Ода к радости

Владлен Кешишев
 
 
      «Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно;
      не претендуя ни в малейшей степени на учёность в собственном смысле
      слова, я всё же с детства стремился понять сущность лучших и мудрейших
      людей каждой эпохи».
                Людвиг ван Бетховен


"Во всей Вселенной что бы ни творилось..."*,
Предтечам нашим ведать приходилось
И ритмом слов, и музыкой меж строк,
Гармоний лить ликующий поток,

На клавиши, на лепестки улыбки,
На взлёт смычка солирующей скрипки,
На неизбежность ветра перемен,
На зов любви, берущий душу в плен.

Лишь этот плен нетленен и любим -
К нему спешил усталый пилигрим,
В нём обрели  Бах, Моцарт, Рафаэль,
Стихии счастья, страстной жизни хмель.

Творили, глохли, бури усмиряли
И от мечты своей не отступали.

Блаженство в музыке - вот лучшая награда.
Всем "Ода к радости" - в ней жизни Эльдорадо.
***
25.07.2023

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон презрел идеалы Великой французской революции и объявил себя императором, поэтому Бетховен отказался от намерения посвятить свою Третью симфонию ему. «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном». На титульном листе рукописи Третьей симфонии можно видеть зачеркнутое автором посвящение. Тогда же Бетховен назвал свою Третью симфонию «Героической».

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Из-за глухоты Бетховен редко выходил из дома, постепенно лишася звукового восприятия, становился угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

Джульетте Гвиччарди, композитор посвятил Лунную сонату
Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»


"Во всей Вселенной что бы ни творилось..."*  это строка поэта

Ирины Татаровой

            КЛАВИШИ

Моей зимы безгрешные распутства
Оставили торжественную грусть.
Сквозь прах тепла и пепелище чувства
Мне Данте розу положил на грудь.

Отныне глубины печать на сердце
Царапает и ранит, словно шип,
Но тайная всегда найдётся дверца -
За ней сокрыта музыка души.

Пентаклями глубоких поцелуев
Она оставит, чтоб потом отнять
И то, что жизнью называем в суе,
И то, что смертью силимся назвать.

Пусть мир дрожит от жёлтого тумана,
Здесь пьеса фантастически звучит.
Здесь Космос Айвза - доза наркомана
Вопросом так же призрачно манит.

Я с ним звучу, как соль второй октавы,
Когда в округе пресно и бело.
И что с того, что пальчики кровавы?
Ведь канет всё в бездонное жерло.

Но клавиши... Высокая всемилость,
Вы знали и пророчили одно:
Во всей Вселенной что бы ни творилось,
С душой уже давно сотворено.


Чарльз Айвз - имеется в виду его космически-вселенское произведение "Вопрос,оставшийся без ответа".
Фантастическая пьеса Р. Шумана "Отчего?"


               Бессмертие существует

Мне не нужно думать о рае и аде... Мне достаточно послушать "Фантастические пьесы Роберта Шумана, в частности "Отчего?" и Чарльза Айвза "Вопрос, оставшийся без ответа", чтобы понять, как подлинная музыка невербальна и сколько бы мы не говорили о ней, мы будем ниже, чем эта музыка. Сколько бы не отвечали на вопросы о ней, - она томов премногих тяжелее и создаёт в сердце и душе такое невероятное ощущение чувства размышления о жизни и смерти, философию проблемы существования. Она настолько грандиозна, настолько величественна. Почему? Отчего? Такое волнение, такое неравнодушие к этой запредельной музыке. Эти два поистине космических композитора, два великих астронавта, прибывших на нашу планету и поставившие уникальный вопрос о жизни и смерти.
Пожалуйста, послушайте её и вы, как наркоманы, навсегда будете частью этой музыки, она будет частью вашей жизни, потому что Шуман и Айвз - самые космические композиторы из всех композиторов, известных нам. Но почему, например, Шуман так неровен, отчего он так метался, отчего так трагична его судьба? Откуда такая гармония? Да потому, что музыка была его спасением. Шуман всей своей гениальностью уходил от темы смерти, чтобы дать идею вечности, идею бессмертия. Тот дух, та душа, которая живёт в этой музыке - бессмертна. Её не может уничтожить и погасить ничто!
Я думаю, что наша планета кем-то очень бережно помещена на окраину Млечного Пути. Там, где до ближайших звёзд такое расстояние, что никакая Чёрная Дыра нас не всосёт, никакие метеориты смертельно не ранят Землю и всю цивилизацию. Нас бережно увели в разрежённое пространство, чтобы нам не мешали. А чему не мешали? Для чего? Конечно, для того, чтобы понять - зачем мы здесь, на этой Земле. Затем, чтобы не убивать друг друга, не воевать, не ненавидеть, а создавать великие творения искусства, ведь цель нашего появления и существования на Земле - создание артефакта, потому что человечество развивалось для того, чтобы Бах создал "Страсти по Матфею", для того, чтобы Шуман написал "Фантастические пьесы", чтобы Моцарт создал эффект роста, эффект гармонии, чтобы Бетховен подарил нам гигантскую жизненную силу, невероятное остроумие, невероятную улыбку победителя сквозь бури, сквозь мрак световое ощущение свечения... Мы действительно существуем для того, чтобы обессмертить человечество. А обессмертить его возможно только благодаря бессмертным произведениям искусства за счёт того, что вызревшая в наших телах душа способна воплотить самые глубинные мысли в творениях искусства. Подумайте об этом, когда будете слушать Р. Шумана "Отчего?" и "Вопрос, оставшийся без ответа"
Ч. Айвза.

© Copyright: Ирина Татарова, 2023
Свидетельство о публикации №123010608548