Золотой стандарт поэзии

Елена Маркушева
ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ ПОЭЗИИ

Эпиграф:
Золотой стандарт — денежная единица для обмена на соответствующее количество золота.

Я называю золотым стандартом в поэзии самую краткую форму законченного стиха — четверостишие. Это, можно сказать, неделимый атом поэзии. Одна строчка - не поэзия. Две строчки - чего-то не хватает. Три строчки читается как неоконченное, а вот в четыре можно создать смысл, образ, метафору. Такой стих читается как камень запущенной пращей Давида, так он молниеносно поражает воображение читателя, передает кинетическую энергию стиха.

Четверостишие как законченное стихотворение написать невероятно сложно. Это высочайший уровень поэтического мастерства. Образцами могут служить всем знаковое с детства Пушкинское: «О сколько нам открытий чудным…» Тютчевское - «Умом Россию не понять». В современной поэзии в этом жанре работает Губерман. И хотя он сильно политизирован, и материться в своих гариках как сапожник, но он неплохо освоил этот жанр короткого стиха.

Короткое четверостишие восходит к частушке. Народной форме творчества. Именно она послужила образцом короткой и ясной мысли. И не так много в русской поэзии ярких запоминающихся четверостиший. Поэтому если нам встречается достойное, то оно заслуживает внимания. Такое нашлось такое четверостишье у Анны Вольф «Деревянный идол».

Я ощущаю стук дождя по деревянной коже,
Я слышу ветер и ловлю глазами свет.
Но оживить меня никто не может
На протяженье многих тысяч лет.

Удивительно проникновенное стихотворение. Мы словно оказываемся на просторах среди шумящих как тризна трав, где видим деревянного идола, который сурово стоит на холме. Мы устремляемся в прошлое и спрашиваем себя, как долго он тут стоял, кто его поставил, какие люди возводили его тут. Поэт достигает цели. Он увлек нас своим образом, опустил нас в мир минувших эпох. Но можно возразить, что идол должен быть каменный, деревянный не сохранится под дождями и ветрами на протяжении несколько тысяч лет. Но нельзя забывать мы в мире поэзии, в другой реальности. Как мы попадаем в сказку и принимаем условности, так и в поэзии мире образов мы принимаем другие измерения времени и смыслов. Для нас важно повставать самим деревянной щекой вживую дождь, ветер, и мы вживую чувствуем этот дождь, который падает на щеки идола.

P/S
Вопрос а может ли сохраняться идол тысячу лет?… А вот пример идола, который дошел до наших времен. Это так называемый Шигирский идол - древнейшая в мире сохранившаяся деревянная скульптура. Возраст, по последним оценкам учёных, достигает 12100 лет, Идол выполнен из лиственницы в XI тысячелетии до нашей эры, в эпоху мезолита. Вполне возможно, что этот идол и послужил образом для вдохновения поэта.