Несчастный возраст

Флорентин Тригодин
НЕСЧАСТНЫЙ ВОЗРАСТ (философические размышления)

Несчастный возраст — это в районе восемнадцати лет. Именно это время, эту «точку» на жизненной траектории я нет-нет да вспоминаю как не то самые унылые, не то самые несчастливые месяцы, дни, часы...

До этого (скажем, переходного) периода ты весь заострён вперёд: в первый ли класс, из шаровар — в брюки «с серёдышем», из поглядывающего сбоку — в танцующего с девкой (!!!), из первого курса - во второй, из некурящего и непьющего — в курящего щёгольски и пьющего (это уж как научила деревня), из... Да хватит уж! Ибо на самом пороге восемнадцати ты понимаешь, что скоро будешь работать и работать да ещё и женишься. Ну, женишься ты в двадцать с чем-то или в семьдесят, или только «в уме», а вот вкалывать — это будешь железно!.. Так заканчивается (истекает) счастливое твоё время (вот именно: детство), и ты в вакууме: между каким-то ежедневным смыслом — и не наступившим, но нависшим грозовой тучей будущим, или отсутствием смысла. В самом деле, жениться, как все, и работать, как все, и так закончить жизнь — какой уж в том смысл?.. Старое (прежнее) уходит, нового ещё нет. Пустота, неопределенность, несчастное время твоё.
Вот мое стихотворение-ощущение того периода, своих восемнадцати:

Помню, домой забежишь - тоска:
Все на работе, мухи летают,
Солнечный зайчик с ними играет...
Долго растёшь ты до мужика.

Папка велел направить гвоздей,
Мамка - воды накачать в две кадушки.
Лето в деревне. Нету людей.
Есть только ты - для своей подружки.

Вечер. Бежишь в деревенский клуб,
Вичкой по тыну бренчишь, ликуя.
Мысленно с нею уже танцуешь,
Чтоб не забыть положенье рук.

Кого приведёшь ты в отцовский дом?
Веди - чтобы в рифму в тосте!
И дети покатят твой снежный ком -
На танцы, на свадьбу, в гости...

Счастье — когда ты безболезненно перешагнул район восемнадцати, ступил во взрослую жизнь и упорно тянешь свою лямку, не имея возможности (да и желания) «соскочить». Если бы Сизиф докатил-таки свой камень до вершины — все бы закончилось, задача выполнена, время остановилось... Но миф о Сизифе нас учит как раз тому, что это хорошо, что камень у самой вершины скатывается вниз, и всё сначала. Это трудовое однообразие — и есть плата за земной воздух, за радости и беды жизни на этом свете, за счастье жизни, иного счастья нет. Но если некто застрянет в своём переходном возрасте от  детства к взрослости, в этом несчастном возрасте застрянет то есть, - он будет, следовательно, несчастлив всю жизнь...

Итак, Сизиф почти докатил камень до вершины, камень скатился, Сизиф снова катит его... Воистину «что было -  то и будет», как учит нас Экклесиаст в Апокалипсисе (см. Библию, самый конец). Мне стало интересно поискать в Апокалипсисе, в суждениях Экклесиаста какой-то «смысл жизни», что должна быть достигнута какая-то твоя цель в жизни, взят новый рубеж, вперёд, вперёд... И не нашёл. А что нашёл? А вот что: возрастные периоды дарят человеку свои возрастные радости: любовь в юности, пир с друзьями, какие-то свершения (построил, родил...).Но все пройдёт, сгинет — как у бедняка, так и у богача. А смысл, по Экклесиасту, в том, что радуйся сегодняшнему дню. Эта нахлынувшая и схлынувшая (!!!) радость — и есть смысл и счастье жизни, иного нам не дано.

Есть у меня и рассказ о том же: как герой, вступив во взрослую жизнь (женился, работа, работа и работа, ребенок, снятый в пригороде угол), ожидает чего-то яркого и радостного — в наступившем угрюмом однообразии. Начинает писать рассказ, как что-то интересное вот-вот произойдёт. Но что это должно быть? Рассказ остался не дописанным. Прошли годы, и жизнь сама дописала: начатое в рассказе — всё сбылось, а не дописанное оказалось пришедшей вдруг истиной, что ничего яркого, интересного, нового — не произойдёт! (Рассказ «Проза жизни»). ...Что новое и яркое — это и есть вся твоя конкретная жизнь, которую надо уметь ценить и любить за все её периоды, которые кажутся счастливыми или несчастными. А твой несчастный (переходный) возраст — он, может, и есть самый яркий, потому что в нем ты слился с Сизифом и внимал Экклесиасту.

Если кто-то уже далеко забежал вперёд и увидит в моих размышлениях что-то устаревшее, пусть он тоже почитает Экклесиста, его Апокалипсис, но никто читать не будет. Люди бегут от угрюмой формулы «что было - то и будет» - в неизведанные радости будущего, к тому, чего ещё не было... Но что было — только то и будет. Например, будет у кого-то «район восемнадцати лет», этот счастливый несчастный возраст.
                04.08.2023г.