Владимир Графов. Переход в бригаду Бондаря

Северобайкальск Литературный
Переход из бригады Андреева прошёл на удивление просто. Просто потому, что за меня всё сделали ребята. Толик Байков переговорил с Бондарем, а потом они переговорили с бригадой.
Никто не возражал, и вечером Ваня Машков, зайдя ко мне в общежитие, радостно сообщил, что с утра я выхожу на работу вместе с ним. С руководством, как и с Николаем Андреевым, все согласовано. Я не возражал.
А наутро в прорабском, откуда отправлялись все бригады на перегон, мне пожали по очереди руки мои учителя, андреевцы. Кто посочувствовал, кто сказал, что сожалеет. А Николай Иосифович снял со своего плеча только что полученные со склада сапоги и со словами «носи на здоровье!» подарил их мне.
С андреевцеми я ещё часто встречался и в прорабке, и на перегонах, и даже в командировке в в далёком и неизвестном мне Таргизе.
Но это будет в будущем, а пока идёт обычная для строителей дороги работа. Подъемка, балластировка, выправка. Это только несведущим думается, что с укладкой пути дело заканчивается. Если бы так!!
Настоящая работа только начинается. И ещё не один раз пройдем мы по зашитым с моим участием звеньям, сломаем ручки не одного путейского молотка.
И не одна бригада будет трудиться на перегонах до самой сдачи сначала в Отделе Временной Эксплуатации (ОВЭ), а затем и в МПС.
С весною начинается самая жаркая пора у путейцев.
Бригаде Бондаря поручается регулировка температурных зазоров. Работа интересная, но довольно тяжёлая (впрочем, на путях лёгких работ нет)
И хотя, вместо обычных гидравлических разгоншиков, нам выделен трактор, бегающий по рельсам, менять местами рельсы приходится вручную. Для этого после промера длины рельс (а они имеют тоже свои допуски, и двух одинаковых найдешь вряд ли), приходится пару рельс расшить (выдернуть костыли), перевести с помощью трактора с места на место, и, поменяв их местами, снова зашить. А поскольку движение поездов уже осуществляется вовсю (идут грузы на строительство постоянных посёлков, идут мостовые пролеты, везут продукты питания), то приходится, услышав сигналы, подаваемые сигнальщиками, останавливать работу и пропускать поезда.
В тот период в один из дней несколько раз пропускали поезда, один за другим, а не работали. Только в очередной раз разобрали путь, как подъехала пассажирская дрезин. Вышли какие-то люди, ну и мы послали их ... , мол, работать мешаете (точнее послал их Сашка Раппопорт, но это между нами). А они взяли и пошли.....на уазики, которые следовали рядом по автодороге. Наутро оказалось, что нами была послана высокая трестовская комиссия во главе управляющим «Ангарстроя» Бондаревым. Нас, конечно, пожурили, но слух о том, как два «бондаря» одну дорогу друг-другу не уступили, ещё долго ходил в народе.

А потом была командировка на строительство вторых путей Тайшет – Лена в поселок Таргиз, точнее перегона 13 разъезд - Чукша.
«13 ноября в 13 часов 13 минут на разъезде номер 13 из 13 вагона вывалилось 13 человек. Это была наша бригада - бригада Бондаря».
   Именно так начиналось приветствие КВН команды «Чертова дюжина» на состоявшейся встрече с командой преподавателей Звёзднинской школы после возвращения из командировки. И будет это в предновогодний вечер  1977 года.
А пока бригада обживается в здании старой школы леспромхозовского посёлка с забавным названием Таргиз (похоже на «тарное государственное издательство»), готовит дрова для обогрева, знакомится с поварами леспромхозовской столовой, которые нам рады. Работа появилась! До нас-то к ним редко кто захаживал. А тут сразу, кроме нас, ещё две бригады: Бориса Ягудина и моих наставников Николая Андреева.
Мы ждём прибытия нашего трактора «Мамонта».
Дело предстоит не совсем обычное, второй путь уже уложен и забалластирован, но перед небольшим неготовым мостом для монтажа железобетонного пролёта уложили звено не 25 метров, как и на всем перегоне, а метров одиннадцать. А согласно ПТЭ (правила технической эксплуатации железных дорог) такой «рубки» на перегоне быть не должно.
И нам предстоит с помощью нашего «мамонта» перетащить рельсы до ближайшей станции. А это без малого 6 км, причем в сроки до конца года. Забегая вперёд скажу, что с задачей бригада справилась даже с небольшим опережением графика. Работали весь световой день, а в субботу только до 15 часов, потому что в 16 открывалась прекрасная по-сибирски основательная поселковая баня. И к первому пару мы всегда успевали быть первыми.
Долгих осенне-зимних вечеров у нас не было. Они были до обидного короткими. Кроме ужина, уборки нашего жилища, топки печей мы готовились к КВН, иногда вспоминали ключевые сцены из бригадного спектакля «Заседание парткома», который должны были сыграть на сцене поселкового клуба. И сыграли, когда приехали к нам недостающие актеры Федя Пилюгин, Алевтина Ермолаева и сам режиссер Анатолий Байков. Похоже, это был первый спектакль, сыгранный в этом клубе при полном зале. А уже когда вечерние заботы заканчивались, и вся бригада была в постелях, начиналось самое интересное...разгадывание кроссвордов.
У одного из прикомандированных к нам местных ребят оказалась прошлогодняя годовая подписка «Огонька», где на последней странице каждого номера публиковался очередной кроссворд. И под дружное разгадывание «ЭНТИХ РЕБУСОВ», как говорил самый заядлый «ребусист» Саня Кондратенко по кличке «Студент», мы и засыпали.