Путешествие в Африку

Павел Озерков
Африка! У многих людей это слово вызывает неприятные ассоциации - рабство, жара, кровопролитные гражданские войны, нищета, голод, засуха, и отчасти это действительно так. Но в Африке, и тогда и сейчас, есть и много другого, о чем я сегодня как раз хочу вам рассказать.
В Африке очень много христиан, живых, энергичных, любящих Бога и служащих для Его славы. Они весьма необычные по своей культуре, одежде и методам служения. Нам цивилизованным людям есть чему у них поучиться. И в тоже самое время у нас есть много того, чему мы их можем научить.
Мое знакомство с Африкой началось с посещения моего дома Кастером Питером Олонапо в 2019 году. Он приехал ко мне в Айсенти со своей женой Эммой. Мы для него с Сережей К. приготовили баню с веником и мясо косули. И то и другое он вспоминает с большим восхищением. Питер и Эмма - представители африканского племени масай. Они живут и трудятся в церкви. Питер имеет докторскую степень и является епископом ряда церквей масайского народа. В тот день Питер пригласил меня приехать в Кению на служение, и я ему пообещал. И вот я уже в Кении.
Питер и Эмма встретили меня в зале ожидания. Забрав мой багаж, мы поехали к нему в деревню Тинга. Вокруг тьма. Дороги разбитые. Иногда ехать по обочинам лучше, чем по самой дороге.  То справа, то слева встречаются населенные пункты, большинство из них в полном мраке. Электричества нет. Вот и деревня Тинга. Возле магазина, где есть освещение, столпились ослики, здесь они в безопасности. Гиены боятся света. Здание миссионерского центра, можно сказать, добротное. Стены из бетонных блоков, есть туалет и душ, потому что есть артезианская скважина. Настоящую цену воде я узнал уже утром. Солнце раскалённым шаром поднимается из-за горизонта, освещая печальный ландшафт местности. Вокруг, можно сказать, пусто - сухая земля, сухие кустарники, травы нет, то тут, то там над землей возвышаются строения термитов. Самих термитов не видно, они появятся только с приходом дождя. А дождя нет последнии 4 года. Практически над всей територией Африки нарушен режим дождей. После жаркой сухой зимы люди, звери и растительность ждут дождей. А дождя нет. Высохли все местные водоемы, земля пересохла. Высохли деревья и кустарники. Умирают дикие звери и домашние животные. Вода всегда была в Африке на вес золота, тем более сейчас. На территории миссионерского центра своя скважина, поэтому сюда с раннего утра до позднего вечера тянутся люди и животные за водой. Многие идут сюда за восемь километров, кто пешком, кто на мотоциклах. Вода это жизнь! Наблюдая за активностью возле водокачалки, я снова произвел переоценку ценностей своей жизни.
Итак я в Африке. В моем распоряжении три дрогоценных недели. Что это для такого огромного континента, где проживает полтора миллиарда человек?! Основная часть из них живут в глубокой нищете, но я буду только в Кении. Да и для Кении три недели это совсем мало, и для земли масаев это тоже мизер. А нужды — они просто давят душу и разрывают сердце на части. Дай Бог сил и терпения сделать все, что в моих силах. Деревня, где находится миссионерская станция, называется Тинга. Здесь построили молитвенный дом с кухней и спальными помещениями, а главное есть туалет и душ. В метрах двухстах от церкви дерево сухое ждет дождя. Рано утром иду к нему пить кофе, читать Библию и молиться. Потом скромный завтрак и путь-дорога из деревни Тинга (это где находится миссионерская станция) вся разбитая, иногда едем по обочинам, где лучше. Дорогу эту строили британцы, а когда Кения освободилась от колониального ига, к дороге с тех пор так никто и не притрагивался. По дороге то и дело встречаются дети идущие в школу (а идти далеко!) и караваны ослов, идущих за водой. Справа и слева сидят на камнях люди, ожидающие попутный транспорт. Подъехали к дому Питера. У него много коз. Козлята услышав людей побежали к своим корытам, думая, что им привезли воды, но воды не было. Они печально пищали, как маленькие дети, заглядывая в пустые корыта. Я не мог без слез смотреть на эту картину. И тогда я сказал Питеру, мы не уедем отсюда, пока не напоим козлят. Питер позвонил на станцию и оттуда выехал на мотоцикле дежурный по водокачке. Я заплатил ему два доллара за работу. А козлята обступили корыто плотным кольцом и пили воду утоляя гнетущую жажду…
Дети - их в Африке много. Они сидят у своих жалких домов, грязные, оборванные, голодные. Они ходят по сухой пыльной земли босиком, играют с пустой пластиковой бутылкой. Многие из них носят на своих спинах своих братишек или сестричек, другие носят на своих плечах тяжелые баки с водой. Для детей деревни Либерты, где церковь приобрела хороший участок земли, решили сделать детскую однодневную площадку с трампалином, батутом и скромным угощением. Детей записалось 70, а пришло 120, потом 180. Когда на обед мы привезли им угощение, по одному манго, булочку и бутылку соды, то с улиц стали прибегать другие дети, но им ничего не хватило. Смотреть на это было горько. Дети уходили домой.
Побывали в нескольких деревнях масаев. Деревня - эта в основном одна семья. Тут живет старейшина деревни в своем доме, а в остальных живут его жены, каждая со своими детьми. Внутри деревни загон для коз и коров. Дома построены из веток и кустарников, обмазаны глиной и коровьим навозом, кстати строить такой дом это дело женщин. Мужчины пасут коз. Утварь в доме построена тоже из веток, кровать застелена коровьими шкурами, в прихожей очаг, пахнет дымом и копотью. В помещении сумрак, света нет. Свет проходит в дом через щели между ветками в стенах. И живут ни чего можно сказать не имеют, и никогда не будут иметь, но живут, радуются, работают, любят, рожают детей (а нам европейцам всего мало!) и служат Богу. На собрание приходят в 6 часов утра. С 6 до 10 поют без остановки, поют громко с энергичными движениями. Потом собрание. На собрании тоже поют, молятся, рассказывают свидетельства. В каждой церкви где я был мне оказывали большую честь и уважение. В знак благодарности мужчины и женщины снимали с себя свои украшения и одевали их на меня. А так же в каждой церкви я был облекаем в масайскую шуку - традиционную клетчатую накидку из красной ткани. После собрания угощения. Иногда женщины приносили спеченного на костре козленка. Самое вкусное ели мужчины. Остатки доедали женщины. А детям доставался только рис, который они едят немытыми руками.

продолжение следует