Полуостров Крым

Татаринов Николай Владимирович
 
                П                1957-2021
 

           Впервые море я увидел с перевала по дороге из Симферополя в Алушту. На перевале автобус сделал остановку. Все говорили – вон море, а я не видел моря – оно полностью сливалось с небом и не воспринималось как водная поверхность, линия горизонта не улавливалась совсем.
      Мы закончили 9-й класс и решили рвануть в Крым на велосипедах. Василий Аксёнов был ещё советским человеком и мы  ещё не слыхали, что Крым – это остров, поэтому решили добраться по шоссе. Ребята мы были самостоятельные, давно и активно занимались туризмом и всё нам было нипочём.
  Нас было четверо – трое из нашего  9-го Б – я, Вовка Гольдштейн и Валька Соцков и один Валькин товарищ из 9-го В – Володя Голубков. У Голубкова родители уже были в Симеизе – они  с Валькой остановятся там.    А мы с Гольдштейном должны были остановиться в Алуште, там у его мамы жили знакомые, которые согласились приютить нас двоих.
   У моей мамы на работе был сотрудник, который ездил в Крым на велосипеде в одиночку и мама передавала мне его советы – как правильно ехать по шоссе – главное – не быть третьим при обгонах.       А потом, когда было всё решено, мама вдруг сказала, что не отпустит нас одних – без инструктора. Родители других ребят не сопротивлялись. Ну а мне пришлось срочно изобретать инструктора.  Якобы он от Клуба Туристов.  Придумали кликуху – Севостьянов. Мы решили, что инструктор при выезде будет нас ждать в Клубе Туристов – на Рабочей улице. Это за Рогожской Заставой. Ну не ему же ехать к нам домой – в далёкое Измайлово, поэтому мои родители решили познакомиться с ним в Клубе Туристов – на общем старте…
   Приключения начались сразу - через 2 километра после выезда - ещё в Измайлове. На Валькином старом драндулете  полетела втулка заднего колеса. Возвращаться было нельзя – мои родители ожидали нас в Клубе Туристов и с ремонтом нам было никак не успеть до их возвращения. Да и втулка старой конструкции вряд ли подлежала ремонту. Я сказал, что если мы вернёмся, то я уже никуда не поеду и предложил кардинальное решение - купить новое колесо.
  Валька был самым малоимущим среди нас и нам троим пришлось скинуться на новое колесо из своих скудных средств. Мы с Гольдштейном съездили в ГУМ и привезли сию деталь.
  Выехали на маршрут довольно поздно и добрались только до Бутово.  Ночевать мы планировали в школах. Сельские школы обычно пускали туристов на ночлег – особенно во время каникул. Но Бутово это вам  не село, это был пригород Москвы и в пятиэтажной школе только сделали большие глаза.
   Что делать? И вдруг на глаза попалось отделение милиции – вот уж точно сельского типа, отсюда  идея – милиция! На лице дежурного  по отделению - с багровой физиономией - мелькнула мысль, нет не мелькнула – тяжело прокатилась. Он открыл нам приёмную паспортного стола, где стояли деревянные диваны – располагайтесь ребята, только чтобы в 8 часов утра вас здесь уже не было! И замкнул дверь на замок. В половине восьмого утра он отрыл дверь и говорит: – Вот вам бумага – пишите благодарность! И он начал диктовать:  Имярек такой-то проявил отеческое участие и т.д.  Мы сообразили, что эта благодарность должна была погасить многие взыскания…
 Ну, для хорошего человека – не жалко!
       Дальше был Подольск, потом перед Тулой  длиннющие затяжные подъёмы, там мы слезали и  своих стальных коней с серьёзными тороками вели  в поводу. В Туле ночевали у дальних родных Гольдштейна, было поздно, тесно, хозяин печатал фотографии при красном фонаре.
      После Тулы пошли дожди. Под дождём на велосипеде ехать неинтересно.
Мы тормознули грузовик с прицепом (тогда это было возможно), погрузили свои велосипеды, закрылись брезентом и вперёд. Грузовик был из Ворошиловграда (Луганск) и возвращался после доставки угля. Хороши же мы были… Так мы миновали зону дождей.  Довёз нас угольщик до города Кромы Орловской области. Дальше – своим ходом. Пошли степи и – Жара.
  Как мы не старались, а со стоянки не удавалось выбраться пораньше  и ехать приходилось по самому солнцепёку. Здесь –то меня солнышко и достало. Ехали мы в одних плавках и без головных уборов - моё темечко не выдержало такого издевательства – тепловой удар. Но, кое-как доплюхали до очередной деревни,  где нас приняла гостеприимная школа. Я отлежался в холодке и был в порядке. Хорошо, что деревня оказалась неподалеку – в степи они довольно редки и уже не деревни а большие посёлки.
  Наутро Валька решил прыгнуть с трамплина на велосипеде – кости остались целы, слава Богу, но переднее колесо! Я думал - оно не подлежит  восстановлению, но нашёлся местный умелец, который сумел из 88 сделать нормальное колесо. Преклоняюсь!
   Дальше был Харьков, где мы на вокзале встречали в поезде маму Володьки Гольдштейна – она  ехала в Николаев и в Харькове была стоянка прицепного вагона на несколько часов. Были гостинцы и Мороженое. Вершкове! Такого мороженого мы не едали и не смогли бы уж, наверное, поесть никогда! Валька – в своём репертуаре - слопал чужую порцию, но сердится на него невозможно.  По просьбе родителей мы регулярно отправляли открытки домой – живы здоровы и т.д.   Мама на меня уже не сердилась.
   За Харьков мы уехали недалеко – километров 100 до города Красноград (ж.д. станция называлась по старому – Конград – МПС очень консервативно). Здесь мы решили пообедать в Идальне.
Прислонили велосипеды с рюкзаками к крылечку - один возле другого – мой был крайний (уже смешно!).   Пообедали мы неплохо и довольные выходим из заведения…
                Мой велосипед  - в отсутствии!
Ну, ясно – Украина – страна велосипедов, да там всё харьковские, а тут – ЗИС - прогресс, да новенький почти. Побегали, побегали мы, потом к гаишнику обратились - с мотоциклом. Он меня в коляску посадил и прокатил до леса – недалече лесок то был… Я впервые ехал на М-72 –могучая машина!
 Четыре дня мы просидели в этом Краснограде, будь он неладен, пока милиция искала – безрезультатно. Они приглашали меня в отделение, показывали какой- то харьковский велосипед неизвестного происхождения.
- Вот - могли бы тебе его отдать!  - Хотелось им дело закрыть таким путём,  но напрямую не предлагали подписать протокол о находке. А я не поддавался и сам не предлагал.
  Потом решили нас на попутки сажать – время- то упущено.
Гаишники тормозили все грузовики, но таких не было, чтобы посадить нас всех вместе и с велосипедами.
Тогда меня посадили одного - без велосипеда – на бензовоз.
 Водитель был неразговорчив.
Вечером мы с ним решили заночевать в стогу при дороге. Рано утром я услышал, как он прогревает мотор. Но прогревал он недолго – слышно было как бензовоз удаляется по стерне в сторону дороги… Ну зачем ему бесплатный пассажир? Благо при мне осталась планшетка с моими документами и деньгами. Вышел я на трассу, поймал Газон до Мелитополя. Там пообедал  в рабочей столовой за 27 копеек, как сейчас помню. Просто интересно было   - что же можно изготовить на 27коп. Вроде бы полный обед. Но, ни вкуса, ни запаха. Стерильно! Вернее запах был – общий запах рабочей столовой – не весьма аппетитный.
 На автостанции удалось попасть на междугородный автобус до Симферополя, а там и до Алушты.
Там довольно быстро отыскал Вовкиных знакомых. Это была Сейсмостанция. Глава семейства был её директором и исполнителем одновременно. Симпатичное семейство. Хозяйка любезно взялась готовить еду для нас с Вовкой заодно со всеми, что делала о-очень неплохо. И даже не нагружала нас покупками или  домашними делами. Отдых был полный.
 Погода была замечательная – мы наслаждались морем. Особенно мне нравилось плавать под водой с открытыми глазами между камней, покрытых водорослями. Такого замечательного моря я больше нигде не видел, хотя я впоследствии и не стал любителем пляжного отдыха – больше 2 -3 х дней не выдерживаю. 
 На турбазе были маршруты на гору Чатырдаг, что высилась в перспективе, но наши бюджеты не позволяли купить путёвку. А карт и снаряжения у нас не было своих…
   Тогда уже начался произвол чиновников – некто Кириченко (м. быть секретарь КП Украины, не помню) окружил забором городской парк и сказал – это будет моя дача. Ну а нынче захватывают и все дикие пляжи…
Тем не менее – море было великолепно, но не всё же сидеть на одном месте. Тем более, что хозяйка сказала, что она вышла из планового бюджета и наши деньги кончаются. Тогда мы забрали остатки своих денег, сели на катер и дунули в Симеиз.  Там мы разыскали своих ребят, слазили с ними на скалу Дива, осмотрели посёлок, а потом решили совершить променад по берегу моря до Алушты – уже вдвоём. Это практически весь Южный Берег Крыма – 70км! Тогда это было возможно  -береговая полоса была девственно чистой. Когда я побывал в Крыму лет через 20 – весь берег был перегорожен, «приватизирован», везде пирсы, причалы…
  Ну а тогда были, конечно, участки недоступные для прохождения по береговой полосе, но это из-за скал, спускающихся прямо к воде. Тогда мы шли по шоссе. Осмотрели всё интересное. Когда идёшь  пешком – видишь гораздо больше. Возле Алупки по над каменным забором висели великолепные сливы - ну как тут было удержаться. На каменном заборе  очень удобно стоять, собирая сливы.  Ну а куда их складывать про запас? Выход был найден. Мы ходили тогда в сатиновых шароварах с резинками на щиколотках – уже понятно, да?  Мы опускали сливы за верхнюю резинку шаровар, они собирались у нижней резинки. Потом мы опускали ногу в рюкзак и освобождали резинку - идеальная схема получалась!  Когда спустились к берегу в Алупке, решили перекусить и присели за столик открытого ресторана  и вытащили  свой закусон – консервы и хлеб. Никто не возражал. И вдруг возглас за соседним столиком:  - А у меня в салате откушенный огурец! Пришёл администратор и его аргумент: - Вы извините, но это же делал ученик!  - Хороши же учителя! – подумалось.
        Итак: осмотрели Алупкинский дворец, Ласточкино гнездо, Гурзуф, и вдруг на пути  у нас  возник Артек! Ну не пройти же мимо!  Мы пролезли в дыру в заборе и пошли осматривать лагерь по аккуратным дорожкам. Вдруг навстречу стайка пионеров с вожатым во главе. Деваться некуда. Мы посторонились, стоим с рюкзаками на плечах, ждём отповеди.
  Но дети выстроились в линию напротив нас и проскандировали: «Здрав-ству-й-те!».
«Здравствуйте, Дети!» - ответствовали мы. (Ух, отпустило!)  Видимо, туристы здесь частые гости.
     За Артеком пред нами встала гора Медведь. Подъём на перевал был не крут и к вечеру мы были на перевале. Никакого жилья поблизости не предвиделось и мы решили заночевать прямо на тропинке, что шла через перевал. Было тепло. Мы подстелили прорезиненный плащ на двоих и укрылись одним же байковым одеялом. Заснули сразу – с устатку. Иногда приходилось вытаскивать мелкую щебёнку из под себя –плащ это не перина - ну а так ничего, выспались. После Медведя был ещё эпизод: мы шли всё по берегу  и вдруг на пути стоит будка, а возле  неё – человек сидит в одних трусах. Но рядом – на стенке будки висит морской бинокль. Ну, не спроста же он сидит! – Ваши документы! Мы гордо достаём новенькие паспорта, только весной полученные. Морской страж внимательно осмотрел документы. Расспросил – откуда и куда? Рассказали! Мы ему понравились, наверное: - Вообще –то здесь запретная зона – дача Хрущёва! Ну, да ладно, идите!  И дал нам даже посмотреть в морской бинокль! Здесь стоял единственный лифт на всём побережье.
    Потом были Ливадия, Ялта и, наконец, наша Алушта.
Возвращались уже на поезде – скоро начало  учебного года.
Мне пришло извещение из Краснограда, что они что-то нашли.
И я заехал к ним, не ожидая, впрочем, ничего хорошего. Так и получилось. Они нашли в лесу брошенный рюкзак, из которого, естественно, был вынут фотоаппарат «ФЭД».  А бутылка с машииным маслом разлилась и испортила все мои пожитки. Мне снова предлагали чей-то харьковский велосипед, но я не повёлся – не хотел отягощать свою совесть…
 
                Н. Татаринов