Миниатюры в прозе

Людмила Кирсанова
То ли снег ложится, то ль трава
Рано смотрит в небо голубое...
Точно так рождаются слова,
Чтоб остаться навсегда с тобою.
             (Людмила Кирсанова)

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Дорогие мои читатели! Предлагаю вам свою небольшую книжицу, рождённую как сборник пришедших в разное время коротких заметок и моих размышлений, хранящихся некогда в записных книжках и памяти до поры до времени.
Решаюсь отдать их вам в надежде на ваш душевный отклик в виде самых добрых чувств ваших. С надеждой и благодарностью. Автор.





ЯВЛЕНИЕ СЛОВ

Слова являются. Многие из них - только на миг. Мелькнули, растворились ... Когда потом придут - неизвестно. И мы их не ждём, не зовём. Они свободны в своём вечном путешествии...
Но есть такие, которые остаются надолго. Слова-одиночки. Веховые обозначения тем для размышления. Словно бабочки, вьются они над тобою постоянно, не давая забыть о себе. А порой просто-напросто сверлят висок, этакие слова-буравчики, от которых нет покоя до тех пор, пока не лягут они в конце концов на листок бумаги и не станут частью написанных строчек.
Есть у меня две прекрасные "бабочки". Вот уже несколько дней. Если получится их приручить, тогда, возможно, напишется что-то стоящее. Но кто может угадать судьбу слов?




О ПЕЧАХ И ПЕЧНИКАХ

Есть среди моих знакомых печник Виталий. Хотя вообще-то он фотокорреспондент. Но прежней работы маловато было для хорошего куска хлеба. И по этой причине стал он печи класть. В сельской местности сейчас ещё большАя надоба в дровяных печах, поэтому труд печника очень даже востребован.
 Судя по всему, Виталию новая работа по душе. На его страничке ВКонтакте  можно видеть частые записи о том, как рождалась та или иная печь, поэтапно показывается работа над нею.  И отзывы заказчиков весьма неплохие. Да и заметно его совершенствование в этом деле.
Мне вспомнился один случай из жизни нашей семьи. Я рассказала о нём Виталию.
  Однажды нам сложили печь. Дым пошёл почему-то не оттуда, откуда надо, и не туда. Тогда мой дед , старый паромщик, мастер на все руки, ни разу в жизни не клавший печей, матом перекрестил криворукого"умельца", развалил всю печь до основания и построил её по своему проекту заново. Даже добавил к ней нишу под умывальник, где вода от печки грелась. Соседи приходили смотреть и завидовать бабушке.Долго эта печь служила нам.
 Вообще у деда хорошо получалось всё, за что он брался. Захотел сделать щифоньер - сделал, веранду закрытую - пожалуйста. Полы в ней так выстрогал, отполировал, что смотрись в них! Такие они гладкие получились. Образование было - два класса церковно-приходской. Но книги чтил свято. И журналы, газеты, а их обычно было до 12 наименований, аккуратно подшивал в конце каждого месяца и не давал их употреблять на какие-то иные нужды , вроде растопки той же печки.
Какие качества для печника важны? Первое - голова умная, второе - руки умелые, третье, тоже очень важное качество, - желание с любовью делать для людей своё дело. А появись такое желание, то всему научишься.
Всё это было в арсенале моего деда. Есть за что вспомнить его добрым словом.




О НАРОДЕ И ПРАВДЕ

Народ - не толпа! - знает ПРАВДУ. Он знает её всегда. И если он делает вид, что не знает, не считайте его дураком. Он, порой жестоко ошибаясь, поймёт со временем свои ошибки и встанет рядом с теми, для кого Родина - не "эта страна", а он сам, выношенный в её утробе и назвавший её Родиной-матерью, дороже которой нет у него ничего на свете. Потому он её и защищает при любой власти, при любых режимах и не предаст её, не поменяет даже в самую страшную годину на жирный кусок, какой бы ему не сулили. Так было во все времена: и в пору давних междуусобиц, и во дни крепостничества, и в более поздние времена - вплоть до наших дней. Свят подвиг её сынов-защитников. И не померкнет он никогда в памяти людской.




ОМУТ УШЕДШИХ СНОВ

 Стихи приснились. Красивые. Две строчки.
Такие ясные!.. На душу легли, словно всегда там, на душе, и были - её, ничьи больше. Отпечатались естественно и просто, по-родному.
  Глаза открыла и подумала:" Вот! Откуда и взялось!" Днём искала - не нашла. Уже готово было стихотворение. Почти. Концовочку бы только - две строчечки!..
  Уснула, измучившись от поисков. И - вдруг! - во сне пришли, свеженькие, неподражаемые...
   Луна светила в окошко в тишине, любимой всеми сочинителями. Встать да записать надо бы. Но строчки показались совсем приручёнными.  Настолько, что и запоминать-то нечего было, как "мороз и солнце" с "днём чудесным"!
  Веки сами собой закрылись, и сон продолжился.
  Утром, конечно, ничего не вспомнилось, как не вспоминалось и раньше  много раз.
Эти стихи словно не пойманная в сети рыба, о которой любят рассказывать рыбаки: всегда она самая крупная. Во-о-от такая!..
 Но поэты даже описать не могут утраченного - того, что  навсегда кануло в омут ушедших снов.




ДУСЯ

Тоскую по ней.
Странно как. Идёшь лугом, по аллее или берегом реки - их много вокруг. С прозрачными крылышками, махоньких таких... Особый мир вроде бы. Только иногда всерьёз напоминает о себе.
Как в тот раз. Из магазина шла. И вдруг налетели и окутали собой, словно коконом. Звенящим и плотным. Вспомнились рассказы об осиных укусах - болящие, говорят, очень.
Что делать? Продолжала тихо идти, как шла. С минуту, наверное. Кокон рассеялся, не повредив моего тела.
А тут лето. Варенье варю. Залетела в окно оса - и на стол, к блюдцу с пенками. Как же в детстве любили мы эти пеночки!..
И вот ползает, лакомится... Набрала, сколько смогла, - и в окно, перед тем посидев недолго на шторном карнизе, - передохнула (тяжело, наверно, такой груз нести).
Минут через пять - снова летит! Покружила по кухне - и к блюдцу! Понравилось угощение.
Не знаю, откуда, но само как-то назвалось. Оса Дуся.
С рассвета до заката летала она всё с тем же интервалом в пять минут. Я добавляла ей, капала из ложки вареньица, если оно заметно убывало.
Дуся прилетала всегда одна, без подруг. Но помню, как в прошлые лета стоило появиться на кухне одной осе, как тут же появлялось ещё несколько.
На этот раз около двух недель Дуся в одиночку носила взяток.
Семья садилась обедать, и гостья наша тоже ела за общим столом из своего индивидуального прибора.
Однажды Дуська так увлеклась этой процедурой, что сильно вымазалась сиропом и едва доползла до края стола, возвращаясь к себе. Потом рухнула на пол, не сразу оклемалась, но всё же сумела вылететь на улицу.
"Счастливого пути!"- сказала я ей вслед.
Визиты продолжались. Но лето шло на убыль. И вот после сильной жары наступил первый дождливый день. Пустой день. Без Дуси.
Назавтра она ещё навестила нас разочка два-три. Потом мы её не видели.
Стало грустно, как будто рядом жил какое-то время хороший человек. И вот он уехал или улетел. И "опустела без него земля"...




О ВЫБОРЕ

Мы делаем выбор поступков на основе мыслей и чувств, не имея возможности выбрать следующую свою мысль и следующее чувство. А потому наш выбор не может быть правильным, то есть абсолютным. Но, тем не менее, нам приходится нести за него ответственность, поскольку наши мысли и наши чувства влияют в той или иной степени на нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей.
Возможно, это главный парадокс бытия.




ПОТОМ

Порой человек говорит себе: "Пусть я сейчас поживу плохо, зато потом"... Так часто на "потом" откладывается вся жизнь, которой мог бы являться момент СЕЙЧАС. Но этого не происходит - человек живёт, НЕ ЖИВЯ, в своих ненасытных желаниях получить те или иные вещи в "светлом" будущем, которое он себе придумал. И всё ему мало...
Уметь быть довольным настоящим моментом жизни - вот что её продлевает и даже делает вечной, поскольку у нас есть один миг и ничего, кроме этого мига. Прошлое и будущее только в наших мыслях. Мы говорим: "Вот завтра"... Просыпаемся утром - и опять сегодня.
Каждое утро - начало новой жизни сегодня. Радуйся, что живёшь, ибо выше радости нет. И заражай всех этой своей радостью! Нет, не дурацким заученным смехом по поводу и без повода, а настоящей - искренней радостью жизни!




ЧТОБЫ БЫЛО КОМУ ДОИТЬ

Шла война. Великая Отечественная.
   Стояли в одной деревне фашисты.Не так чтобы лютовали, но кур всех уже съели. Корова одна осталась - у бабки Катерины. И каждый раз, подоив свою пеструшку, старушка должна была отдавать надоенное немецкому постояльцу, а тот уж пускал это молоко в дело по своему усмотрению.
   На попечении бабки было трое внуков малолетних, поскольку двое сыновей ушли на фронт, а сноха, жена одного из них и мать этих самых внуков, тоже как врач находилась где-то в прифронтовой полосе.
   И вот тогда, жалея несчастных детей, решила старая женщина пойти к немцам в их комендатуру и попросить хотя бы стакан молочка оставлять для детишек.
   Главный немец показался ей не слишком суровым. Даже заулыбался и произнёс что-то вроде, мол, хороша у тебя, матка, корова. Бабка Катерина превозмогла страх и просьбу свою изложила.
  "Иди домой, - сказали. - Сегодня всё с тобой решим".
Вечером в избу пришли два немецких солдата. Велели хозяйке и детям выйти на улицу - "показаться". Вся семья встала у стены дома.
    Раздалась автоматная очередь. И не стало троих. А бабку оставили, чтобы было кому доить корову.




ГЕНИЙ ПРИРОДЫ

Лёд становился на реке.
  Вечером слушала музыку - музыку Волги.
  Было уже темно. Ветер носился над рекой. Очень сильный. Волны мощно плескались. Но то был звуковой фон.
  Солировали льдины. Ветер и волны ломали их. Удавалось отколоть маленькие кусочки от больших льдин, прибитых к берегу, и нести их по ледяной поверхности... Середина же реки полностью принадлежала волнам и гудела, завывала, металась...
  Маленькие солирующие льдиночки создавали удивительный музыкальный рисунок. Казалось, кто-то невидимый в темноте ударял волшебной палочкой по бамбуковым подвешенным трубочкам, и те звучали, звучали... Играл гениальный природный оркестр. 




КАК ЖЕ ЗДОРОВО!..

Как же здорово - знать, что о тебе помнят и думают иногда. Но, чтобы начать ценить это по-настоящему, надо сначала купаться во многих заботах о себе, не особенно замечая бесценных даров, приносимых с бескорыстной щедростью.
А потом остаться на долгое время совершенно забытому всеми.
И вот только тогда все сокровища станут сокровищами и ты поймёшь, что не бывает ближе и драгоценнее родной человеческой души. Только тогда ты научишься дорожить ею.




УЧИТЬСЯ - УЧИТЬ СЕБЯ

В русском языке есть прекрасный суффикс - СЯ (СЬ). Его применение - возвратные глаголы. Это те глаголы, которые обозначают действия, обращённые НА СЕБЯ.
Сам суффикс - то, что, собственно, и осталось от возвратного местоимения СЕБЯ , склоняемого, то есть изменяемого по падежам, но не имеющего начальной формы - формы именительного падежа.
Перейдя частично в глагол, данное местоимение, сделавшись суффиксом, производит очень важную, очень интересную работу. Если говорить, например, "умываюсь", то это значит "умываю себя", " смотрюсь" - "смотрю на себя" и так далее.
Очень выразительны глаголы с этим суффиксом, говорящие о внутреннем состоянии человека: смущаться, сердиться, стесняться, возвыситься, обидеться и другие.
Какой же мудрый наш язык! Жаль, что не каждый умеет прислушаться к нему. Ведь "смущаться" - это "смущать себя", "сердиться" - "сердить себя", "стесняться" - "стеснять себя", "возвыситься" - "возвысить себя", а "обидеться" - значит "обидеть самому самого себя" (!!!) Выходит, мало хотеть обидеть человека. Ничего из этого не получится, если сам человек не даст "добро", не позволит себе себя обидеть - обидеться.
Да! Знали наши предки толк в словах! А ещё раньше и в каждой букве!
Так давайте же учиться ( вот! учить себя!) слышать то, что они нам передали через наш родной язык.




У НАТАШИ СЕРДЦЕ ДОБРОЕ

- А ты кто? - спросил он.
- Наташа.
- И что?
- А то.
- Интересно, с чего это вдруг?
- Что с чего?
- Чай тут пьёшь...
- А почему бы мне его и не пить? Тем более, что я сама его и приготовила.
- Так это же моя кухня, и я здесь чай пью, когда захочу.
- Вот и садись, пей. Чайник пока ещё горячий.
- Странно... Может, ты что-то путаешь?
- Да что я путаю? Что? Чего тебе ещё надо-то? И позавтракал утром, и пообедал, и поужинал. Час ночи на дворе. Очнись!  Первое, второе и двадцать пятое подать?
- Да не надо мне ничего. Я только понять хочу, кто ты такая...
- Жена твоя.  Интернет час назад отключили, а ты сразу и растерялся... Странник всемирной паутины!
Ладно уж. Садись. Покрепче заварю.





НЕСЛУЧАЙНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

 Совсем ничего не было понятно. Однако все они сказали "да", посмотрев друг на друга и заручившись одобрением молчаливых взглядов. Отступить от коллективного решения непонимающих никто не осмелился.
Договор был подписан.





ВСТРЕЧА

Ей было по-настоящему плохо в этом сером апреле, который ещё вчера сиял перед нею пронзительно синей водой между кромками берегового льда, ослепительно теплым солнышком над протянутыми в небо ветками голых пока деревьев, и всё вокруг напоминало: впереди ждёт что-то радостное. Обязательно ждёт!
  Но следующие дни оказались такими тяжёлыми, что белый свет вдруг померк и душе стало темно и страшно. Однако она не могла принять лжи, которую ей навязывали и, приняв которую, как её уверяли те, чьё присутствие не входило в её планы, она могла бы дальше существовать вполне "прилично", поскольку "так живут все", а она вот не научилась до сих пор " в таком-то возрасте".
  Компромисса не случилось. Но свет померк. И это надо было пережить. Переживалось остро, в пустоте и одиночестве.
Она, словно во сне, шла по застуженной посеревшей улице.
  И рядом вдруг увидела боковым зрением человека, идущего в одном направлении с нею и наравне. Вот он резко опередил её и повернулся к ней лицом:
- Здравствуйте, Анна Александровна!
-Здравствуй!
  Нет. Не "здравствуйте", а именно "здравствуй" произнесла она в ответ на приветствие этого незнакомого, как ей показалось, человека лет тридцати пяти.
 - Анна Александровна! Как давно я Вас не видел! Как я рад! - заговорил он торопливо. - Я очень часто вспоминаю Вас и стихи. Как мы репетировали. Чуть что не так - и Вы заставляли читать ещё и ещё раз...
 Теперь она поняла неслучайность своего интуитивного "здравствуй". Конечно, это был один из её чтецов из созданного ею однажды детского кружка. Объединила она   одних мальчишек,как ни странным это казалось школьному окружению, ведь стихами больше как-то девочки увлекались. А тут...
 - Анна Александровна! Помните, как Вы говорили, что
надо охранять свою жизнь от всяких некрасивостей, что надо любить красоту...
 Она не помнила. Она пыталась вспомнить его имя и не могла.
 - Мы ведь месяцами репетировали, - продолжал он, - и никто из пацанов не ушёл. А Вы нас возили везде. Нам интересно было. И вот стоим на сцене. Читаем. Волнуемся. Я всегда сильно волновался. Но потом закончил чтение - и ты Человек!
 От этого "и ты Человек" у неё защипало в глазах.
 - Да-да! Вот этого я и добивалась! - заговорила она. - Мне хотелось, чтобы к вам пришло это ощущение!
-Правда, картавинку мою Вам не удалось убрать...
    Да! Это же Ваня!
 - Ну-у... Цели такой передо мной как-то не стояло... А ты помнишь то, что когда-то читал?
 - Немного.
 - А я помню.
Деревню занял наш отряд -
Навстречу выбежали дети.
Я слёзы радости заметил
В сияющих глазах ребят.
Малыш бежал за нами вслед
С весёлым криком: "Папа! Папа!"
А мы дорогами побед
Держали дальше путь - на запад.
 
  Последние две строчки они произнесли вместе.
Ваня! Лучший чтец! Она поцеловала его в щёку, а он её. И такие счастливые они были в эту минуту и так восторженно смотрели друг на друга!..
 - Вы написали для меня свои стихи на поздравительной открытке, когда мы стали первыми...
- Я их не помню, Ваня. Но у меня сегодня очень счастливый день!
- Знаете, у меня всё хорошо. Семья. Двое детей. Второй ребёнок - девочка...
- Уверена, ты её очень сильно любишь.
- Да, очень.
 И  тут вспомнился педсовет, на котором завуч вещала о том, что этот самый Ваня не подчиняется никому из учителей, дерзит, "весь в двойках"... Анна Александровна тогда не сдержалась:" Ваня - лучший чтец района!" "Эка невидаль!" - парировала завуч.
 Они попрощались. И словно не было её неприятностей и боли. Снова захотелось жить.



СТАНОВИТСЯ ЯСНОЙ СУТЬ

Когда-то, не так давно, в деревнях дома не запирали. И, чтобы показать, что хозяев нет дома, вставляли палочку в щеколду. То есть дом был фактически открыт. А войти в него или не войти и что сделать, войдя, оставляли на совести того, кто приблизился к щеколде. Вот так бывает во всех человеческих отношениях. Кто искренне открывает себя перед людьми, рискует. Зато скоро становится ясной суть входящего.




ПРО ГРАМОТНОСТЬ

 Грамотность произрастает не от заучивания правил. Она питается внимательным отношением к слову, ещё точнее - любовью к нему. Ведь если мы что-то любим, то хотим знать о предмете своей любви как можно больше и глубже. Из этого желания глубинного познания в любви к языку рождается затем великое чудо - интуиция.
 


МУХИ ЛИКОВАЛИ!

  Жил-да-был Дихлофос.Он стоял себе где-то в тёмном уголочке под ванной и помалкивал, ожидая, когда его позовут.
         Была зима. Не то чтобы суровая, но и не тёплая. Однако кочегары добросовестно согревали близлежащие дома, поэтому жильцы почти не обижались и не носили жалоб в жилищную контору. Люди жили в тепле, а мухи спали в каких-то укромных щёлочках, благополучно затаившись до будущих весенних деньков.
         Иногда Хозяин или Хозяйка заходили в ванную и нечаянно слегка задевали ногами баллончик с Дихлофосом. Больно не было, а всё-таки как-то не по себе становилось от такого пренебрежения. Но  жизнь шла спокойно, не суетно. Грех было обижаться! И Дихлофос не обижался на домашних.
     Время шло. И однажды Хозяйка сказала: "Ну вот. Скоро и окна надо мыть. Весна!" "Через неделю-другую совсем потеплеет", - ответил Хозяин. "Надо готовиться,- подумал Дихлофос, приосанясь в темноте, - как же без меня?"
     Вскоре началась генеральная уборка.Окна раскрыли во всю широту рам. Солнышко засверкало в стёклах, отразилась в них весенняя улица с первой зеленью. И первые мухи бросились через оконный проём в комнаты, а потом на кухню в поисках чего-нибудь съестного. "Вот сейчас! Вот сейчас! - думал Дихлофос.- Наконец-то я проявлю свои способности и все их заметят и оценят!" Он вспомнил, как прошлым летом люди радовались, когда он расправился с назойливыми насекомыми. Это был его триумф! Это была минута его славы!
     Окна вымыты. Уже закрыты. "Надо бы мух убрать", - услышал Дихлофос. "Вспомнили! Вспомнили! " - обрадовался  тот. Хозяин пришёл в ванную, нагнулся, достал баллончик. " Ну что? Нашёл?" - "Нашёл, кажется.." "Давай скорее, неси сюда"...
      Хозяйка взяла принесённое, встряхнула, отчего внутри у Дихлофоса как-то так слабо забулькало от счастья:"Сейчас я их!..."
      Одно-два нажатия на баллонную пипочку... Что-то слегка зашипело и умолкло. "Ну вот, - сказала Хозяйка, - вечно у нас так: ничего не имеем про запас". И пошла к помойному ведру.
     Никто не заметил геройской смерти Дихлофоса. Мухи ликовали!



 ПО ЗАКОНУ СОХРАНЕНИЯ

- И откуда у тебя столько мыслей-то в голове?
- Так из ума же.
- Интересно... Сижу вот тут, пишу... Ни одна мысль в голову не лезет!
  А они , оказывается, все к тебе перебежали.




ЮБИЛЕЙ

- Ты уходишь?
- Да. Насовсем.
- Всё будет хорошо.
- Ты уже говорила. Сегодня юбилей.
- Какой?
- Тысячное "хорошо".
- Ладно. Отпразднуем, когда вернёшься.





ВАЖНОЕ СВОЙСТВО

Есть одно очень важное, на мой взгляд, свойство для человека творящего. Это погружение в себя, в своё бессловесное восприятие, в безмыслие. А затем внесение этого безмыслия в художественное произведение.
И это безмыслие, наверное, можно почувствовать не в строчках, а там, невидимым, между строк... То, что вроде бы и не сказал (не написал) автор. Но именно это и есть самое важное. Наверное, этим и определяется талант - ёмким подстрочием, что можно только чувствовать, но не объяснять.





КАК РАЗГЛЯДЕТЬ?

 Как узнать человека, увидеть его суть?
  Почему-то думалось, что только в великих делах. Позднее стало понятно: иногда самая малая малость вдруг раскрывает перед тобой такой великолепный цветок, что потом никак не можешь надивиться. Или же неожиданно спадает вуаль с тех благородных качеств, какими ты доселе наделял обожаемое тобой существо, - и ощущение пустоты поселяется надолго в твоей душе, словно ты пришёл с похорон...         
  Непостижимая всё же штука - жизнь. Бесконечны наши иллюзии, озарённые короткими вспышками просветления.




ПАРОМ ВЕДУТ!

 Крик за окном: "Паром ведут! Паром ведут!" Подумала, что почудилось... Ведь  ещё и ледохода не было нынче. Выглянула с лоджии: детишки играют. Снова один кричит: "Паром ведут"! А второй: "Какой паром, новый"?- "Вроде новый, но воды мало - к берегу не пристанет"! Я была поражена.
 Весь посёлок мечтает о пароме, которого нет уже несколько лет. В областной газете писали, что куплен для Красного Профинтерна другой, даже указали цену - 7млн рублей. Сейчас ходят слухи, что деньги  не полностью перечислены. Старый причал почти разобрали. Вода в Волге опять спАла. Разговоры взрослых слышат дети. Они создают свои игры.





ПРОПИСКА

 Ходила в гости. Там кот. Уличный был, пугливый. Долго прятался в кустах. Робко подходил, когда сердобольные люди подносили еду, и снова прятался. Постепенно дело дошло до того, что начал заходить в квартиру, чтобы поесть, а потом, поверив доброте хозяйки, стал "намекать" на желание там остаться.
  Выделен был для него табурет с мягкой подстилкой в коридоре и хороший корм. Васька постепенно стал превращаться в красавца. А к осени и вовсе отъелся и залоснился.
  Вчера, в мой приход, Василий спал уже в кухне на табуреточке - на коврике ручной работы под кухонным столом. Я его не заметила и вытащила оттуда вместе с табуретом.
  Взяла кота на ручки. О! Какие взгляды были брошены на меня! И "зачем ты тут", и "чего от тебя ждать", и " да ладно уж, посижу у тебя", и " да вроде ты не злая", и " посплю-ка я у тебя - вроде лучше, чем на табуретке"...                Поспал, сходил по своим каким-то делам по квартире и пошёл к себе на табурет под стол. Потом чувствую: что-то прижалось к ноге. Оказалось, это Василий стащил с табуретки коврик, положил его к моим ногам и улёгся спать на нём, прислонив свою голову к тёплой человечьей конечности. "Ну всё, - говорю хозяйке, -считай, что жилец у тебя прописался. Разве такого выгонишь!"
 


 

 КРАСАВЧИК В МАСКЕ

  Идёт мужик утром по пустынной площади. В маске.
Специально пораньше вышел, пока ещё спит вся вирусня по домам и не пылит своими лёгочными выхлопами. Словно у Лермонтова: "Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка..."
  Хорошо! Вольготно идти! Никто не мешает. Никто не спорит по поводу, есть подпись и печать под постановлением о ношении масок или нет. Никто не дышит ни спереди, ни сзади, ни слева, ни справа.
Идёт себе. Маска на лице. Да в кармане ещё про запас полдюжины.
Запасливый. Одним словом, мужик.
  У него и в семье все масками обеспечены. Да. Не пущена ситуация на самотёк, как у некоторых...
И вот он гуляет с чувством, с толком, с расстановкой. На свежем воздухе.
Иммунитет свой бережёт. Красавчик!
 
Весна 2020.


 


ЖИЗНЬ. БОЛЬШЕ НИЧЕГО.

Господи, как же интересно!..
Вот ходят мимо люди: один... два ... десять... сорок четыре... сто девяносто три... Сколько их вокруг - разных: высоких и маленького роста, весёлых и с грустными глазами, худеньких или пухленьких, громких или тихих... чужих...
И почему они тут, рядом? Что они делают в этом пространстве, если тебе до них нет никакого дела?
Сердце твоё ровно бьётся. Никаких признаков волнения не подаёт. И так день за днём, день за днём... С удивительным постоянством... Даже противно становится!
Не торопись. Ты ещё узнаешь, как появится человек, способный нарушить, перечеркнуть все твои устоявшиеся обычаи, вырвать из твоей жизни попахивающее безразличием спокойствие и без всяких приказов повернуть её в каком-то неизвестном направлении, о котором ты не мог (не могла) даже и помыслить.
Тебе покажется, что до этого момента был один сплошной сон и ничего больше! Совсем ничего!
А если и было что-либо, то оно вспоминается уже таким бесцветным, таким скучным , таким не твоим, что ты возмущаешься своей прошлой жизнью и бросаешься в это неизвестно что сулящее новое, забыв о любого рода опасности - тебе всё равно, куда и зачем, лишь бы рядом быть с этим, возле этого человека, невесть откуда взявшегося где-то там, на краю света, невидимого, но словно бы тысячелетия уже знакомого тебе...
Это сумасшествие! Сумасшествие, от которого тебе некуда деться, потому что у богов есть чувство юмора и они так решили. Как ты можешь им противиться? Ты, простой смертный (смертная), что можешь противопоставить этому? Ни-че-го!
И до тебя доходит наконец-то, что именно этот человек и есть тот самый бог, во имя которого ты будешь совершать все свои самые необдуманные и благородные поступки, проявлять те лучшие свои качества, о которых даже и не догадывался (не догадывалась), твоё сердце откроется впервые в жизни...
И ты поймёшь , что быть рядом - это не значит жить в одном городе или даже на одном этаже. Нет. Сердце родного человека можно слышать даже за тысячи километров. Ты поверишь чуду, которое с тобой случится вопреки всему.
 

 

В СТЕПИ (ВОСПОМИНАНИЕ)

Ехали однажды в конце декабря по астраханской степи на каком-то задрипанном автобусике. Земля была словно припудрена снежком, который ветер пытался совсем смести с неё. Степь не очень ровная, слегка волнистая была. Травы уж пожухли. Временами встречались стайки высоких камышей, гнущихся под ветром. Больше никакой растительности не возвышалось на поверхности этого, казалось, бескрайнего пространства... Только перекати-поле время от времени бросалось под колёса, подобно самоубийце.
Ночь была совсем уж близка. Ни одна машина не обгоняла нас и не маячила впереди. Поневоле вспомнилась песня о замерзающем в степи ямщике...
Не верилось, что эта дикая степная дорога когда-то может закончиться.





ПО-РАЗНОМУ ПИШУТСЯ СТИХИ

По-разному пишутся стихи. Некоторые могут слагаться годами, словно забытые до поры до времени лоскутки, лежащие в памяти или где-то хранящиеся на клочке бумаги.
Надо сказать, это пришло не сразу, потому как на первых порах стихотворения являлись залпом. Родились и остались. Или же автор их браковал и тут же выбрасывал, не жалея. Только потом обнаружится привычка оставлять что-то ценное среди прочих строк и возвращаться к этому через какое-то время, чтобы оттолкнуться от разрозненного в дальнейшей работе, услышав нечто необходимое уху или сердцу, а то и ввести старые крупинки в новое произведение. Всякое случается.
На раннем этапе стихи словно выстрел или выдох. Что выдохнул - необратимо и неисправимо. Позднее появляются другие навыки - канва и правка. А есть такие строки, что долго носятся в подсознании - годами. И никак. Никаких черновиков. Только тема живёт внутри автора. А потом - выдох!




ВЕТЕР СЛОВ

...И как-то сразу - мгновенно! - мелькнуло: а ведь мы всю жизнь обречены заниматься "расшифровкой" сказанного нам! И как много из этого проходит мимо нашего настоящего слуха, нашего настоящего осознания... И как часто мы не слышим даже себя... Какой же меркой измерить драгоценность того, кто, если и не всегда понимает, но стремится понять и просто выслушать тот набор произносимого или написанного, которое льётся из души и жаждет понимания... "Хилый ветер слов" своих несу я тебе - и ты принимаешь их... Разве найдётся способ выразить мою благодарность!...
 



РАЗГОВОР НИ О ЧЁМ

Разложила раноцветные листики на капоте машины. Ракурс ищу. Хочется снять покрасивее, используя отражение стёкол.
Незнакомая женщина подошла:
- Фотографируете?
- Да.
- Как же всё в природе одно к другому подходит... Ведь обычное дело - листья        клёна. А никак не налюбоваться.
- Верно. Роскошная пора.
- Дайте-ка мне пару- тройку красавчиков. Дочка сегодня из города приедет - подарю. Там у них таких нет.
 Забрала и дальше пошла. Разговор вроде ни о чём был, а на душе посветлело.

 


ЧАСТО ЛИ...

Часто ли вам встречаются искренние открытые люди?
 А вы когда были искренними хотя бы с самим собой?
 Не кажется ли вам, что это самое редкое явление, за которое приходится дорого платить, поскольку за всё требуется плата: за смелость и трусость, за веру и неверие, за...  Всегда.
 И почему же есть ещё чудаки, выбирающие искренность ? Ведь они-то знают,  это им "даром не пройдёт"...
 Нет ничего случайного на свете. И для искренности тоже должна быть причина, пробудившая это качество в человеке. Мне думается, что причина единственная - любовь. В нелюбви искренности не может быть.
 В нелюбви человек смотрит на всё как бы исподлобья, не из сердца словно. И только любящий искренне и бесстрашно открывается другим, потому что осознаёт: ему всегда останется больше, чем та плата, которую с него могут потребовать.




 УСПЕТЬ

 "Успехов тебе!"
 "Будьте успешными!"
 " Он успешный человек"...
То и дело звучат подобные фразы.
А ведь слово "успешный" от слова "успех", а то в свою очередь от глагола "успеть"...
Слова - всего лишь слова, если в них не вложено никакого смысла, не более того.
Успеть... Куда? Для чего? Зачем? И туда ли нам надо, куда мы так стремимся, не замечая ничего другого, поглощённые этой гонкой с одним желанием: успеть, успеть, успеть?..
Даже у поездов дальнего следования бывают остановки на станциях.
У человека тоже должны быть свои "станции" для осознания самого себя.





МЕЛЬКАНИЕ МЫСЛЕЙ


 Творчество - это любовь через край. Как молоко, переполнившее сосуд. Чтобы творить во благо, надо переполниться любовью. Остальное дело техники.


 Не сорите. Да не соримы будете.


 Человек, становясь на ту или иную сторону, забывая о их не существовании в природе, начинает взращивать очередную иллюзию и обрекает себя на нескончаемую войну.
 

 Несчастным тебя захотят сделать другие - быть счастливым постарайся сам.


 
 Одни люди зажигают душу - другие поджигают  её...

 

 Питаясь радостями друга, не забывай вкушать и его печали.

 

 Не всякие глаза зорки. Но даже в самом чистом сердце какой-нибудь слепой отыщет хоть малую, но трещинку, если того захочет.



 Если тебе скажут, что так не бывает, ответь, что теперь будет. И будь!



 Многие знают всё про других. И только некоторые стремятся побольше узнать про самих себя.



 Смыслы рождаются там, где человек стремится выделить правильное или неправильное. А жизнь вне смыслов. Она просто есть - такая вот роскошь.


 Количество поэзии в стихах количеству лайков не подчиняется.
 

 В каждом из нас живут уважаемые нами учителя. Но и не уважаемые нами - тоже.
 

 Все люди делятся на любящих красивые закаты и на тех, кого об этом не спросили.


 Чувства всегда истинны. До тех пор, пока не началось их описание.