На Столетовой горе

Анатолий Горовой
Поездка в гости к другу, которого давно не видел – это приятное событие. Мы все знаем, как оно обычно происходит - приехали, встретились, обнялись, собрали стол, посидели, выпили, вспомнили былое, погрустили, посмеялись, помечтали о будущем, делясь своими планами. Только вот когда друга уже нет в живых, то поездка превращается в испытание для нервной системы. Ты вдруг понимаешь, что уже никогда не увидишь этого человека, что сердце, несмотря на осознание разумом случившегося, все равно никогда не сможет принять его уход. И образ друга, накрепко впечатанный в память, остаётся только на фотографиях и в воспоминаниях.

Да, мы с Николаем Столетовым виделись не так часто, как хотелось бы, ибо работа и постройка дома занимали большую часть его времени, которого, к сожалению, было отмерено слишком мало. Первый раз я к нему приехал, когда его уже не стало, чтобы отправить его в последний путь. Похороны друга – это страшно, но жизнь устроена именно так, и от этого никуда не деться. За пару дней до этого у Коли был день рождения, мы его поздравили, оставив ему в социальных сетях множество тёплых слов, а на следующий день случилось непоправимое. Многие поздравления он так и не успел прочитать. Какая-то злая игра судьбы – не иначе. Мы все были шокированы внезапностью его ухода. Я смутно помню, как я доработал следующий день, когда узнал про случившееся, ибо весь остаток дня прошёл, как в тумане. Даже сейчас, вспоминая эти моменты, мне становится не по себе.

 Я – человек публичный и знаком со множеством людей в различных городах и сёлах, но не со всеми удаётся наладить дружеские отношения. С Николаем же это удалось практически сразу. В одной детской песне советских времён пелось: «Ну а дружба начинается с улыбки…». Так и Коля, появившись в наших творческих кругах, сразу обворожил всех своей искренней улыбкой. Сразу стало понятно, что это человек широкой души. А когда он взял свою 12-струнную гитару и запел, все присутствующие просто ахнули, когда его звонкий голос полетел по залу. Такие его песни, как «К бате», «Человек с гитарой» (собственно, как и назывался сегодняшний концерт), «Не напоминай мне» вроде бы и просты, но в них была и остаётся такая глубина, что они сразу коснулись наших сердец. Чуть позже мы узнали, что у Коли некоторое время назад была сильная травма левой кисти, и он не мог долго играть на гитаре. После исполнения пары-тройки песен ему нужен был перерыв для отдыха. Мне кажется, что порой он играл через боль, зажимая аккорды, но внешне не подавал вида. Что он чувствовал в такие моменты, мы уже не узнаем, а на тот момент спрашивать было неловко.

Многие песни он писал сам, в том числе музыку и слова, также он часто писал на чужие стихи. Посчастливилось и мне стать его соавтором. Увы, Провидение разрешило нам создать только одну песню. А какие были далеко идущие планы… Эх… Вот и сейчас, прослушивая его песни, я осознаю, какого таланта был этот человек, так до конца и не раскрывшийся.

В конце июля я наткнулся в интернете на афишу концерта, посвящённого памяти Николая Палыча, как его многие называли. Разослав знакомым эту афишу, я начал планировать поездку. В село Поперечное, что входит в Верх-Ирменский сельсовет, где проживал Николай, добраться не так просто. Несмотря на относительную близость к нашему огромному мегаполису Новосибирску, туда не ходят прямые автобусы и без автомобиля там, как без рук. Увы, владельцем автомобиля я не являюсь, так что нужно было искать водителя, который бы отвёз нас до села. «Ничего, добрые люди помогут!» - подумал я. Так оно и случилось. Созвонившись с организаторами концерта, мы обсудили детали, распланировали наш визит до мелочей, а также способ доставки нас в Верх-Ирмень.

Наступило 5 августа – день концерта. Накануне я не спал, предаваясь воспоминаниям и размышлениям, что в дальнейшем помешало мне выступить, как я хотел, ибо на сцене я не чувствовал присущей мне уверенности и немного терялся. Выехав с утра, мы добрались до Верх-Тулы, где встретились с поэтом Еленой Соболевой-Пурис, хорошим другом Николая. Их творческим дуэтом было создано несколько замечательных песен, порой они даже выступали на сцене вместе. Мы дождались водителя и отправились в путь. По пути мы подобрали Елену Заколодкину - ещё одного поэта из Ярково.

Верх-Ирмень встретила нас ухоженностью и чистотой. Иной раз приезжаешь в село, а там лишь разруха и безысходность. Здесь же сразу видно, что живут трудолюбивые люди, которые уважают свой дом и землю, на которой они живут.

Пару часов мы репетировали в местном доме культуры, а потом записывали песню Николая «Ирмень», которую он часто исполнял здесь на сцене. Даже я, человек совершенно не умеющий петь, принял в её записи участие. Вечером нам нужно было выходить с ней выступать перед публикой, и я опасался, что испорчу некоторые моменты. Нужно было не ударить в грязь лицом, и вроде бы получилось, хотя и не идеально.

И снова предстояла процедура, которая выворачивает нервы наизнанку – посещение кладбища. Наши творческие круги за последние годы потеряли множество людей. Десятки талантов покинули нас. И Николай среди них. Я понимаю, что жизнь не вечна, что уйду сам рано или поздно. Я принимаю, что уходят пожилые люди, которые видели жизнь и, возможно, даже сумели устать от неё. Но я никогда не смогу принять, когда умирают люди в самом расцвете лет. Напомню, что Николаю было всего 44 года. Говорят, что Господь забирает лучших. Может, оно и так. Но все равно чувство несправедливости жизни не покидает меня, когда я думаю об этом.

На могиле Коли установили красивый памятник, без ненужной вычурности и пафоса, лишь фотография с его, ушедшей в вечность, улыбкой и силуэт гитары в мраморе. Мне кажется, что памятник очень точно отражает Николая, каким я его знал. Белые хризантемы, которые мы привезли с собой, органично вписались в цветочный ансамбль, находящийся здесь. Светлому человеку – светлые цветы. Многие еле сдерживали слёзы, а кое-кто говорил, что накануне Коля являлся им во снах. Быть может, ждал. И дождался.

Концерт должен был пройти на склоне, располагающемся позади Колиного дома, который он так усердно и тщательно строил, но так и не успел в нём пожить. В народе этот склон уже прозвали «Столетовой горой», потому что каждую зиму Николай оборудовал здесь большую горку для всех желающих. Сегодня на месте этой горки, которую мне так и не довелось увидеть, помимо стендов с фотографиями, красовалась  надпись "Человек с гитарой", составленная из отдельных букв оранжевого цвета, высотой около сорока сантиметров каждая, что придавало оригинальности импровизированной сцене. Но сцены как таковой не было, поскольку артисты должны были выступать на вершине склона, где на голой земле стояли микрофоны и звуковые колонки. Планируя поездку, я опасался дождя, но с погодой повезло - стояла жаркая летняя, почти безветренная погода. Перед нами представало живописное место: речка Малая Ирмень мягко протекала под деревянным мостиком, по которому мы подходили к дому; буйство зелени и бездонное деревенское небо обволакивали всех присутствующих. Местные жители наверное уже привыкли, а я, как человек городской, жадно вдыхал этот знойный травяной воздух. Воспоминания о, казалось бы, недавнем, но уже столь далёком деревенском детстве, нахлынули на меня, и я бродил туда-сюда, созерцая окрестности.

Тем временем, зрители уже потихоньку начинали размещаться внизу на скамейках, заранее подготовленных организаторами. Родители Николая Павел Севастьянович и Ольга Николаевна встречали гостей. Я тоже тепло их поприветствовал. Отец спросил:
- Как думаешь, человек пятнадцать хотя бы соберётся?
- Да, думаю, должно быть! – ответил я, всё ещё находясь в своих мыслях и строя воздушные замки.
Знал бы он, что соберётся больше сотни зрителей.

У родителей слёз не было, или они их умело прятали. Скорее всего, за прошедшие три года слёз у них уже попросту не осталось. Но было видно, что им тяжело. Всё же, думаю, им было приятно, что столько людей помнят их сына, чтят его память, и это придавало им сил. Сестра Анна тоже была здесь. Я её даже поначалу не узнал. Когда концерт подойдёт к завершению, она ещё скажет трогательную речь, коих в этот день прозвучит немало.

Тем временем прибывали гости, был организован небольшой стол. Не сказать, что он ломился от изобилия, но дары огорода и вкуснейший плов достались всем. Никто не остался голодным. Как говорится, «хлеб-соль» по русской традиции. Начинались репетиции, проверка звука. Два Владимира занимались организационными вопросами и звуковым оборудованием. Списки выступающих уже были составлены.

Я пропущу подробности концерта, чтобы не утомлять читателей. Скажу лишь, что выступающие участники делились со зрителями своими воспоминаниями о Николае, посвящали ему свои стихи и песни, а также представляли своё творчество. Я прочитал стихотворение «Осиротевшая гитара». Думаю, вы понимаете, кому оно посвящено. Вообще мне в своей жизни довелось много раз выступать на концертах памяти, и в каждом из них было что-то своё особенное. Так и здесь. Над любимой землёй Николая, перед его родными, близкими и друзьями, которые его никогда не забудут, летел его голос. Как в песне на стихи Елены Соболевой-Пурис, которую он пел:

Знать всё неспроста, пусть дорога терниста,
Порой, точно гладь, а порой камениста,
Навстречу ветрам крыльев не обломаю,
Кричу: "Я ЖИВОЙ! И как прежде летаю!"

После завершения основной части концерта, многие остались и организовали вечерний костёр с «Гитарой по кругу». Увы, у нас не было такой возможности, хотя в другой ситуации лично я бы присоединился с удовольствием. Павел Севастьянович плеснул нам несколько стопочек беленькой перед дорогой, дабы ещё раз помянуть усопшего. Я не за рулём - мне можно. Мы перекинулись нескольким фразами и попрощались. Предстоял путь в Новосибирск. «Какие замечательные люди, - думал я в дороге, - дай Бог им всего самого-самого!»

Когда встречаешь тепло в людях, которые делятся им с окружающим миром, хочется присоединиться и делиться вместе с ними. А на «Столетову гору» мы обязательно приедем. Обязательно! И не раз! Пока мы живы – полёт продолжается!