Обыкновенная история про дверной ключ

Мирка Иванович
Так повелось среди авторов художественной литературы, что считается абсолютно необходимым давать имена героям произведений. Часто выбирается такое имя, чтобы сразу настроить читателя определённым образом. Трудно представить Иудушку предводителем восстания, Вронского — трубочистом, а Снегурочку — владелицей сети соляриев. Традиция называть героев так укоренилась в наших умах, что в её разумности никто не сомневается. Обыкновенный читатель вынужден запоминать имена всех этих Белкиных, Мамонтовых и Обезьяновых только ради того, чтобы его могли назвать образованным, культурным человеком. Круг реальных знакомых заядлого читателя оказывается на порядки уже круга литературных персонажей. С этим можно бы смириться, если бы присвоение имён было вызвано необходимостью различения действующих лиц, однако на самом деле читатель вынужден запоминать имена даже тех героев, которые живут в своём мире абсолютно одни. Адам до совершения над ним известного оперативного акта с ребром какое-то время и не рассчитывал, что его кто-то может окликнуть, однако уже был Адамом. Но и это ещё не всё. Абсурд ситуации доходит до того, что имена, клички и прозвища даются в том числе животным и даже предметам, и можно подумать, что автор, проходя короткий путь от своего подъезда до хлебного киоска, заранее знает, как будут звать случайно встретившуюся дворовую собаку.

В противовес сложившимся традициям мы не будем придумывать имени герою этого рассказа. Пусть он встретится нам под местоимением Он. Там же, где употребление именительного падежа окажется невозможным, с разрешения читателя воспользуемся правилами склонения русского языка. Если же понадобится ввести в этот правдивый рассказ ещё один персонаж, то об этом будет оговорено заранее. Скажем только, что в тексте второй герой встретится под именем Она.

Итак, подойдя к двери своей квартиры, Он пошарил в кармане куртки. Что-то заставило его на миг остановиться и задуматься. Пошарив ещё раз, Он изменил место поиска на другой карман. Не найдя ничего, наш герой стал искать одновременно двумя руками в двух противоположных карманах куртки. Трудно сказать, зачем Он это делал, но, видимо, так поступают все в подобной ситуации. Далее та же участь постигла нагрудные, внутренние карманы куртки и карманы брюк. Окончательно убедившись в тщетности подобных занятий, Он огляделся вокруг и вслед за этим вышел на улицу. Мысли его устремились в прошлое, точнее, память судорожно пыталась воскресить тот момент, когда в последний раз ключ попадался на глаза. Но и это не удалось сделать. Разумеется, ключ был потерян, поэтому ни звонок в офис задержавшемуся сотруднику, ни очередной обыск самого себя ничего не дали. Смирившись с этой мыслью, Он решил повторить свой путь к дому в обратном порядке.

Дорога до метро занимала тридцать минут довольно быстрым шагом. Руководствуясь канонами, здесь следовало бы поместить описание погоды и окружающего ландшафта. Самое время было бы разыграться лютой буре или, по крайней мере, должен подняться пронизывающий ветер, и пойти проливной дождь. Но ничего такого не случилось, нам вообще неизвестно, какая была погода, какое было время года и какова плотность городской застройки. Исследуя находящийся под ногами тротуар и лишь слегка отводя взор в стороны от основной траектории движения, наш герой не заметил ничего вокруг, пока не дошёл до метро. Поняв всю тщетность дальнейших поисков, Он решил вернуться к дверям квартиры.

Собственно, на этом наша история заканчивается, и тут, кажется, пришло время прервать повествование, если бы не два момента, на которых стоит остановиться отдельно. Во-первых, читающий эти строки может задаться вопросом, с какой целью всё это написано, и какая здесь мораль. Особо критичный ум упрекнёт автора в бессмысленности и незавершённости произведения. Отвечая на эти претензии, хотим заметить, что далеко не всё, что происходит в нашей жизни, имеет определённый результат, который мы наделяем атрибутами высокого смысла или завершённости. Наоборот, большинство событий, происходящих с нами, имеют так мало общего с тем, что могло бы остаться в нашей памяти. Посмотрев на себя со стороны, уже совсем не трудно признать, что поступки наши так часто бывают бессмысленны и даже, случается, абсурдны, не говоря уже о моральной стороне вопроса, которой мы здесь не касаемся. Не свойственно ли нам жалеть о потерянном впустую времени, о том, что мы сделали, о том, что мы не сделали, и размышлять, как бы мы поступили на чужом месте. И с этой точки зрения рассказ наш представляется гораздо реальнее многих созданных до того литературных произведений.

Наконец, у нас осталось одно невыполненное обязательство перед читателем, которого мы никак не хотим обмануть в его надеждах. Спешим выполнить своё обещание о втором персонаже незамедлительно и о чём предупреждаем заранее.
Он прождал во дворе дома около двух часов, то стоя на месте, то неспешно прогуливаясь, после чего Она, вернувшись с работы, обняла его, открыла дверь своим ключом и впустила домой.