А6. Конкурс Пиррихий

Сетевой Клуб Поэтов
Здравствуйте, дорогие друзья, авторы и гости конкурсной площадки «Сетевой Клуб Поэтов»!

С вами ведущая Елена Чалиева.

Уж не помню, кто сказал – я или Катя Тихомирова: «Если у верлибристов есть свои дела, они спокойно могут заняться ими. Думаю, что наша тема больше заинтересует любителей классической поэзии». Объявляю новый авторский конкурс на поэтическую технику, который называется «ПИРРИХИЙ». У него есть второе название – «ДЛИННЫЕ СЛОВА». И вы скоро поймёте, почему.

Сначала немного теории.

Обратимся к «Словарю литературных терминов», который даёт следующее определение:

ПИРРИХИЙ (от греч. – военная пляска) – в силлабо-тоническом стихосложении принято обозначать этим термином замену стопы ямба или хорея стопой из двух безударных слогов, пропуск ударения на ритмически сильном слоге в ямбе и хорее.
Например, в ямбе:
Бога́т и сла́вен Ко́чубе́й.
Его́ луга́ нео́бозри́мы. (А.С. Пушкин)

В хорее:

На́ возду́шном о́кеа́не
Бе́з руля́ и бе́з ветри́л (М.Ю. Лермонтов)

Друзья, я проставила в этих примерах все ударения, которые задаёт метр (ямб в первом примере и хорей – во втором). Как видите, в некоторых словах получилось по два ударения («Ко́чубе́й», «нео́бозри́мы», «о́кеа́не»). Одно из ударений совпадает с фонетическим ударением в слове, а второе – дополнительное, заданное метром. Это и есть «пиррихий».

Проводя поэтические конкурсы и общаясь в рецензиях, я заметила, что некоторые даже опытные авторы не понимают, откуда в русском языке может быть два ударения в слове, поэтому боятся использовать длинные слова. Да, действительно, в русском языке у каждого слова есть только одно фонетическое ударение. Но это касается только ПРОЗАИЧЕСКОЙ речи: мы, когда говорим, то в каждом слове ставим одно строго определённое ударение. Но в ПОЭТИЧЕСКОЙ речи это не так, так как поэтическая речь – ритмическая (если говорить про классическую поэзию, конечно). В ней ударения расставляет метр, и в одном слове при чтении может быть не только два, но и три, и даже четыре метрических ударения в зависимости от длины слова. А слова в русском языке бывают очень длинными. Более 4-х метрических ударений в слове я в стихах не встречала (одно будет совпадать с фонетическим ударением, три других – пиррихии). Но возможно, что есть и больше четырёх ударений в слове в стихах. И это очень хорошо для текста, когда автор использует длинные слова. Особо красиво, когда слово занимает целую строку.

Противоположность пиррихию – «спондей», «лишнее», согласно метру, ударение. Спондей возникает в противоположной ситуации, когда в стихах используются совсем короткие слова – односложные. Что важно знать при написании стихов и зачем я вам всё это разжёвываю? Дело в том, что спондеи, эти «лишние» для метра ударения в коротких словах, нужно использовать в стихах осторожно и с оглядкой, так как они могут сильно нарушить ритм стихотворения. А вот пиррихии в длинных словах поэтический текст не портят. Наоборот, они его украшают. Используйте на здоровье сколько хотите!

И со мной соглашается наш уважаемый литературовед М. Л. Гаспаров. Приведу цитату из его статьи в «Литературной энциклопедии терминов и понятий» под ред. Николюкина: «Ударение, попадающее на слабую позицию, считается сверхсхемным ударением и допускается лишь при некоторых ограничительных условиях; наоборот, пропуски ударения на сильных местах обычно свободны и регулируются лишь естественной длиной слов в языке».

Что даёт стихам использование длинных слов?

Во-первых, обратите внимание, как при чтении стихов с длинными словами замедляется темп чтения. Мы невольно переходим на более плавное чтение текста, ведь невозможно прочитать такие стихи скороговоркой. И этот эффект замедления хорошо использовать там, где это уместно.

Во-вторых, длинное слово сразу выделяется в тексте, обращает на себя внимание, поэтому оно должно быть важным, значимым для произведения. Традиционно его ставят в последнюю строку, которая часто является главной, чтобы её ещё усилить. Особенно эффектным получается тот случай, когда вся последняя строка и есть одно длинное слово.

В качестве примера – стихотворение поэтессы Веры Павловой (обратите внимание, как здесь звучат и играют длинные слова):

Просыпаться в светлом тереме
под сосною нарисованной.
Любо, братцы, быть материей
высокоорганизованной,
любо, братцы, любо-дорого
принимать из рук бесценного
чашку кофе, блюдце творога
восемнадцатипроцентного!

Закончу на этом краткое изложение теории. Более подробную информацию при желании легко найти в интернете.

Итак, объявляется конкурс «ПИРРИХИЙ».
ЗАДАНИЕ КОНКУРСА:

Присылайте свои старые или новые стихотворения (кроме поэтических переводов), написанные двусложным размером (ямбом или хореем), в которых есть длинные слова с пиррихиями. Хотя бы в одном слове должно быть более одного пиррихия – чем больше, тем лучше. Тема стихов – произвольная.

Запреты – обычные на нашей площадке: нецензурщина, порнография, пошлость, политика и СВО.
Объём текста – не более 40 строк.
От одного автора принимается 1 произведение.
И ещё одно предупреждение: несмотря на то, что в этом конкурсе вы должны продемонстрировать своё умение использовать длинные слова, ваши конкурсные стихи не должны напоминать экзерсисы на этот приём. В конкурсе будет оцениваться не только умелое использование пиррихиев, но прежде всего сами стихи, их художественный уровень.

К участию и голосованию приглашаются ВСЕ АВТОРЫ сайта Стихи.ру, зарегистрировавшие свою страницу не позднее 01.01.2023 года.

ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией к этому анонсу конкурса по следующей форме:

— НАЗВАНИЕ стихотворения;
— ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
— ТЕКСТ стихотворения;

Представляя произведение на конкурс, автор может сделать ремарку «Без обсуждения». В этом случае в ходе конкурса, в том числе при голосовании, его стихотворение обсуждаться другими авторами не будет. Особо чувствительных к критике и ранимых авторов призываю воспользоваться ремаркой непременно, а то потом не жалуйтесь.

ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ до 21:00 мск. 15 июля 2023 года.

Этот конкурс будет проходить по правилам наших тематических конкурсов (хотя это конкурс без заданной темы), которые традиционно проводятся в ДВА ЭТАПА.
На ПЕРВОМ этапе осуществляется приём заявок ведущей конкурса (т.е. мной), которая следит за формальной стороной: правильностью оформления заявок, за тем, чтобы представленные на конкурс стихи не нарушали запреты нашей площадки (см. выше) и ограничения по объёму текста. Затем со стихами начинают работу ДВА ПРИНИМАЮЩИХ РЕДАКТОРА. В этот раз ими будут:

Руководитель нашей Творческой мастерской Валерия Салтанова – http://stihi.ru/avtor/SALTAN ;
Редактор СКП и ведущая конкурса Елена Чалиева – http://stihi.ru/avtor/chalieva.

Как вы поняли, друзья, в этом конкурсе, первом на поэтическую технику, я буду едина в двух лицах: и ведущей, и принимающим редактором. Но это только в первом конкурсе. Принимающие редакторы могут, но не обязаны, высказывать своё мнение о конкурсных стихах, давать советы авторам по их улучшению. Авторы, прочитав советы, имеют право: послать редакторов подальше (зачёркнуто), воспользоваться советами и отредактировать стихи, поданные на конкурс. Редактирование осуществляется прямо в рецензиях, но только до окончания приёма заявок. Задача принимающих редакторов – помочь авторам при необходимости доработать поданные на конкурс стихи, чтобы они могли пройти во второй этап конкурса (попасть в лонг-лист).

После прочтения всех стихов и окончания приёма заявок принимающие редакторы составляют ЛОНГ-ЛИСТ конкурса. Так как лонг-лист у нас не резиновый, то в него смогут войти не все конкурсные стихи. То, какие произведения войдут, и их общее количество в лонг-листе будут определять принимающие редакторы на основании результатов их непубличного голосования. Третьим голосующим выступит один из членов редакции Клуба. Решение о включении в лонг-лист каждого произведения принимается простым большинством голосов редакторов.

У каждого принимающего редактора есть право на одну квоту, по которой он может дополнить лонг-лист конкурса любым стихотворением на своё усмотрение, в том числе своим.

После формирования и публикации лонг-листа конкурса начинается ВТОРОЙ этап – будет объявлено НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ по принципу «один голос – один балл». Голосование добровольное.
Подробнее о порядке голосования будет написано в анонсе голосования.

ПРИЗЫ:
1 место – 2000 стихобаллов;
2 место – 1500 с/б;
3 место – 1000 с/б;
4 место – 500 с/б.

Участие в конкурсе бесплатное. Но если у кого-то из вас вдруг появится противоестественное желание поддержать конкурс стихобаллами, то это можно сделать, перечислив их на логин omut902.

А ещё скажу вам, друзья, по секрету: мне самой так нравятся в стихах длинные слова, что я даже выделила в своём рабочем блокноте пару страниц, куда я записываю разные красивые длинные слова, которые потом буду использовать там, где только можно. И теперь жду на конкурс ваши лучшие стихи с пиррихиями, а значит, с длинными словами.
А пока – пока!

Ведущая конкурса Елена Чалиева, моя страница – http://stihi.ru/avtor/chalieva.
Иллюстрация из интернета.