Волею Господней

Георгий Куликов
Преподобная Евфросиния Полоцкая (слева) и
преподобномученица Великая княгиня Елисавета

     Древний Полоцк таит в себе великие обетования. Порою  кажется, что именно здесь завязывалась судьба Святой Руси. Странное чувство! Обосновать его логически невозможно. Но таким видится Полоцк – по некоторым «странным сближениям» (Пушкин) и другим проступившим во времени «знакам».
     Например, хорошо известно, что киевский князь Владимир был женат на полоцкой княжне Рогнеде (при крещении нареченной Анастасией). Мы также знаем, что князь Александр Невский, как и его великий предок, тоже нашел себе жену в Полоцке – княжну Александру. Стоит ли придавать этому значение? Но! От Рогнеды, начиная с Ярослава Мудрого, пошел правящий род киевских князей, а от Александры, начиная с Даниила, начался род царей московских.
     А сама женитьба князя  Александра Невского! Венчание состоялось в Торопце  и было засвидетельствовано перед Корсунской (Эфесской) иконой Богородицы. Невеста привезла икону из Полоцка и после венчания подарила её Торопцу. И тут, пожалуй, пора назвать преподобную Евфросинию, игумению Полоцкую. Она, яко крин, процвела на ветке Рогнедовой и приходится праправнучкой равноапостольному князю Владимиру. Но она же и двоюродная бабушка княжны Александры – жены Александра Невского. Именно по просьбе Евфросинии Византийский император Мануил Комнин, породнившийся с домом полоцких князей, прислал в Полоцк чудотворную Эфесскую икону, по преданию написанную евангелистом Лукой. Ее доставили сначала в Корсунь, откуда и появилось второе имя. Перед этой иконой, заметим также, не раз молился сын Торопецкого благочинного Василий Белавин, будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон.
     Но вернёмся в Полоцк. Как у божницы горящая свеча, так и в Полоцке Евфросиния. Однако свет её – во все концы Святой Руси. Недаром святую игумению величают «матушкой Земли Русской». Недаром и в молитве так призывают: "всей стране Российстей помоще, покрове и защитнице"!
     В Тропаре святой поётся: "Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилищи Божию слову, последовала еси, Евфросиние". Такого высокого сравнения не удостаивался ни один святой! Слава о богомудрой отроковице разошлась далеко за пределы Полоцкого княжества. К тому же юная княжна была ослепительно красива. Не буду пересказывать, при каких обстоятельствах она постриглась в монахини, как стала игуменией и великой старицей, наделённой божественными дарами духовного рассуждения и молитвы. Отмечу лишь, что на всём её облике лежит  царственный отблеск, печать высокого благородства. С её житием внутренне схоже (одного духа)  житие преподобномученницы Великой княгини Елизаветы Феодоровны. И – странное дело! – их пути удивительным образом, как нынче принято говорить, пересекутся.
     Преподобная Евфросиния на склоне лет совершила паломничество на Святую Землю. Но прежде она в Константинополе получила благословение у Патриарха и купила золотую кадильницу, которую по прибытии в Иерусалим пожертвовала Гробу Господню – «первый дар русских жён, – как пишет современный агиограф Александр Трофимов, – вставший в единый ряд с лампадой, возжжённой несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всей Руськыя земли».
     Игумения Евфросиния была извещена свыше о скорой своей кончине и пожелала, чтобы её похоронили во Святом Граде. Воля её была исполнена: она удостоилась погребения в обители преподобного Феодосия Великого. Это произошло в 1173 году. Но вскоре, в 1187 году, султан Салах-ад-Дин,  захвативший Иерусалим, потребовал, чтобы христиане в пятидесятидневный срок выкупали свои жизни. Русские монахи  выкупили и святые мощи игумении Евфросинии, переправили их в Киев, где с миром и упокоили в Благовещенской церкви Дальних (преподобного Феодосия) пещер.
     Полоцкую княжну Евфросинию ещё при жизни стали почитать за святую. После кончины было написано её житие, которое включали во все житийные сборники. Но церковное прославление святой совершилось лишь через семь с лишним веков! Этому можно, конечно, найти объяснения. И одно из них в том, что Полоцк, завоёванный Польшей, долгое время жил в отрыве от Матери-Церкви. Но как только Полоцкая епархия была в 1833 году восстановлена, а православным возвращён Храм Спаса, построенный преподобной Евфросинией, полотчане начали ходатайствовать в Синоде о перенесении святых мощей Преподобной в Полоцк. Понадобилось 77 лет, чтобы их просьбы и молитвенные прошения были услышаны.
     Настали времена и сроки – и из Киева тронулся грандиозный Крестный Ход – славное шествие преподобной Евфросинии в родной Полоцк. Сначала по водам Днепра – пароходным кортежем, с остановками во многих городах. Современники вспоминают: по ночам пароходы, озарённые светом тысяч свечей, а также богомольцы со свечами по берегам, являли собою небывалое зрелище.
     От Орши святыню Крестным Ходом понесли в Витебск и, наконец, в Полоцк, где преподобную Евфросинию, игумению Полоцкую  встретила настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елизавета Феодоровна. "Веселися, земле Полоцкая, – пела она «едиными усты» с полотчанами праздничный тропарь, – красуйся и ликуй, обитель Спасова… Евфросиния богомудрая яко птица возлете от града Киева, яко горлица обрете гнездо свое во обители древнего удела своего…" Торжества в Полоцке длились с 20-го по 23-е мая (ст. ст.), и все эти дни Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в них участвовала. Епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) оставил такое свидетельство: «Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, сестра нашей Императрицы, в сером фирменном одеянии сестры своей Марфо-Мариинской обители (наподобие древних диаконисс), всю ту ночь (с 21-го на 22-е мая (1) – Г.К.), не сменяясь, простояла у рака Преподобной, оправляя её покров и служа крестьянам – подавала им иконки, вату, омоченную елеем из лампады и пр.» (2).
     Известно, что на третий день Пасхи мощи преподобной Евфросинии были вынесены из пещерного храма на дневной свет, чтобы начать своё пасхальное шествие к родной Полоцкой обители. И также во вторник Светлой Седмицы, ровно через восемь лет после встречи, чекисты выведут Великую княгиню Елизавету Феодоровну из её родной обители, и начнётся её восхождение на Голгофу – к мученической кончине. На этом скорбном пути она не раз будет молитвенно обращаться к святой «горлице обители Спасовой». «Да сохранит нас всех с вами, мои дорогие, – писала она сестрам своей обители с дороги, – преподобный Сергий, святитель Димитрий и святая Евфросиния Полоцкая».
     После того, как Великая княгиня приняла мученическую смерть под Алапаевском, её мощи были чудом сохранены и перевезены сначала в Китай, а затем – в Иерусалим, где и нашли упокоение на горе Елеонской, в саду Гефсиманском, в крипте храма святой равноапостольной Марии Магдалины.
     Удивительно: перечисление  святых мест звучит, как  перечисление святых наград, коих удостоилась настоятельница Марфо-Мариинской обители любви и милосердия. Напомню также, что и Великая княгиня  Елизавета Феодоровна  ещё при жизни возжелала упокоиться в Святой Земле. И какое все же таинственное у этих святых жен посмертное странничество!
     Святые мощи Великой княгини Елизаветы Феодоровны после её прославления в лике преподобномучениц  подняты для всеобщего поклонения в храм. Может быть, им ещё предстоит совершить Крестный Ход в Москву, чтобы опочить в специально построенной Великой княгиней церкви-усыпальнице во имя Сил Небесных и  Всех Святых? Как знать! Пути Господни неисповедимы. Но порою они чудесно открываются. Только не будем, как сказал некий старец, в сем деле пытливы, а будем верны.

2003

ПРИМЕЧАНИЯ

1)Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. Житие и акафист. Минск. Издательство Белорусского Экзархата, 2000. С. 91
2)Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М.: Московский рабочий, Издательский отдел всецерковного православного молодёжного движения. 1994. С. 190