостивые – это оказывающие милосердие, благожелательность вообще к ближним. 6) Чистые сердцем – это люди, чьи сердца не омрачены влиянием порочных страстей или греховных дел. Чистота сердец – это дело освящения, это процесс. Чистое сердце = чистой совести. Очищение сердца достигается покаянием. 7) Миротворцы – это не только мирные, спокойные люди, которые и сами никого не трогают и их никто не трогает, но и люди, трудящиеся в целях достижения и водворения мира на земле. Миротворцы, считает Иероним, те «которые сперва в сердце своем, а потом и среди несогласных между собою братьев водворяют мир. Что пользы, если ты умиротворяешь чужих, а в душе твоей борются пороки?». 8) Изгнанные за правду – это люди, встречающиеся в любом обществе. В дурных и порочных обществах правдивых не терпят. Под правдой, считает Лопухин, можно разуметь вообще истину. 9) Девятое свойство этих людей то, что их будут поносить, гнать и всячески неправедно злословить. Это свойство, принадлежащее исключительно ученикам Иисуса Христа, показывает что нагорная проповедь в целом обращена именно к ученикам, к пошедшим за Иисусом, обладающим в той или иной степени вышеназванными добродетелями. Иисус говорит здесь не о каком-то особенном возможном случае гонений, а о гонениях, действительно предстоящих ученикам. Все эти качества в большей или меньшей степени были у собравшихся перед Христом тысячах Его учеников. Мы, читающие нагорную проповедь, оказываемся среди слушателей Иисуса. Какие то из этих качеств, возможно есть и у нас: нищета духа; слёзы скорби; кротость; алчба и жажда правды; милосердие; чистота сердца; миротворчество... Если это в нас есть и умножается...

БЛАЖЕНСТВО
И вот Иисус Христос говорит, что те, у которых есть такие добродетели, блаженны (греч. макариос – счастливые, достойные высшего духовного счастья, небесного блаженства, ивр. эшер – спасённые, означающее приблизительно то же самое). Это интересно, что спасённые означает счастливые. НЕУЖЕЛИ ТЕ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, СЧАСТЛИВЫЕ? «Да» - отвечает Христос. Речь в заповедях блаженства идёт не столько о добродетелях, сколько о счастье. Обращает на себя внимание не столько перечень заповедей, сколько особенный взгляд на счастье.

НИЩИЕ ДУХОМ
Мтф.5;3: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». К людям с открытыми сердцами, с неповреждёнными, неизвращёнными умами обращается Иисус Христос, говоря: «Вы счастливые. Вам принадлежит счастье воспринять истину, которая есть Дух (1Ин.5;6). Вам принадлежит Божие Царство. К вам Оно пришло, потому что вы способны Его принимать».

ПЛАЧУЩИЕ
Мтф.5;4: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Блаженство поставлено в соответствие с добродетелью. Вы, плачущие сегодня (Лк.6;21), блаженны, ибо утешитесь. Вы плачущие сегодня от скорбей, счастливы будете тем, что получите помощь, которая прекратит ваши страдания, и вы, обижаемые, смиренные и кроткие, испытывающие страдания, данные вам для испытания веры, счастливы будете тем, что не будете оставлены без утешения.

КРОТКИЕ
Мтф.5;5: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Вы, кроткие, блаженны, ибо ваша земля. Смысл высказывания хорошо иллюстрирует Пс.36;34-38: «Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь. Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир; а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет».

АЛЧУЩИЕ И ЖАДУЩИЕ ПРАВДЫ
Мтф.5;6: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Блаженство поставлено в соответствие с добродетелью. Алчущие и жаждущие правды блаженны, ибо насытятся Богом.

МИЛОСТИВЫЕ
Мтф.5;7: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Блаженство поставлено в соответствие с добродетелью. Милостивые будут помилованы на страшном суде, но это нисколько не мешает тому, чтобы их миловали и в здешней жизни.

ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ
Мтф.5;8: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». По мере нашего освящения усиливается наша способность видеть Бога нашим духовным зрением.

МИРОТВОРЦЫ
Мтф.5;9: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Выражение Христа оригинально и сочетание миротворства с сыновством принадлежит только Ему. Иисус Христос, Сын Божий примирил нас с Богом, примирил враждующее.Так (Еф.2;14) «Он есть мир наш, соделавшиий из обоих одно», (Кол.3;11) «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Поистине миротворцами мы становимся во Христе Иисусе.

ГОНИМЫЕ ЗА ПРАВДУ
Мтф.5;10: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Гонимые за правду не находят для себя спокойного места на земле, среди дурных и порочных людей, но имеют обещание "царства" — земного в духовном смысле и будущего — небесного.

ГОНИМЫЕ ЗА ИИСУСА
Мтф.5;11,12: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». В Лк. 6;23 к выражению Матфея "радуйтесь и веселитесь" у Луки прибавлено "в тот день", т.е. в самое время поношений, гонений и злословия, в самый день горя, происходящего от всех этих зол. Мысль о высшей небесной награде мученникам веры естественна и освещена в Библии. То, что слова Иисуса Христа относились не только к ближайшим Его ученикам, доказала история гонений на христиан. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Говоря: «Так гнали и пророков, бывших прежде вас», Спаситель поставляя и возвышая Своих слушателей на степень, одинаковую с пророками, указывает на обычный характер пророческого жребия и служения.

СОЛЬ ЗЕМЛИ
Мтф.5;13: «Вы - соль земли». Именно к слушающим Его тысячам учеников обращается Иисус, говоря эти слова. Ученики Христа необходимы и столь же ценны для мира, как соль.

СВЕТ МИРА
Мтф.5;14: «Вы - свет мира». К ним же, к тысячам учеников, обращены слова «вы свет мира».

ГОРОД НА ВЕРХУ ГОРЫ
Мтф.5;14: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Сравнение указывает на место Церкви Христовой, Которая, как город, стоящий на верху горы, не может укрыться, не может сделаться невидимой, незаметной.

СВЕТИЛЬНИК В ДОМЕ
Мтф.5;15. Ученики сравниваются со светильником, который светит всем в доме. Греческое слово «ихнос» надо переводить не как «свеча», а как «лампа» налитая маслом, потому что свечи у греков и восточных народов были мало употребительны. Греческое «вихмия» – подставка для лампы, высотой до полутора метров.

СВЕТ ВАШ
Мтф.5;16: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Ваш свет – не ваш свет, а Божий. Потому люди, видя ваши добрые дела прославят не вас, а вашего Небесного Отца. Иисус Христос, как во многих местах заповедей блаженства, говорит здесь о реалиях христианства, но здесь это совершенно очевидно: Небесный Отец и Его дети, светящиеся Божьим светом. Светятся не только люди, но и их дела. Эти дела не просто добрые, но и (греч. калёс) красивые, нравящиеся, приятные. Сердца слушающих загорались огнём небесного вдохновения. Возвышаясь на горе перед многотысячной толпою учеников, Господь рисовал яркую, захватывающую картину необыкновенной жизни, увлекая людей красотою нового учения, его бесконечного превосходства над старым и над всеми, бывшими наряду с ним и прежде него.   

НЕ ДУМАЙТЕ
Учение Христово не сказка и не выдумка, это естественное продолжение закона, ответ на его вопросы, разрешение его противоречий. Мтф.5;17-20: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Аминь.