У. Х. Оден - Памяти Зигмунда Фрейда

Виктор Постников
                Сентябрь 1939

Когда их так много, скорбящих,
Когда горе стало всеобщим и выставлено
     На показ целой эпохе и
     Нашему хрупкому  сознанию и страху,

О ком нужно говорить? Каждый день они умирают
Рядом с нами, те, кто был добр к нам,
     Понимая, что этого не достаточно, что
     Надо стать еще немного лучше.

Таким был этот доктор: даже в 80 лет он хотел
Думать о нашей жизни и ее неуправляемости, из которой
     Выходит столько угроз в будущем,
     Требующих покорности.

Но ему отказали в его желании;  он закрыл глаза
На последнюю нашу картинку,
     На проблемы, стоящие над нами как родственники,
     В недоумении и зависти.

Потому что вокруг него, до самого конца,
Были те, кого он изучал, нервные ночи,
     И тени, все еще ждущие, когда можно прорваться
     В светлый круг его сознания;

Он ушел вместе с разочарованными, когда его забрали
От своего старого увлечения
     В английскую землю,
     Знаменитый еврей, умерший в ссылке.

Только Ненависть осталась счастливой в надежде
Расширить его практику, и его редкая клиентура
     Думающая, что она может вылечится убийством
     И закапыванием пепла в саду.

Они все еще живы, но он изменил мир,
Просто оглядываясь назад без предрассудков;
     Он помнил все как старик,
     И он был честен как ребенок.

Он не был хитрым совсем: он просто сказал
Несчастному Настоящему: читай Прошлое
     Как стихотворение на уроке поэзии;
     После чего Настоящее запнулось

На строчке истории, в которой начались обвинения,
И вдруг он понял, откуда все началось,
     И какой богатой была жизнь и какой глупой,
     И как надо простить жизнь и стать кротким,

Он был способен подойти к Будущему как друг
Без вороха извинений, без
     Маски праведности или
     Стыдливой фамильярности.

Не удивительно, что древние культуры тщеславия
В его разоблачительных техниках предвидели
     Падение принцев, коллапс
     Их паттернов денежной фрустрации.

Если бы ему удалось, Главная Жизнь
Могла бы победить, монолит
     Государства был бы разрушен и предотвращен
     Сговор мстителей.

Конечно, они призвали Господа, но он пошел своим путем,
Среди таких Потерянных Людей как Данте, до самых
     Вонючих ям, где ущемленные
     Вели жизнь отверженных.

И показал нам, что такое зло: не Дела, как мы думали,
За которые наказывают, но наше неверие,
     Наше бесчестное отрицание
     Похотливости насильника.

И если некоторая доля автократичной позы,
Патерналистская жесткость, которой он не доверял,
     Могла сквозить в его стиле и чертах,
     Это была защитная  реакция

Человека, который так долго жил среди врагов;
И если часто он ошибался и временами звучал абсурдно,
     Для нас он был больше, чем личность,
     Но целым континентом мнений,

На котором мы проводили наши жизни;
Как погода, он мог или помочь или расстроить,
     Некоторым это было тяжело,
     Тираны пытались

Использовать его, не слишком понимая его.
Он спокойно исследовал все наши привычки взросления;
     Он поднимал их, пока уставшие в самых
     Отдаленных местах, самые несчастные

Не почувствовали изменения в своих костях и не повеселели,
И несчастный ребенок в своем маленьком Государстве,
     И домашний очаг, где свобода исключена,
     И улей, в котором мед - это страх и тревога,

Не почувствовали себя спокойнее и были ободрены побегом;
И когда они лежали в траве нашего безразличия,
     Сколько давно забытых объектов
     Открыты его ободряющим взором

И возвращены нам и снова сделаны драгоценными;
Игры, которые мы должны были оставить, когда вырастаем,
     Маленькие шутки, над которыми мы не смели смеяться,
     Рожи, которые мы строили, когда никого не было.

Но он хотел от нас большего: свобода
Часто означает одиночество; он соединял
     Эти две неравные половины
     С помощью чувства справедливости.

Всегда стремился расширить волю и ум,
То, что человек слабый использует только
     Для пустых ссор, отдавал
     Сыну богатство материнского чувства.

Но он хотел, чтобы мы помнили и были благодарны
Прежде всего за ночь,
     Не только за чувство удивления
     Которое она нам дарит, но также

Потому что она нуждается в нашей любви:
Потому что ее восхитительные  существа смотрят на нас
     Грустными глазами и просят, чтобы мы шли за ними;
     Они тоже отверженные, и тоже хотят будущего

Которое в наших силах. Они тоже хотят радоваться,
Если им позволят служить таким же просветленным  как он,
     Даже выдержать крик "Иуда",
     Как его выдержал он и выдержать все, чтобы служить.

Один рациональный голос умолк; над могилой
Вся семья отпевает дорогого человека.
     Грустный Эрос, строитель городов,
     И плачущая анархистка Афродита.


*  *  *
W.H. Auden
In Memory of Sigmund Freud


vip10/09/2023

"Грустный Эрос, строитель городов,и плачущая анархистка Афродита"...