Вам напев мой - ростки сокровенные

Владлен Кешишев
Роду матушки, роду батюшки
Поклонюсь, помяну благодарностью -
На корнях родов век не счесть стволов,
Юных веточек, Лелей, Ладушек.

Зёрна новые прорастут в полях
В жизнь грядущую, в зори юные,
Плевела суховеи сметут в степях
Да в кострах спалят в ночи лунные.

Заповедано Колядою нам
Сеять ярь по весне - озимь осенью,
Мы душе творим в чистом теле храм,
В жатве ляжем снопами, колосьями.

Калачами ли, караваями
Силы Рода умножим зимами,
Вы с напевами соловьиными
Радуницу встречать приходите к нам.

Лаской памяти обнимаем всех.
Вам напевы любви сокровенные,
Неразлучные, незабвенные
Берегите очаг да ребячий смех.
***
26.07.2023

Курган «Темир». Заповедник "Аркаим"
arkaim-center.ru

Радуница - весенний языческий праздник восточных славян, связанный с культом предков. Очевидно, родствен слову «радость». После крещения его стали отмечать на Фоминой неделе - в 1-е воскресенье после Пасхи либо в следующие за ним понедельник или вторник (последнее особенно распространено). Радуница - один из древнейших праздников, когда на могилы прадедов приносят вино и еду (гл. образом - блины как символ солнца), устраивают оклички (причитания) и игрища (игры, песни и пляски).

РАДОНИЦА (Радовница, Радошница, Радуница, Навиев день, Могилки, Гробки, Тризны), языческий весенний праздник для умерших; совершался, по свидетельству Иоанна Златоуста, на христианских кладбищах уже в древности, обыкновенно во вторник на Фоминой неделе.

Первоначально понятие “Радоница” имело множественное значение и обозначало имена языческих родовых божеств, хранительниц душ умерших людей, олицетворяло почитание усопших; Радуницам и умершим приносили жертвы на погребальных курганах, чтобы душа покойника смогла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.

Некоторые исследователи слово “Радоница” не без основания сближали со словами “род”, “предок”, другие видели в нем тот же корень, что и в слове “радость”, так как в Радоницу покойники призываются из своих могил на радость Пресветлого Воскресения.

Вся без исключения Русь спешила в Радоницу на кладбища похристосоваться со своими покойными сородичами, угостить отошедших в вечность красным яичком и другими яствами. Три-четыре яйца клали на могилку, а иногда и зарывали в нее, разбивали о могильный крест, тут же крошили их или отдавали нищей братии на помин души. Не обходилось, конечно, без того, чтобы закускою и выпивкою, совершаемыми тут же на кладбище, живые не помянули усопших, — старославянская тризна, отличительная особенность русского народа. Хотя чествование памяти умерших, как бы сохраняющих еще какую-то таинственную связь с живыми, совершается повсеместно на Руси и во всех подходящих случаях, которые нельзя и перечислить даже, тем не менее Радоница как поминовенный день наиболее выделялся из числа прочих, отличаясь радостным настроением поминальщиков. Может показаться странным, каким образом печаль по отошедшим в вечность соединялась с радостью, но это объяснялось, во-первых, глубоким верованием русского народа, что придет время, когда все мертвые восстанут из гробов, верованием, подкрепляемым в то же время фактом Воскресения Христова, а во-вторых, Красная Горка — веселый весенний праздник, оживление природы, замиравшей на продолжительное время года, настраивал человека на веселый лад, побуждал забыть на этот раз о суровой, безжалостной смерти, подумать о жизни, которая сулит и радость, и благо. Вот почему к этому времени было приурочено большинство веселых и шумных свадеб, с их характерными народными песнями, сопровождаемыми пением “веснянок”. А вслед за этим весенним праздником следовали и Семик, и Русалки, и Иван Купала и т.д.

После принятия христианства праздник Радоницы получил совершенно новое содержание. Православная Церковь исповедует, что не только православные угодники Божии, но и все верующие не умирают, но живут во Господе. Спаситель Своим восстанием из мертвых победил смерть и теперь переселяет своих рабов лишь к другой жизни — вечной. Поэтому умершие христиане не перестают быть членами Церкви и сохраняют с ней и с остальными чадами реальное, живое общение.

Это и происходит в день Радоницы. После литургии совершается Вселенская панихида.
***

 
Почему нельзя ничем попрекать своих родителей: восточная мудрость

Люди делятся на несколько категорий по отношению к своим родителям. Одни считают, что родители им ничего не должны и рассчитывают сами на себя. Как правило, эти люди в итоге живут той жизнью, которую выбрали самостоятельно, никого не винят и не упрекают в случившемся.

Другая категория считает, что родители должны давать старт своим детям. Помимо ухода, питания и удовлетворения базовых потребностей, неплохо было бы дать ребенку хорошее образование и жилье. Только на этом фундаменте можно что-то построить.

Те, кому ничего от родителей не досталось, как правило, винят их в недальновидности, в отсутствии родительской любви, в транжирстве, в том, что жили только для себя и непонятно, зачем нужно было вообще рожать, если ребенок ничем не обеспечен.

А те, кому досталось столько, что и в руках не унести, совсем не ценят ни доброго отношения, ни имущества, ни открывшихся возможностей. Принимают ситуацию, как данность. И рады, что можно не работать, а жить за счет плодов чужого труда.

В компании моих друзей и знакомых нет тех, кто поднялся с низов и стал миллионером. И нет представителей разбалованной золотой молодежи.

Но есть те, кто считает, что родители уготовили своему чаду ничем не примечательную, тусклую, серую судьбу.

Кто-то упрекает родителей в том, что те предоставили чрезмерную свободу. Нужно было заставлять на кружок английского ходить и над учебниками сидеть, а не по дворам бегать. Кто-то считает, что напротив, родители давили, настаивали, по музыкалкам и художественным школам таскали, а надо было дать свободу выбора.

Кто-то корит их за то, что не отпустили в юности в большой город, денег не дали или побоялись, что ребенок не справится с мощью столицы. Есть и те, чьи родители вмешались в личную жизнь и запретили жениться на тех, кто нравился. Навязали свой вкус, свой выбор.

Неприятно слышать такие разговоры. Мол, я мог бы быть гением, бизнес-воротилой, звездой, но мои родичи все испортили. Своей ДНК, своими генами, своими отсталыми методами воспитания и архаичными взглядами на жизнь. Как мы знаем, сильная трава и сквозь асфальт прорастет.

Все, что должно сделать наше поколение - впитать в себя опыт и хорошего и плохого, и попытаться прожить жизнь лучше. Но того, что случилось, уже не изменить. Тем более болтанием языка и обидами.

А может, это сама судьба вмешалась. И при помощи родительских запретов и указов распорядилась вашей жизнью.

Сделала бедных бедными, чтобы они могли стремиться к богатству. Сделала несчастных несчастными, чтобы они стремились к добру и справедливости.

На Востоке говорят:
Никогда не жалуйтесь на вещи, которые родители не смогли дать вам. Возможно они отдали вам все, что у них было. Каждый из вас в неоплатном долгу перед ними.
Мне кажется, что перед тем, как попрекать родителей, нужно сначала трезво и объективно оценить, что мы можем сделать для своих детей.
***


    Антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру.
Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям: "Тот из вас, кто первым добежит до дерева удостоится всех сладких фруктов".
Когда он сделал знак детям начинать забег, они  накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами.
   Поражённый антрополог  спросил у детей, почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя. На что дети ответили: "Обонато" Разве возможно, чтобы один был счастлив, если остальные грустные? "Обонато" на их языке означает: "Я существую, потому что мы существуем".