В Липках

Соловьёва
В Липках
Благословенные Липки…светоносные Липки…озёрные Липки…
Всё плохое выветрилось – осталась  только одна благодать памяти…
Белокорые берёзы, янтарные сосны, стройные высокие ели с отрастающими пальчиками веток салатового цвета: я их ела каждый день, как и моя бабушка, имевшая белоснежную улыбку в 90 лет!
Директор школы, где я только устроилась на работу библиотекарем, спросила меня:
- Не хотите ли Вы поехать в оздоровительный лагерь «Липки» вожатой?
- Я в лагере вообще никогда не была: ни ребёнком, ни  преподавателем,- мне хватало общения на протяжении учебного года с детьми,- летом надо делать паузу и отдыхать друг от друга…Знаете, я поеду, быть на свежем воздухе, общаться с детками – конфетками, бродить по лесу, купаться в озере,- это лучше, чем заполнять суммарные книги и регистрационные карточки…в душной библиотеке, да ещё без конца пересчитывать учебники, чтобы иметь представление об обеспеченности пособиями учащихся…
- Только берите маленьких, а то большие Вас плохому всему научат!!!
- Чему это можно меня научить в моём возрасте?- возразила я директору.- С маленькими столько проблем- и заплетать, и кровати заправлять, и жалобы разбирать.
- Ну и что,- говорит красавица - директриса,- маленьким расскажете сказку – и они спать будут,- а больших будете искать по лесу.
(Всё оказалось наоборот: первый отряд был самым дисциплинированным, а для малышей возможность не спать и танцевать была в диковинку).
…Я написала заявление об отпуске на свой счёт и стала оформлять санитарную книгу,- три дня  с утра до ночи я провела в поликлиниках.
И наконец я в автобусе: мелькают луга и леса, огромные облака отражаются в лужах, их ветер, как пастух -  стадо кудлатых телят, гонит по небу,- ветер всегда говорит о перемене погоды. И правильно! А то дождь зарядил, выливаясь в потоп перед концом света.
- Как здесь красиво!- вырвалось у меня, когда автобус остановился между корпусами: высокие, устремленные в небо сосны, чистый целебный воздух, оркестр птиц…
В первый день вожатые готовят комнаты для детей, надевают наматрасники,  получают у кастелянши бельё и заправляют кровати.
Конечно, на 30-ой кровати мне надоело, но я была вознаграждена тем, что ко мне поселилили 35- летнюю «англичанку», лёгкую, изящную…
Она приехала не одна, а с 10-летним сыном Артёмом,- мальчик мне показывал сальто - мортале, ходил на руках, садился на шпагат, я охала и ахала от восхищения,- и мы подружились!
Весь вечер то кружили возле озера, то гуляли по лесу, «подкармливая» комаров и оводов..
Стали появляться дети: я помогала распаковывать чемоданы, забрасывая их на антресоли и раскладывая одежду по полочкам, сочиняя речёвки, девизы, нашла двух мальчиков, которые чудно читали стихи и стала с ними учить катрены, готовясь к открытию лагеря.
На 30 человек у нас было три вожатых, только Даша с Улей в Липки приехали в третий раз, в прошлый раз они отработали все три смены, они больше меня знали о лагерной жизни,  а я лучше их детскую психологию и конфликтные ситуации могла разобрать намного лучше. И Даша, привыкшая верховодить ещё в школе, не выпустила бразды правления.
И Даша, и Уля – красавицы, спортсменки, активистки, ответственные не по годам 20- летние девчушки,-  яростно подчёркивали мой возраст, а я решила вести себя, как француженка – и возраста не иметь.
Я была как бы всё время на подхвате: Даша и Уля пишут сценарий, а я с детьми учу стихи, они отрабатывают маршировку, а я навожу в комнатах порядок.
Я поняла, что «на подхвате» быть мне не очень фартило, но пришлось!
И ещё  мне привелось  быть психологом и разбирать конфликтные ситуации.
Например, дети кричат, что Варлен ударил Святку мячом и мог его убить.
Оказывается, Святославик требовал у Варлена три рубля за мяч и сам был инициатором спора.
Или Паша…такой маленький худенький бледный , выросший ,как  цветок в подземелье, совершенно асоциальный ребёнок: не умеет играть с чужими детьми.
- Ты почему плачешь? Ни с кем не подружился? Учить дружить и общаться.
Дети возьмите Пашу играть в «уно»! –( детская игра в карты по цвету и по цифрам).
- Иди Паша к нам!- кричат ребята.
- Не пойду!- ревёт мальчик - одиночка.
- Как же ты научишься играть с детьми?
Паша садится за стол.
Боялся мяча.
И Аня, такая ловкая, спортивная девочка по моей просьбе обучила Пашу многим приёмам…
Мне, конечно, как и тем детям, запомнились те дни, в которых я была улыбчивой, весёлой, простой и принимала огромное участие в лагерной жизни.
Например, вечер патриотической песни о войне, и я прочитала попурри о войне на стихи  Рождественского, Симонова, Твардовского, Ольги Бергольц  и три своих стихотворения.
Внесла свою дольку патриотизма.
И я гордилась детьми, певшими песни так серьёзно и так трагично:»На поленьях смола, как слеза», «На безымянной высоте», «Летит по небу клин усталый»- наш отряд «Победа» занял гран- при за исполнение песни «Катюша»: какие счастливые Блантер и Исаковский,- весь мир знает эти песни и даже 9- 10 летние ребята. А Исаковский не хотел дописывать стихи, - так Блантер приехал к нему в Крым и настоял. Не только итальянские партизаны её пели, как и японские самураи, сами фашисты её напевали. ..
Когда был день города, я прочитала «Реки Витебска» и «Здравствуй, город любимый мой Витебск»
А замдиректора по воспитательной части – историк по образованию провел сногсшибательный квест по Витебску и Витебской области,- я «отвечала» за Браслав.
По утрам я плавала в озере с 5 до 7 – самое лучшее время для меня, потом я красилась, молилась, сочиняла что- то о лагерной жизни, а в 8 шла будить деток:
- Детки - конфетки, открывайте глазки, расскажу Вам сказки,- шла на зарядку с ними и делала её, а потом помогала застилась кровати и заплетать косички.
Что мне не нравилось в лагерной жизни?
Это дискотеки!!!
Танцевать не очень люблю и умею, но топталась-  кивалась - динамила- зажигала- дёргалась и шептала про себя:
- Ладно, я и это выдержу.
Например, наш отряд лучше всех спел «Катюшу» и замдиректора по воспитательной работе, безумно влюблённый в детей и их детство, даёт им поощрение: танцы продлеваем на два часа.
Я- жаворонок, в 22 я умираю хочу спать.
Я приучила детей к тому, что каждый вечер я им рассказывала сказки, то известных авторов, то свои, по ходу ситуации, если нужно кого- то повоспитывать!
У нас пятая комната девочек, умных и талантливых, всё время получала «свинку» за неряшливую комнату – и вот я про них сочинила сказку:
Полюбил умный и аккуратный мужчина красивую и талантливую, но очень неряшливую девушку,- и во время свиданий замечал, что чулок собрался у неё на стройной ножке  в гармошку, видел пятно на юбке или замечал в босоножке грязную пятку. Думал, что перевоспитает. И сделал красавице предложение.
И стали они жить вместе.
Муж проснётся и налепит хинкали, пельменей и пирожков, юная жена ест и расхваливает.
Но вот стала её мучить совесть, и она обещает мужу:
- Дорогой, сегодня я буду печь оладушки.
Супруг от удовольствия ладони потёр.
Сделала юная жена хорошее тесто, разогрела сковородку, добавила масла и разлила оладьи,- да вот ждать пока, испекутся, нет мочи. Уткнулась в компьютер, оладьи сгорели, ни одна собака их есть не стала бы.
Да ещё оповещатели завопили, приехал МЧС,- хорошо, что штраф не дали.
Муж учит жену:
- Ты не уходи из кухни, пока не сваришь всё.
Поехали супруги кататься на лодке.
Во время водной прогулки его жёнушка была так остроумна, так весела, что муж опять в неё влюбился.
Приходит вечером поцеловать ненаглядную, а увидел возле кровати груды косметики, носки, чулки, майки, трусы( это все валялось у девчонок перед дискотекой), и охватила мужа брезгливость.
И ещё примеров 5-6.
И заканчивалась сказка словами: «В конце концов аккуратный муж развёлся с неряшливой, пусть и умной, и красивой женой».
И добавляла: «Не хотите остаться одни, когда вырастете, приучайтесь с малолетства к порядку».
На что девчонки смеялись и говорили:
- Мы мечтали получить свинку и поиграть с ней.
В лагере я страдала от хронического недосыпа.
Например, праздник красок холи(Краски холи — это порошковая краска из крахмала и пищевых красителей. Легко смывается с кожи и волос, а также без труда удаляется с одежды во время стирки. Гипоаллергенная и абсолютно безвредная для человека).
Популярный и древний праздник Холи в Индии длиться несколько дней и символизирует наступление весны и начало Нового года по местному календарю. Праздник является одним из древнейших и возник он еще за несколько столетий до нашей эры. Уже за пару недель до торжества начинается процесс подготовки, и самым яркой частью праздника являются краски холи. Популярен праздник в Непале, Шри-Ланке, Бангладеше, а также в странах с большими диаспорами индусов, таких как Суринам, Гайана, Южная Африка, Тринидад, Великобритания, США, Маврикий и Фиджи. В последнее время мероприятия с красками холи стали настолько востребованными, что длятся в течение всего года.
И вот холи достигли наших Липок.
Все дети были так чумазы,- что полночи их пришлось отмывать.
Или…однажды я проснулась от кашля в комнате мальчиков, прихожу и вижу: у Миши текут слёзы из глаз,- поила горячим чаем с мёдом, делала массаж, в 6 утра постучалась к врачу, чтобы она послушала, нет ли хрипов. Пришлось позвонить родителям, чтобы мальчика забрали на лечение домой.
А сказки? Я пересказывала и «Снежную королеву» Андерсена, и «Кот в сапогах» Перро, и «Железный Генрих» братьев Гримм.
Кстати, я инсценировала сказку свою собственную «Жил- был Волк».- Все дети запомнили слова этой сказки и часто проговаривали:


Жил - был Волк Серой Ногою Толк.
Приходил из тёмного леса, спрашивал с большим интересом:
- А у Вас дети есть? Я хочу их съесть.
( укутываю ребёнка шарфом - покрывалом - большим платком и отвечаю Волку с невиннейшим видом - врагам можно и нужно врать)
Говорю со смехом: « Мой ребёнок уехал!»…
- А куда?
- У него теперь жизнь - малина: он катается с папой в машине.
Волк замечает под покрывалом очертания ребёнка, спрашивает:
-  А это что - ножки?
- Нет, нет, это козлиные рожки!
Волк трогает ручки.
- А это что руки?
- Нет, нет, это речек излуки.
Трогает живот.
- А это что живот, который ест и пьёт?
- Нет, нет, это синий небосвод!!!
Трогает глазки сквозь покрывало.
- А это что, глазки?
- Нет, нет, это две сказки!!!
Трогает нос.
- А это что, носик?
- Нет, нет! Это маленький вопросик.
- А это что рот?
- Нет! Нет! Это дорожный поворот!
 -А это что,- шея?
Нет, нет! Это берёзовая аллея.
Волк страшно разочаровывается и, вздыхая, говорит:
- Ну, делать нечего. До вечера, до вечера.
И Волк уходил, голодный, без сил.
А мы покрывало снимали - и хохотали- хохотали:
Волк думал нас -  нет, а мы есть, есть! есть!

В нашем отряде была девочка Варя, умная, смелая, отважная, весёлая. Я за неё всё время переживала: каждый день она получит то царапину, то синяк,- замучилась ходить с ней в медпункт.
Но больше я дружила с мальчиками: у них больше рассудительности и доброты – меньше капризов.
Так на многих фотографиях и есть: я стою с мальчиками, а Уля и Даша – с девочками.
Мне очень понравился Экономический день.
Дети продавали умения, навыки и получали «липки»- я шутила:
- Липовые или липучие деньги?
Научилась плести браслеты.
За 20 липок сделала себе массаж, и боди- арт(Боди-арт – отличный способ украсить себя и не нанести вреда коже. Используя разноцветный гипоаллергенный клей, вы можете нарисовать любую картинку, при желании украсив ее блестками или стразами. Если вы не уверены в своих художественных способностях, то используйте трафарет. Держатся такие рисунки недолго – всего 7-10 дней).Ещё я посетила комнату страха.- Я продала за 10 липок свое умение гадать на руке и купила себе конфет и яблок,- в Липках нет ни одного магазина, Интернет почти не работает, мобильники плохо ловят связь!
Но мой звёздный час наступил, когда я написала сказку о преподавателях, настолько похоже, что дети всех вожатых узнали и хором назвали.
Что ж, пускай и такой опыт будет в моей жизни.