Оппенгеймер

Ирина Фетисова-Мюллерсон
12 июля в Париже состоялась премьера фильма об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере (Килиан Мерфи), поставленный знаменитым кинорежиссером и сценаристом Кристофером Ноланом.
Кассовый фильм упорно набирает обороты и просмотры, ну и я решила не отстать от прогрессивного человечества, благо заданная тема как нельзя более остра и современна. То есть, от просмотра ожидается именно не что иное, как увидеть раскрытие идеи и реализацию создания страшнейшего в мире оружия и коллектив связанных с этим громких имён. Ожидаешь увидеть развитие личности героя, период Второй мировой войны, учёный мир тех лет, военную задачу и реализацию правительственного заказа США на разработку атомной бомбы.

Всё это было показано – и костюмы, и грим, и пейзажи и даже сам взрыв без участия компьютерной техники. Много звуковых и отчаянно шумовых эффектов сопровождали 180 минут этой драмы. Заявленных сцен насилия и секса было минимум, фильм обращён к аудитории старше 15 лет.

Три часа + 45 минут жуткой звуковой рекламы перед фильмом требуют усидчивости (в прямом смысле слова тоже – сидения в кинотеатре не из пуха сделаны) и надёжной нервой системы. Это не театр с антрактом, это пребывание в тёмном помещении с огромным экраном и жующими попкорн соседями в течении четырех часов. Всё бы ничего, ведь время пролетает незаметно, когда сюжет увлекает настолько, что забываешь обо всём на свете.

Так вот – со мною этого не случилось. Выйдя из кинотеатра, я долго не могла понять, чем меня расстроил этот новый кинофильм, бюджет которого составил 100 миллионов долларов. Постепенно картина прояснилась – меня обокрали в эмоциях. Я вообще не сопереживала героям, душой не участвовала в событиях и меня постоянно не покидало ощущение, что я смотрю экранизированную Википедию.

Помните фильм Даниила Храбровицкого «Укрощение огня» с гениальной музыкой Андрея Петрова? Одержимого идеей покорения космоса Сергея Королёва играл Кирилл Лавров, да нет – он не играл, а жил на экране и его герою веришь с первой до последней минуты фильма. Победы, поражения, создание того, чего в мире ещё не было – всё проходит перед глазами, выстраивая картину жизни уникального человека и создания отрасли ракетостроения. К этому фильму я возвращаюсь вновь и вновь, особенно, когда падает вера в себя и свои силы. Эмоции зашкаливают до сих пор, музыка живёт во мне с момента премьеры в 1972 году.

Мне стало очень грустно, что ничего схожего после просмотра нового фильма со мной не произошло! Ни один мускул не дрогнул в моем теле, ни один момент не потряс моей нервной системы (кроме уже упомянутых ужасающих звуковых эффектов)!
Того, что идёт Вторая мировая не чувствуется вообще, сам момент сброса бомб на японские города слегка обозначен, а эффектно смотрелись только две сцены – сам ядерный взрыв на полигоне и сцена в кабинете Трумана. На приеме у Президента Оппенгеймер говорит – я чувствую, что у меня руки в крови, на что Труман достает нагрудный белый платок и, помахивая им перед лицом физика, произносит сакраментальную фразу: Будут помнить не создателя бомбы, а того, кто её применил. Всё. Больше мне не запомнилось ничего, разве что белые волосы Энштейна. А ведь актёры играли хорошо, и съёмки были профессиональными, но такого невыразительно сценария я не ожидала! Если нет искорки в фильме, если не дышит повествование, то его никакими силами не оживить.

Я не кинокритик, я не профессионал в военном деле, я не физик. Тем более я не политик. Но я зритель, ценитель искусства, и имею право на свою точку зрения в оценке увиденного. Я не испытала ужаса от создания смертельного оружия массового поражения, мне не стало страшно за судьбу планеты – фильм оценивал и судил Оппенгеймера, как и он судил себя сам. Но почему душа не сопереживала его духовным страданиям и поискам?

Джонатан Дин из Sunday Times охарактеризовал фильм «Оппенгеймер» как «дерзкую, изобретательную, сложную ленту, способную потрясти аудиторию». Жаль, что я не отношусь к этой потрясённой аудитории, или я просто раньше видела «Укрощение огня».

Было бы интересно услышать мнения других посмотревших эту кинокартину, особенно с учётом того, что по данным опроса он понравился 94% зрителей.

24 июля 2023 И-Ф-М (фото – афиша в кинотеатре)