Из Лоуренса Ферлингетти - Париж и Прованс

Юрий Иванов 11
                Лоуренс Ферлингетти

                Париж и Прованс

                Звучной тёмной ночью в Париже
                в Провансе было немного солнца
                когда я наткнулся на
                поэзию Рене Шара и снова увидел
                Воклюз
                лето кузнечиков фонтаны полные лепестков
                и реку протекающую через пустоши
                и поля наполненные тишиной
                этого миндального мира
                хотя сверчки стрекотали
                своими лапками
                И в вызывающей дрожь грёзе поэта я увидел не Лорелею на
                Роне
                или ангелов слетевшихся на марсельский берег
                а обнажённые пары
                в пучине печальных вод похотливой весны
                в алгебре лирики
                которую до сих пор расшифровываю

                From: Pictures of a gone world

                28.07.23

 Примечание: Прованс - историческая область на юго-востоке Франции, ныне составляющая часть региона Прованс — Альпы — Лазурный Берег. В настоящее время на территории Прованса находятся департаменты Вар, Воклюз и Буш-дю-Рон, а также части Альп Верхнего Прованса и Приморских Альп.

 Лорелея - прекрасная дева, которая сидит на скале на берегу Рейна, расчёсывает волосы и поёт песню, зачаровывающую всех, кто плывёт по реке.

 Рона - река в Швейцарии и Франции.

 Рене Шар (фр. Rene Char, 14 июня 1907 года — 19 февраля 1988 года, Париж) — французский поэт, один из крупнейших лириков XX века.

             ***

In Paris in a loud dark winter
when the sun was something in Provence when I came upon the poetry
of Ren; Char I saw Vaucluse again
in a summer of sauterelles its fountains full of petals
and its river thrown down through all the burnt places
of that almond world and the fields full of silence
though the crickets sang
with their legs
And in the poet’s plangent dream I saw no Lorelei upon the Rhone
nor angels debarked at Marseilles but couples going nude into the sad water
in the profound lasciviousness of spring in an algebra of lyricism
which I am still deciphering