Пасхальные куличи

Надежда Мартьянова
      Яркие лучи дневного солнца заливали столы небольшой монастырской пекарни. Здесь, в мирном спокойствии и непрестанной молитве, выполняли сестёры одно из самых радостных монастырских послушаний — пекли пасхальные куличи. Пробовали ли Вы когда-нибудь монастырские куличи? Вдыхали ли их упоительно-сладкий, нежный, «домашний» аромат? Со всей смелостью и ответственностью можно утверждать, что нигде Вы не попробуете и не достанете ничего подобного! Монастырские куличи совершенно особенные, а всё потому, что готовятся они в особенном месте, где всё пропитано молитвой, всё делается с благословения! А ещё ингредиенты: всё своё, натуральное, монастырское; «взращённое» заботливыми руками инокинь, монахинь и послушниц.
 
     Работа в пекарне шла уже несколько часов. Рано утром, ещё перед выпечкой, приходил батюшка и отслужил утренний молебен «на начало всякого доброго дела», дал сёстрам своё благословение, чтобы получились сегодняшние куличи сладкими, ароматными и светлыми, как сам праздник!
     На одном из столов, прямо под висевшими на стене иконами святых и «Спаса Нерукотворного», стояли уже готовые заготовки — мягкие и воздушные куличи, только что вынутые из печи, но ещё не получившие «шапку» из белой, желтоватой или розовой глазури, ещё не украшенные разноцветной посыпкой, цветами и величественными буквами «ХВ». Размеры и формы заготовок отличались друг от друга —  большие и довольно высокие куличи предназначались для Митрополита и священников, а также для всех благодетелей и жертвователей обители в знак особого уважения и почитания. Другие, небольшого размера, пеклись для сестёр монастыря, настоятельниц, матушек, паломников, учеников Воскресной школы и простых прихожан. Да, много ещё предстояло сёстрам работы! Но работа эта была им пО сердцу. Ведь потом, в светлый день Воскресения Христова, каждый сможет вкусить кусочек этого сладкого рукотворного чуда и прочувствовать всю святую радость наступившего праздника (и разговеться)!
 
      За большим, просторным столом в центре пекарни стояла монахиня Флавиана и ставила с двумя помощницами, инокинями Софронией и Ольгой, опару: в нескольких мисках соединялись молоко, сахар и дрожжи, соль и немного муки. Всё это тщательно перемешивалось, и не просто перемешивалось, а пропитывалось вместе с тем неустанной молитвой Пречистой Деве Марии — Матери воскресшего Господа. «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие...» — слышалось из уст то одной, то другой сестры. Ведь пасхальное тесто любит доброе, молитвенное настроение и тишину в сердце! Перекрестив несколько раз получившуюся опару и окропив ее святой Крещенской водой, инокиня Софрония ставила её в специальный шкаф для расстойки теста — подниматься. А когда опара «подходила», то три послушницы добавляли в неё сливочное масло, яйца и муку, а позже ещё изюм, цукаты и кусочки шоколада для улучшения вкуса. Разложив ароматное тесто по формам и произнеся в крестном знамении слова «Господи, благослови!», они ставили формы в разгорячённую печь. Как же сладко пахнет сегодня в монастырской пекарне! Не насельницы монастыря, а сам Господь Бог их руками печёт сегодня изумительные пасхальные куличи!
 
     В дальнем углу, подальше от работающей печи, четыре сестры готовили сладкую разноцветную глазурь, которой будут политы верхушки праздничных куличей. И снова всё натуральное, монастырское! Для белой помадки брали яичные белки с сахарной пудрой, для желтоватой — густое сгущёное молоко, а розовой глазурь получалась благодаря концентрированному свекольному соку. Монахиня Агафия, ответственная за украшение куличей, кисточкой наносила готовую глазурь на верхушки, посыпала их пёстрой посыпкой — крашеным пшеном и шоколадной крошкой, придумывала узоры; «сажала» на ароматные куличи заранее приготовленные цветы из мастики — орхидеи, лилии и маленькие розочки. В самом верху она аккуратно выводила сакральные буквы светлого праздника — «ХВ» («Христос Воскресе!») Никто в монастыре не умел украсить куличи более искусно, чем монахиня Агафия! Имея от природы утончённый художественный вкус и неисчерпаемую фантазию, она создавала настоящие шедевры! Другие три сестры наносили рисунок по уже имеющимся образцам и время от времени, между взываниями к Пресвятой Богородице, все они крестились и читали молитвы преподобному батюшке Серафиму Саровскому, чтобы пестрели красотой и благодатью украшенные их стараниями куличи!
 
    Так и пролетел в монастырской пекарне солнечный весенний день — за работой, молитвами и в тёплом предожидании вечной радости о воскресшем Господе! Насельницам монастыря предстояло выполнить в ближайшие дни ещё много светлых и радостных предпасхальных послушаний — украсить храм, трапезную и сестринские кельи, покрасить яйца, навести идеальную чистоту. А сегодня стоят на просторных столах яркие, разноцветные куличи и радуют глаз своей необыкновенной красотой и благодатью! Грядёт, грядёт Светлое Христово Воскресение! Скоро облагодетельствует монастырь духовенство и мирян своими вкусными и ароматными куличами! И с какой умильной радостью будут прижимать к груди это сладкое чудо простые прихожане! А их глаза, полные трепетного благоговения, как будто произнесут во всеуслышание: «Будет кулич, будет и красота на праздничном столе! Будет Бог в сердце, будет и счастье! Христос Воскрес!»